Мини – КВН по теме «Механические колебания и волны»
Мини – КВН по теме «Механические колебания и волны»
Предмет: физика
Класс: 9
Цели урока:
Образовательная: систематизация и обобщение знаний учащихся о механических колебаниях и волнах; повторение основных определений темы, взаимосвязь физики с другими предметами, формирование умений применять полученные знания в жизни;
Воспитательная: воспитание убежденности в необходимости теоретических знаний, формирование умений сосредоточиться в нестандартной ситуации, формирование чувства взаимопомощи, коллективизма при выполнении заданий.
Развивающая: развитие самостоятельности, культуры восприятия, эстетического вкуса, умения работать с дополнительной литературой, развитие речи учащихся, памяти, логического мышления.
Тип урока: обобщение знаний
Оборудование: пружинный и математический маятники, источники звука, волновая машина, таблицы, высказывания о физике, карточки с заданиями, плакат с формулами. Интерактивная доска.
Ход урока:
Организационный момент – психологический настрой.
Слово учителя: Мы живем в мире звуков. Где бы мы ни находились, нас сопровождают разные звуки. Вот, например, еще совсем маленький ребенок, а уже гремит погремушкой. Это его первая игрушка и она звуковая.
Звуки бывают разной высоты, которая зависит от частоты колебаний. Говорящие куклы – колебания воздуха внутри кожаной коробочки с отверстиями, при наклоне куклы, грузик падает, заставляя воздух в ней сжиматься и выходить из отверстия. Причиной музыкальных звуков, издаваемых инструментом, тоже являются колебания воздуха внутри нее или же струн. Этим и другим вопросам, касающимися колебаний и волн, мы посвятим сегодняшний урок. Летучая мышь, медуза, дельфин – многочисленные животные, обладающие механизмами для прогнозирования, радиолокации.
Представление команд:
Название
Эмблема
Девиз
Капитан
Разминка – участники по очереди задают вопросы друг другу по теме.
Кратковременные конкурсы:
Привести примеры возникновения резонанса.
Дать определение гармонического колебания.
Дать определения характеристик колебания: амплитуды, частоты, периода.
Написать формулу для периода пружинного и математического маятников.
Почему детские и женские голоса обычно выше мужских?
Почему комары пищат, а пчелы жужжат?
Для чего на старте и перед посадкой самолета стюардесса раздает пассажирам леденцы? Можно ли их заменить на мармелад, яблоки, сыр, мороженое, халву?
Что такое акустика?
Барабанная перепонка имеет существенные отличия от барабана: она неправильной формы и с неодинаковым натяжением в разных участках. Следует ли к этому относиться как к невозможности совершенства или же такое устройство перепонки имеет какой-то биологический смысл?
В 1750 году близ города Анжера во Франции рухнул висячий мост, по которому проходил военный отряд ( 487 человек), погибло 226 воинов. Как называется данное явление?
Укажите силы, действующие на математический маятник.
Указать координаты, скорость и ускорение для пружинного маятника.
Записать формулы для энергии.
Проверка домашнего задания
Конкурс капитанов (решить задачи)
Вальс формул
Рефлексия.
Домашнее задание.