Конспект-урока по литературе на тему Платонов А.П. Юшка


Тема: Добро и зло в прекрасном и яростном мире: чего больше в людях? (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)
Цель: подвести учащихся к пониманию содержания рассказа, его основных проблем
Задачи:
Образовательная – формировать умение характеризовать героев; кратко пересказывать эпизоды; провести словарную работу, расширить кругозор учащихся, продолжить работу по обучению анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;
Развивающая – развивать умение высказывать собственную точку зрения, соотносить её с авторской, развивать умение выполнять мыслительные операции: анализ, обобщение, умение формулировать свои мысли, давать характеристику литературным персонажам;
Воспитательная - способствовать формированию нравственных ценностей, воспитывать чувства доброты, уважительного отношения к окружающим, чувства любви.
Формируемые УУД:
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.
Регулятивные – постановка учебной задачи;
Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, способность к самооценке своих действий, поступков
Метапредметные – формировать умения классифицировать, давать монологический ответ, обобщать, сравнивать; способствовать развитию положительной мотивации к учебно–познавательной деятельности, творческой инициативе, и активности.
Тип урока: урок-размышление
Ход урока
Оргмомент
1. Приветствие обучающихся
2. Слово учителя.
Урок хотелось бы начать с китайской пословицы: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путем размышления – это самый благородный путь.
Как вы думаете, какой путь сегодня мы выберем на уроке, учитывая, что с содержанием рассказа вы уже знакомы?
Итак, ключевое слово нашей работы – размышление (на доске запись)
Мобилизующий этап
1.Слово учителя
Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.
2. Прием «Ключевые слова»
- Прослушайте внимательно отрывок из стихотворения Г.Е. Осокиной «Как много в мире зла» и запишите ассоциации, которые у вас возникнут
Как много в мире зла, и как оно нас ранит,
Как трудно раны нам бывает залечить.
И мы в том зле, что сами причиняем,
Пытаемся кого-то обличить.
Эх, люди, люди, век ваш так недолог
Зачем же нам друг друга обижать?
Ведь не жестокости, - любви с пелёнок
Учила каждого ребёнка мать
- Какие чувства возникли у вас по ходу знакомства с произведением?
Поделитесь своими записями (боль, обида, добро, зло).
- Добро и зло… За этими, казалось бы, простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших проблем нравственности, которая является и одной из главных проблем в прекрасном мире. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней.
3. Прием «Ассоциативный куст»
- Давайте вспомним ключевое слово нашего урока и поразмышляем, а что же значит жить по законам добра и человечности? Составьте ассоциативный куст
- Все эти чувства называют гуманными. 
4. Приемы «Индивидуальная работа» (двое учеников работают у доски, составляя кластеры с ключевыми понятиями Добро и Зло) и «Фронтальная работа» (остальные самостоятельно записывают в тетрадь, затем дополняют друг друга)
- Как вы понимаете смысл, значение слов, относящихся к категории добра?
Словарная работа
- Мы уже касались некоторых нравственных ценностей. Одним из домашних заданий к уроку было найти в толковом словаре лексическое значение слов: милосердие, сострадание, нравственность, сочувствие, праведник.
- Ответы учеников:
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Милосердие- готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Комментарий заранее подготовленного ученика: приставка со- - особенная приставка, ее значение - соединять, объединять с чем - то или с кем - то. Например, сострадать – страдать, переживать с другим человеком;
«Сострадание – сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость, соболезнование».
Запись на доске: Со(вместе) + страдание = разделять чужую боль
Целеполагание 
- Сегодня мы с вами продолжаем работу с произведением А.П. Платонова «Юшка». Исходя из вступительной части занятия попробуйте конкретизировать тему урока. О чем мы будем говорить, вспомнив содержание рассказа? Для этого прочитайте высказывания, подумайте, свяжите их нашим занятием и попробуйте сформулировать тему урока
1)«Смысл жизни имеет лишь жизнь, прожитая ради других» (А. Энштейн)2) «Зло порождает зло» (М.Ю. Лермонтов)3) «Сострадание – есть горе о чужом несчастье» (Плутарх)4) «Милосердие – это свобода отдавать что – либо о всей души» (Неизвестный)5) Добро и зло в прекрасном и яростном мире: чего больше в людях?
