Выступление на педагогическом совете на тему Профилактика жестокого обращения с детьми
1слайд.
Цель анкетирования - выяснить, как проблема насилия представлена в сознании подростков, насколько часто им приходится сталкиваться с этим явлением в повседневной жизни и каково их отношение к насилию.Вопросы анкеты можно разделить по блокам:1.Семья. Наказания в семье.2.Школа. Взаимоотношения со сверстниками. Взаимоотношения с педагогами3.Отношение подростков к наказаниям и оскорблениям.
2 слайд
В анкетировании принимало участие – 66 человек, учащиеся 7-8 классов
3 -5 слайд: результаты
6 слайд
Научными исследованиями установлено, что:
насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой казахстанской семье;
ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
7 -9 слайд
10 слайд
около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.
В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.
11-13 слайд
14 слайд
Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.
15 -17 слайд
18 слайд
Виды насилия над детьми в семье:
физическое насилие;
пренебрежение;
сексуальное насилие;
психологическое жестокое обращение.
19 -21 слайд
22 слайд
Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.
24 слайд
Особенности детей, подвергающихся насилию:
задержка психического развития;
невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
низкая самооценка;
эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
избыточная потребность во внимании;
депрессия, попытки суицида;
неумение общаться со сверстниками (чрезмерная уступчивость или агрессивность);
ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение;
нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.). 26 слайд
Группы риска детей по эмоциональному насилию:
дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
дети раннего возраста;
дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
28 слайд
Чаще всего это происходит в семьях, где:
убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
родители (или один из них) имеют психические заболевания;
нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
ВЫВОД И РЕКОМЕНДАЦИИ:
Насилие имеет место в семьях наших детей. При этом дети признаются в том, за что их наказывают родители, то есть они видят свою ошибку (за непослушание, плохие ошибки, позднее возвращение домой и т.д.). Жестокое отношение в семьях наших детей в основном направлено на матерей, что пагубно сказывается на сознании мальчиков, так как, по мнению многих специалистов, мальчики, в семье которых отец бил мать, также будет применять физическую силу по отношению к своей будущей супруге.
Подростки в основном испытывают унижения, оскорбления и издевательства со стороны сверстников в школе, то есть имеет место проблема взаимоотношений в классе или в отряде между сверстниками. У 7% подростков забирали вещи и деньги и при этом они стараются забыть обиду, лишь некоторые из них защищают себя, а остальные рассказывают ближайшему другу или подруге. При этом за помощью к учителям, воспитателям и администрации школы они не обращаются.
При всем при этом имеет место тот факт, что дети были свидетелями того как подвергаются другие дети унижению и оскорблению со стороны учителей в классе и воспитателей в отряде. Пусть хоть и в малом количестве, но все же это имеет место быть в стенах нашей школы.
Поэтому:
Педагогам при работе с детьми использовать демократичный стиль воспитания
Прислушиваться к проблемам детей и предлагать свою помощь в их решении
Сдерживать негативные эмоции по отношению к детям, иначе это может привести к нежелательным последствиям
Социально-психологической службе разрешать возникающие конфликты в сферах «ученик-ученик», «педагог-ученик»
Оказывать помощь родителям в установлении доброжелательных отношений с детьми
Улучшить контроль и надзор за поведением учащихся