Тема урока: Химические свойства металлов. Цели: 1. Образовательные: систематизировать сведения о химических свойствах металлов сравнить химическую активность металлов доказать, что металлы проявляют только восстановительные свойства. 2. Развивающи

МКОУ СОШ №2 с.Эльхотово









Открытый урок химии в 9 классе
(с использованием компьютерной презентации)

«Химические
свойства
металлов»






Разработала
учитель химии
Беликова З.Х







2013 год
Тема урока: Химические свойства металлов.

Цели:
1. Образовательные: систематизировать сведения о химических свойствах металлов; сравнить химическую активность металлов; доказать, что металлы
проявляют только восстановительные свойства.
2. Развивающие: научить использовать ряд напряжений металлов при прогнозировании химических свойств металлов; совершенствовать специальные навыки и умения работать с химическими реактивами, записывать уравнения химических реакций; общеучебные: умения наблюдать, делать выводы, составлять схемы, сравнивать.
3. Воспитательные: приучать к аккуратной работе в тетради, работе с реактивами с соблюдением ТБ, развивать коммуникативные способности,
воспитывать взаимовыручку, умение делать самооценку, критически
относится к оценке своих знаний.
4. Цели исследовательской работы:
1. Сделать вывод о химической активности различных металлов.
2. Сопоставить активность металлов и положение их в
электрохимическом ряду напряжений металлов.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок с использованием элементов исследовательской деятельности, проблемной ситуации, компьютерной презентации.

Формы работы: парная и индивидуальная.

Оборудование:
Реактивы: металлы (Na, Ca, Fe, Zn, Cu), кислоты (HCI, H2SO4, HNO3),
CuSO4, вода, фенолфталеин, пинцеты, ножницы, спиртовка и др.
Таблицы: ряд активности металлов, генетическая связь веществ.
Компьютер, компьютерная презентация.


















Ход урока:

I. Оргмомент.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какую большую тему мы сейчас изучаем (Металлы).
- Какие вопросы этой темы нами уже рассмотрены? (Нахождение в природе, получение, строение атома, физические свойства металлов).
- А какие вопросы очень важные для химика, нам еще предстоит изучить? (Химические свойства металлов).
- Итак, тема урока:
Химические свойства металлов (слайд 1)
(учащиеся записывают в тетрадь).

II. Изучение нового материала.

1)- Изучали ли мы ранее этот материал? (В темах «Кислород», «Вода», «Кислоты», «серная кислота», «азотная кислота», «строение Ме»).

- Вы знаете, что свойства веществ зависят от строения. Каковы особенности строения атомом Ме?
- В химических реакциях Ме как себя проявляют?

Меє - n
· Меn+ , вывод: Меє- восстановитель
- Итак, Ме в химических реакциях - восстановители.
Одинакова ли их восстановительная способность, т.е. химическая активность?

- А как можно узнать об активности Ме? (Изучая книги, из жизненного опыта, по ряду активности, проводя исследование).

- Ребята, сегодня, когда вы входили в класс, вы на двери заметили вот это маленькое стихотворение:
Ты – молодчина! И в это поверь:
Открыта тобой в мир химии дверь.
Надеемся все мы, что лет через пять
Прекрасным ученым сможешь ты стать.

- Сейчас в школе проходит неделя биологии, химии и географии. Прочитав это стихотворение, вы поняли, что мы возлагаем на вас большие надежды. А что? Может, действительно, кто-то из вас станет великим ученым.
А чтобы быть ученым, надо много знать.
Поэтому, неслучайно, девизом нашего урока стали слова Б. Шоу:
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» (слайд 2)

- Добывать знания можно самыми разными способами.

- Академик А.Н. Несмеянов по этому поводу сказал так:
«Древо науки всеми корнями связано с практикой» (слайд 2)
- Сегодня вы сами будете исследовать химические свойства различных Ме. Свою работу на уроке вы будете оценивать сами по следующим критериям
(слайд 4 «Оцени свой успех»).

- Сначала давайте вспомним известные вам свойства Ме: (Учащиеся рассказывают, используя схему «Генетическая связь веществ»)

- Сегодня, работая на уроке, мы продолжим заполнять таблицу, которую начали на предыдущих уроках.

- Перед началом работы напоминаю вам правила техники безопасности.
(слайды 5 –


2. а) Выполнение лабораторных опытов (исследовательская работа в парах - см. инструкции)

Опыт 1-2. Взаимодействие Ме с О2.
Опыт 3. Взаимодействие Ме с водой.
Опыт 4. Взаимодействие Ме с р-ром HCI.
Опыт 5. Взаимодействие Ме с H2SO4, HNO3.
Опыт 6. Взаимодействие Ме с солями.

б) Результаты опытов обсуждаются вместе со всеми, заполняется схема.

Ме + неметалл: 4Nа + O2 2Nа2O
2Nа + O2 2Nа2O2
6Nа + N2 2Nа3N
Ca + H2 CaH2
2Fe +3CI2 2FeCl3
2Cu + O2 2CuО

Ме + оксид (H2О): 2Nа + 2H2О 2NaOH + H2
Ca + 2 H2О Ca(OH)2+ H2
Cu + H2О
SiO2: 2Mg+SiO2 2MgО + Si

Ме + оксид Ме: 2AI + Fe2О3 2Fe + AI2О3


Ме + кислота: Zn + 2HCl ZnCl2 + H2
Fe +2HCl ( FeCl2 + H2
Cu + HCl

Ме + H2SO4: Cu + 2H2SO4 CuSO4 +SО2 (или H2S, S, SО2) + 2H2О

Ме + HNO3: Сu + 4HNO3 Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
(или NO, N2O, N2, NН4NO3)

Ме + соль: Fe + CuSO4 FeSO4 + Cu
Zn + CuSO4 Cu+ZnSO4
Cu + ZnSO4

в) Выводы: 1. Металлы проявляют различные химические свойства в
соответствии со своей химической активностью.
2. О химической активности Ме можно судить по его
положению в электрохимическом ряду напряжений.

3. Проблемная ситуация:
-А можно ли использовать щелочные металлы для реакции замещения с раствором соли? Например, Na c раствором CuSO4 ? Какой результат следует ожидать?

Демонстрация: опускаем натрий в раствор сульфата меди(II).

Наблюдения: выделяется газ и выпадает осадок (?)

Записываем уравнение:
2Na + 2H2O ( 2NaOH + H2
2NaOH + CuSO2 ( Cu(OH)2 + Na2SO4
2Na + 2H2O + CuSO4 ( Cu(OH)2 +Na2SO4 + H2

Вывод: натрий нельзя использовать для реакции замещения с растворами солей (можно только с расплавами солей).

III. Закрепление:
Тест (см. карточки, слайд).
Самопроверка теста (слайд).
Самооценка результатов работы (слайд).

IV. Рефлексия: - Ребята, актуален ли девиз нашего урока? (слайд)

V. Д/З: параграф 44, конспект, № 11(стр.120). Составить конспект ответа «Химические свойства цинка» (по желанию – в виде компьютерной презентации).