6) «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Библия) -Можно ли сказать, что эти высказывания затрагивают нравственные проблемы?
– Посмотрите на тему урока и сформулируйте вопросы, на которые мы сможем ответить в ходе урока.– Поиск ответа на эти вопросы и будет целью нашего урока
(формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь).
Создание образовательной напряженности (постановки проблемы)
_ Вам предстоит пронаблюдать, рассмотреть, сравнить, подумать, оценить поступки героев рассказа и ответить на вопрос: чего больше в героях произведения добра или зла?
Основная часть
Беседа
- Почему рассказ назван «Юшка»?
- Что такое юшка? У вас есть уже подготовленные ответы на это вопрос. Давайте узнаем, что это.
Ответы учащихся:
- Юшка - жидкая часть блюда, навар ; прост. кровь; животворящая жидкость 
Юшка - от ЮРОДИВЫЙ, ЮРОД.
Понятие «юродивый» может иметь в современном мире несколько толкований, у слова есть два полюса: положительный и отрицательный.
Существует лик мучеников, преподобных, праведных…
Есть особый лик святых, которые называются БЛАЖЕННЫЕ или ЮРОДИВЫЕ ХРИСТА РАДИ. Их так называют, потому что они добровольно, ради Бога, приняли на себя подвиг смирения перед другими людьми, исполняя заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»
-Многие исследователи творчества Платонова обратили внимание на исключительную точность в выборе названий произведений, имен героев и т.п. А ведь мы знаем, что имя определяет многое в характере и судьбе человека.
- А как на самом деле звали Юшку? Какое значение имеют его имя и отчество?
Ефим Дмитриевич.
Ответы учащихся: Ефим – «благочестивый», «священный», «благословенный»
Дмитриевич –с греч. Дмитрий –«земледелец».
- Выходит, что имя и отчество Юшки символизируют некое соединение земного и небесного, т.е. доброго. Имя героя определяет его назначение в произведении.
Работа над открытым заданием, создание собственного продукта
Индукция. Задание (индивидуально): опишите красивого, на ваш взгляд, человека.
- Найдите в тексте словесный портрет Юшки. Прочитайте и решите по авторскому описанию, красив ли герой рассказа Юшка?
По ходу чтения заполнить таблицу, которая находится у каждого на столе (пока только левую часть) (Приложение 1)
– Запишем в левую колонку слова, характерные для его внешности. Вы в тетради, я – на доске (Совместная работа учителя и учеников).
Внешность Юшки Внутренние качества Юшки
НеказистыйЖалкийТихийСкромныйКроткийНезаметныйСлабый  Старый, плохо видел глазами, в руках мало силы, мал ростом и худ, сморщенное лицо, редкие седые волосы, белые глаза, как у слепца ДобрыйОтзывчивыйЛюбящий всехТрудолюбивыйНеравнодушныйВсепрощающий
-Продолжаем размышление: что у вас получилось. Прочитайте. Дополните.
- Ребята, на что вы обратили внимание? Как выглядел Юшка?
Ответы учеников: глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы».
- О чем говорят нам эти строки? Глаза, в которых всегда стояла влага
- Почему? Душа Юшки плачет.
- Да, глаза – зеркало души. Разумом мы мыслим, а именно душой сострадаем, любим, ненавидим.
- А какую роль играл Юшка для жителей деревни?
(Взрослые и дети выплескивали на него свою злобу. Но не только это: по Юшке узнавали, когда пора начинать работать и когда пора ложиться спать – он работал с утра до вечера. В то же время Юшка был примером. Как не надо жить. Родители пугали судьбой Юшки детей)
- Был ли Юшка лишним человеком среди жителей деревни?
- А каким человеком он был?  Запишем в правую колонку слова, характерные для его внутреннего содержания. Вы в тетради, я – на доске (Совместная работа учителя и учеников) (теперь можно правую часть заполнить)
После заполнения
- Можно ли соотнести внешность и характер?
- Ребята, по вашим работам мы можем сделать вывод, что внешность Юшки противопоставлена его внутреннему миру. Какой прием здесь использует Платонов? Почему именно этот прием? (Антитеза, чтобы противопоставить неприметную внешность Юшки его богатой духовной жизни).
