Интегрированный урок по истории на тему отечественная война 1812 года (8 класс)

ИНТЕГРИРОВАННЫИЙ
УРОК
ПО ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ


«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ВОЙНА 1812 ГОДА»



Межпредметная связь: история-литература


















Учитель – Сегодня мы проводим заключительный урок по теме
« Отечественная война 1812 года». Эта тема всегда волновала многие поколения. В 20 веке известным советским режиссером Сергеем Бондарчуком был создан фильм «Война и мир», который мы посмотрели. Кроме этого многие писатели и поэты, так или иначе, коснулись этого события. Л.Н.Толстой посвятил ему роман
« Война и мир».
Итак, армия Наполеона продвигалась к границам России. Был подписан Тильзитский мир, но все понимали о нестабильности и непрочности этого мира. Какое природное явление явилось знамением войны с Наполеоном?

Уч-ся – (зачитывает стр. 805 т.2).Было морозно и ясно. Почти в середине этого неба над Пречистинским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но, отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812-го года.

Учитель – Давайте сделаем анализ двух армий.

Уч-ся - Для войны с Россией Наполеон создал огромную армию, она насчитывала 600 тыс. человек и 1372 орудия. Армия имела пестрый национальный состав. Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и была разделена на три части.
Уч-ся – 1-ая армия прикрывала Петербург. Ею руководил Барклай де Толли, 2-я армия стояла в Белоруссии и прикрывала пути к Москве. Это была армия П.И. Багратиона. 3-я армия, под командованием Тормасова прикрывала Киев. Главнокомандующим на начальном этапе был сам Александр – человек, далекий от военного дела.

Учитель, – Какие предположения были у Александра I, и какие планы у Наполеона?

Уч-ся – Александр I предполагал, что Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому существовал план генерального сражения 1-ой армии у границы при поддержке армии Багратиона. Но Наполеон имел совсем другие планы. Его замысел состоял в том, чтобы двинуться на Москву, не допустить соединения русских армий, разбить их уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не собирался завоевывать всю Россию. Он хотел превратить Александра в зависимого правителя

Учитель – Александра убедили уехать из армии. Кто принял руководство, и какие действия затем последовали?

Уч-ся – Руководство войсками принял Барклай де Толли. В условиях быстрого продвижения противника он избрал единственно верный путь – любой ценой сохранить войска и, не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1 и 2 армий.

Учитель – Мы знаем, что в начале августа под Смоленском произошло крупное сражение. Французы потеряли около 20 тыс. солдат. Но город удержать не удалось. Армия отступала. Кого обвиняли в провалах?

Уч-ся - Барклая де Толли обвинили в предательстве, т.к. он имел шотландское происхождение. Необходимо было назначить командующим армией чрезвычайно популярного в народе человека. Это был Кутузов. И, хотя его не любил Александр I, он был вынужден уступить мнению общества. Но при назначении сказал: « я умываю руки». Кутузов объявил действия Барклая де Толли правильными и отступил дальше.

Учитель – Неподалеку от Бородина Кутузов решил дать генеральное сражение. Какое впечатление оказал на вас эпизод из фильма о Бородинском сражении? Куда был направлен основной удар Наполеона? ( Багратионовы флеши и батарея Раевского)

Уч-ся делятся впечатлениями по фильму, отмечают наиболее запоминающиеся моменты

Учитель – Как описывает Бородинское сражение М.Ю.Лермонтов

Уч-ся – зачитывает отрывок из стихотворения
Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнуло перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.


Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой

Учитель – А о ком могла идти речь в этих строках стихотворения?

Уч-ся. Зачитывает Бородино
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.


И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умоемте ж под Москвой,
Как наши братья умирали.
Уч-ся – речь могла бы идти о Багратионе. Он был тяжело ранен в бою. Рана оказалась смертельной.

Учитель – Как называли его солдаты?

Уч-ся – БОГ РАТИ ОН.

Учитель – Сражение не принесло победы ни одной стороне. Несмотря на видимый успех Кутузов отказался дать новое сражение. Почему? Как об этом сказано у Толстого?

Уч-ся. Зачитывает стр.300 т.3 «Стали приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным. Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди».

Учитель – какое решение принял Кутузов в Филях?

Уч-ся – Он принимает решение оставить Москву, для сохранения армии. (Зачитывает стр. 309)
« Некоторые будут не согласны со мной. Но я властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление.

Учитель – Москва была оставлена французам. Это событие нашло свое отражение не только у Толстого (стр. 365 т.3), но и у А.С. Пушкина в произведении «Евгений Онегин».
Москва как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачен он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Учитель – Что из себя представлял Тарутинский маневр?

Уч-ся – Этим маневром Кутузов закрыл Наполеону путь на Тулу с ее оружием и Калугу с ее продовольственными складами. После поражения под Тарутином и Малоярославцем, Наполеону пришлось отступать по разграбленной Смоленской дороге.

Учитель – Я сейчас прочту еще одно стихотворение Лермонтова. Как вы думаете, что имел в виду автор?

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померятся главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел – тряхнул главою
Ахнул дерзкий – и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
Уч-ся – В этом стихотворении говорится о Наполеоне и Кутузове. Наполеон после поражения под Ватерлоо был сослан на остров Св. Елены.

Учитель – наши земляки также принимали участие в Отечественной войне. Это Арсеньев, Дорохов, Дохтуров.

Уч-ся рассказывают о земляках.
- Арсеньев. Участвовал в боях под Витебском, Смоленском, особенно отличился в Бородинском сражении, за что был награжден орденом Св. Георгия. Полк Арсеньева участвовал в преследовании и изгнании наполеоновских войск из России.

- Дорохов. В Бородинском сражении, командуя кавалерийской бригадой, остановил наступление французов. Руководил партизанским соединением. Первый сообщил Кутузову об оставлении французами Москвы.

Учитель – В заключении нашего урока дайте свое мнение – почему эта война носит название Отечественной?

Уч-ся – делятся мнениями.

ИТОГ УРОКА.



15