Открытый урок по русскому языку на тему: Имя существительное как часть речи


Тема: « Имя существительное как часть речи» ( обобщение)
Цели: 1) обобщить и закрепить знания учащихся по теме « Имя существительное
как часть речи ;
2) воспитывать нравственность, патриотизм, самостоятельность;
3) развивать речь, орфографическую зоркость, навыки каллиграфического письма, активизировать словарный запас учащихся и познавательное мышление;
Тип урока: урок – путешествие « Грамматический караван»
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая;
Методы: частично-поисковый, беседа, работа с книгой, репродуктивный; словесный наглядный, практический.
Оборудование: опорная схема, кластер « Казахстан», карта путешествия, учебник, кубик морфологического разбора, тестовые задания; Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Урок сегодня необычный
Хотя, на первый взгляд привычный
Мы путешествием его назвали
И дорогих гостей позвали.
Попрошу, вас, поприветствовать гостей,
И улыбнуться им повеселей.
Всем пожелать здоровья и добра
Ну что ж, теперь урок начать пора!
Учитель: Путешествовать мы будем по пустыне на грамматическом караване. Цель нашего путешествия: закрепить знания об имени существительном, полученные на предыдущих уроках, а также определить уровень знаний по данной теме.
II. Опрос домашнего задания.
Учитель: Прежде чем начать путешествие, хотелось бы кое-что узнать. Вам было дано опережающее задание: раскрыть значение слов « пустыня» и « караван».
( ученики делают сообщения)
1.Пустыня - большое пространство со скудной растительностью или вовсе без неё. Самой большой пустыней в мире является Сахара.
2.Караван – группа вьючных животных перевозящих грузы, а так же людей в пустыне.
Учитель: О каких вьючных животных идёт речь?
( ответы детей)
А теперь, давайте запишем дату нашего отправления ( 14 декабря)
III. Минутка чистописания
Кк караван Караван верблюдов отправляется в путь.
( разобрать по членам предложение)
IV. Работа по теме урока.
Учитель: Итак, в путь!
Ученики: Идём мы по пустыне без оглядки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
Ведь с вами, мы, друзья отважные
И это путешествие уж очень важное.
Хотим сказать гостям мы откровенно
Учитель: Будут наши дети выполнять всё верно!
1. Препятствие № 1 Кактус
Задания Кактуса:
а) Фронтальный опрос по теме « Имя существительное»
б) Составление опорной схемы « Имя существительное»

в) Игра « Морфологический разбор» с кубиком со словом « Караван»
а) Часть речи
б) Вопрос
в) Вид
г) Род
д) Число
е) Падеж
Учитель: Молодцы, ребята, справились с первым препятствием!
( поощрение учащихся жетонами)
2. Препятствие №2 Черепашка
Задание Черепашки:
Выборочный диктант.
( выпиши только имена существительные, определить род существительных)
Трава, сидеть, огромное, дядя, слушаю, конь, красивое, играли, рожь, золотой,
золото, она, берёза, караван, прыгать, увлекательная, окно, мне, тень, подошёл,
высокий, море, пустыня, читать, кофе.
( взаимопроверка с помощью цветных карандашей)
Без ошибок – красный цвет «5»
1-2 ошибки – синий цвет «4»
3 – 4 ошибки – зелёный цвет « 3»
Учитель: Ну, а мы продолжаем наше путешествие!
3. Препятствие № 3 Змея
Задание: Выполнить упражнение № 122 стр. 37 работа в группах
Распредели данные имена существительные по склонениям – 1-е, 2-е, 3-е. Обрати внимание на имена существительные метро, пальто.
Байконур, герой, Казахстан, метро, Москва, погода, лестница, девочка, капуста, тюль, пальто, ворона, Рождество, яблоко, автомобиль, искусство, ночь, рожь, степь, календарь, корабль, пятница, пиала, существительное, глагол, наречие, площадь, частица, тень, печь, радость.( 3 ученика каждой группы выполняют упражнение у доски)
Учитель: Молодцы, вы справились и с этим заданием!
Скажите, пожалуйста, а чем отличается от природных зон пустыня?
Ученики: Палящим солнцем.
Учитель: Символом чего является солнце на флаге нашей Родины?
( ответы детей)
5. Задание Солнышка
Составить кластер « Казахстан»
Учитель: Какой праздник приближается?
Ученики: День Независимости!
Учитель: Какого числа мы его празднуем?
Ученики: 16 декабря.
( ученики составляют предложение)
Казахстан – независимая страна.
Учитель: Ребята, солнце в пустыне такое изнуряющее и верблюды уже устали. Давайте дадим возможность им набраться сил, а заодно и мы с вами отдохнём.
6. Выполнение физминутки « Солнышко»
Учитель: Ну что, отдохнули? Наш караван тоже набрался сил и готов продолжить путешествие.
7. Препятствие № 5 Варан
Задание: Выполнить упражнение №125 стр. 37 работа по вариантам
Просклоняй имена существительные медведь, степь. Поставь падежные вопросы,
обозначь ударения.
Учитель: Наше путешествие подходит к концу, но для вас есть ещё одно интересное задание, которое вы любите
8. Задание «Грамматического каравана»
( мини – тест по теме « Имя существительное» )
9. Проверка тестов по ключу
б а б
а в а
в а с
10. Шар добра ( тренинг для детей и гостей)
V Подведение итогов урока
Что изучали на уроке? Всё ли было легко и доступно?
VI. Задание на дом: Упражнение 127 стр. 38, повторить правила
Грамматический караван