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад
Групповая работа
Составление сравнительной таблицы
- Подберите из текста слова и выражения, характеризующие отношение детей (группа 2(этой группе уделить внимание на глаголы)), взрослых (группа 1) к Юшке и Юшки к ним (группа 3)
взрослые дети Юшка
…обижали его…
…их сердце наполнялось лютой яростью…
…и тут же били его…
…приходили в ожесточение и били его ещё больше…
…и в этом зле забывали на время своё горе…
Они жестокие люди.
…переставали играть, бежали, кричали…
…поднимали ветки и бросали…
…снова окликали, бросали, трогали и толкали……
…опять толкали и кидали комья земли…
…сильнее толкали,…кричали вокруг Юшки…
…делали слишком больно…
…радовались
…ничего не отвечал и не обижался…
…шёл тихо и не закрывал лицо…
…шёл и молчал…
…не трогал и не отвечал…
…говорил…
…радовался…
… останавливался, слушал и молчал…
…потом долго лежал в пыли на дороге…
…очнувшись, он вставал…
…люди меня без понятия любят, сердце у них бывает слепое…
Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое.
Беседа.
-Одинаково ли относились к Юшке взрослые и дети? (А дети повторяют поступки старших. Юшка не похож на них. Это раздражает. Раздражает также и покорность его, ведь от Юшки ждут ответных действий. Но он – не такой, как они)
- Какой снова прием использует автор - Антитеза в поведении героев.
- Для чего автор здесь использует антитезу? (Человек и люди, добро и зло здесь противопоставлены).
- Деревня – это яростный или прекрасный, добрый мир?
- Юшка считал, что люди любят его. «Они меня без понятия любят. Сердце в людях бывает слепое». Обратите внимание, снова А. Платонов подчеркивает характеристику глаз. С одной стороны, Юшка, «с белыми, как у слепца глазами, но зрячим сердцем», а с другой – окружающие люди, «со зрячими глазами, но слепыми сердцами»
А сам Юшка любил людей?
- Какими чувствами переполнено сердце Юшки? (пустить по рядам бумажное сердце (или шкатулку в форме сердца), на котором дети пишут чувства Юшки)
Прием «Кластер»

За что мучают Юшку? Он «блажной», «непохожий», «особенный».
-Понимает ли Юшка, что его мучают напрасно?
У гордого человека всегда возникает желание отомстить, если не получается, то возникают мысли о самоубийстве. Юшка не понимает, «зачем ему умирать, если он родился жить».
- Смерть героя не принесла людям желаемого облегчения, наоборот, жить всем стало хуже
- Совпадает ли ваше отношение к Юшке с отношением людей или автора к нему?
Рефлексия
Создание 11-словия «Юшка»
Состоит из 11 слов (как знаменательных, так и служебных)
 Первая строка – цвет, качество (прилагательное) Тихий
 2-я – о чём пишу (прилагательное + существительное) Блаженный Юшка
3-я – тема расширяется (три слова) Никому не противоречит
 4-я – о себе (четыре слова) Меня восхищает его поведение
 5-я строка – результат, вывод (одно слово) Праведник

Итог урока
Слово учителя.
- Юшка – олицетворение добра, жители деревни – зла, и мир вокруг него яростный.
- Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая.
А мы взрослеем и становимся жестоки,
И больно раним, колем, обижаем –
Как будто матери уроки
С годами напрочь забываем.
Исчезла в душах наших чувство милосердия
И не хватает доброты и понимания,
Давайте же приложим все усердия
Для возрожденья соучастья и внимания.
.
-  Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия
Домашнее задание на выбор:
1 Обязательное – подобрать цитаты из текста, что Юшка все-таки был счастлив.
2 Составить список заповедей, как не нужно себя вести с окружающими.
3 Подготовить рисунок к понравившемуся эпизоду или иллюстрирование героев рассказа.
Выставление оценок с комментарием учителя.
Список источников
Коровина В.Я. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях / В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2006.
Миронова Н.А. Анализ произведений русской литературы: 7 класс / Н.А. Миронова. – 3-е изд. – М. : Издательство «Экзамен», 2014. – 222 с.
Конспект урока по рассказу А.Платонова «Юшка». – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rasskazu-applatonova-yushka-415920.html