Методическое пособие Дидактические принципы обучения
Подготовила: методист ГОУ СПО ШАТТ
Конкина Н.В.
«Реализация дидактических принципов
при подготовке обучающихся по профессии «Пова»
«Найти, открыть и утвердить в человеке его трудовое признание, добиться, чтобы, каждый стал мастером в какой-то работе, чтобы трудовое творчество навсегда вошло в духовную жизнь и стало самым сильным и эмоциональным стимулом деятельности - в этом и стоит единство идейного и трудового воспитания».
В.А Сухомлинский.
В конце ХХ века с очевидностью проявлялось, что кризис образования приобретает глобальный характер
Изменение функций труда человека на производстве, естественное движение научно - технического прогресса – все это немедленно находило отклик в учебном процессе, вызывало его модернизацию для приведения качественного уровня подготавливаемых кадров в соответствие с изменяющимися требованиями общества и экономики. Концептуальной основой новой стратегии развития образования стала идея перехода на компетентностный подход как наиболее эффективную технологию современного содержания образования.
Основной целью профессионального образования в России является "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту"Идея компетентностно-ориентированного образования на сегодняшний день рассматривается в Российской системе профессионального образования как один из наиболее адекватных ответов системы образования на новый социальный заказ отраслей экономики и рынка труда.
Задача современного учреждения профессионального образования – формирование у будущего специалиста готовности к профессиональной деятельности, выработка у учащегося самостоятельного мышления, готовности к самообразованию. Иными словами, сегодня востребован человек, нашедший свое предназначение, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад.
Сегодня как никогда необходимо добиться соответствия всех без исключения аспектов профессиональной подготовки квалифицированных кадров современным требованиям. В первую очередь это относится к содержанию учебного процесса, базирующегося на реализации основных принципов обучения. От решения этой задачи зависит успех продвижения нашей страны к развитию и процветанию.
Дидактические (от греческого слова didaktikos поучающий) принципы это руководящие идеи и положения, применяемые в обучении всем учебным предметам. В педагогической литературе описано более десятка таких принципов: целенаправленность, научность, доступность и др. Они в основном являются едиными по отношению к различным дисциплинам, но применительно к каждой из них имеют свою специфику.
Для того, чтобы выстроить грамотно и последовательно образовательный процесс учреждению профессионального образования необходимо полагаться на требования потенциального работодателя для своих выпускников. С этой целью с помощью анкетирования определили требования работодателя к выпускнику с точки зрения его личностных, функциональных качеств, сформированных общекультурных ценностей. В результате исследования получили следующие данные:
-умение самостоятельно действовать, профессиональный интерес, знание технологического процесса - 100 %;
-стремление к освоению новой техники - 86 %;
- умение представлять свою работу- 71 %;
- умение решать производственные задачи - 43 %.
Вместе с тем, работодатель считает, что такие качества, как коммуникабельность, независимость, гибкость, организаторские способности, умение передавать опыт не являются столь важными для работы на современном производстве. При этом, важными и значимыми оказались для работодателей культурные ценности, воспитанные и привитые нашим выпускникам, обучающимся по профессии «Повар, кондитер»:
культура профессионального общения - 100 %;
культура поведения, культура взаимоотношений - 71 %;
культура образа жизни и уровень образования - 57 %.
Все это необходимо учесть при обучении наших воспитанников. Реализации задачи образования подчинена вся методическая, учебная и воспитательная деятельность преподавателя профподготовки и мастера производственного обучения, которые выстраивают свою деятельность на указанных выше принципах обучения.
Любая деятельность эффективна, если определены ее цели. Каковы же цели деятельности мастера, каковы цели производственного обучения?
Производственное обучение должно быть направлено на комплексное решение задач умственного, нравственного, эстетического и физического развития обучающихся, приобщения их к общечеловеческим ценностям, формирования у них фундамента готовности к труду для себя и общества. Такой фундамент является совокупностью интересов, мотивов, нравственных качеств, выработанных компетенций: это прежде всего трудолюбие, добросовестное и творческое отношение к труду, привычка к нему, трудовая культура, честность, совестливость и порядочность, предприимчивость и деловитость, инициативность и высокая дисциплина труда и, конечно, прочные знания и умения в области основ пищевого производства, технологии, экономики, путях профессиональной переподготовки, трудоустройства. Этими общими целями производственного обучения мастеру п/о следует руководствоваться при определении целей каждого урока, а последние в свою очередь в значительной степени обусловливают не только содержание, но и формы и методы работы с учащимися.
При планировании работы мастер п/о должен определить, какие понятия, практические умения повара необходимо сформировать на данном занятии, ставит в связи с этим воспитательные и развивающие задачи и выбирает соответствующие методы. В ходе занятий с целью решения воспитательных задач поощряется учащийся, правильно выполняющий трудовые приемы, осознанно применяющий знания на практике, соблюдающий требования безопасности и охраны труда.
При реализации принципа целенаправленности мастеру следует добиваться того, чтобы его усилия по обучению и воспитанию ребят сливались с их ответными усилиями по освоению учебного материала и практических навыков, саморазвитию, самосовершенствованию, профессиональному самоопределению, т. е. с их активным отношением к учению. Такое сотрудничество возможно, если обучающимся известны и понятны цели всего учебно-воспитательного процесса и каждого урока, если они видят пользу для себя в их реализации.
Особенность педагогических целей, определяемых мастером, по развитию компетенций, формируемых на современном этапе у обучающихся, состоит в том, что они формируются в виде результатов деятельности обучаемого, то есть его продвижения и развития в процессе усвоения определенного опыта. Обобщенная структура набора необходимых «ключевых» компетенций может выглядеть следующим образом: ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; информационная; коммуникативная; социально-трудовая; личностного самосовершенствования.
Все перечисленные компетенции формируются в процессе обучения, основанном на принципах научности, доступности, последовательности, реализации связи теории и практики.
Научность обучения. Данный принцип требует, чтобы в результате обучения выпускников по профессии «Повар, кондитер» было сформировано научное мировоззрение, сложилась система знаний о тенденциях развития современного пищевого производства, пищевой промышленности.
Научность производственного обучения достигается в том случае, если учащимся рассказываю не только о том, как выстроен тот или иной технологический прием приготовления пищи, но и дают ответ на вопрос: почему именно так. Для этого привлекают знания учащихся, полученные на уроках общеобразовательной подготовки и спецтехнологии. Научность будет достигнута при условии, если мастер не только повторит слова педагога с урока теоретического обучения, например, с физиологии питания, кулинарии, не только расскажет о ведущих направлениях в пищевой отрасли, но и объяснит, почему возникла необходимость применения тех или иных средств и технологий. Мастер, также как и преподаватель, должен знакомить студентов с объективными научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями, с современными достижениями науки, применением ее в производстве, привлекая их самих к активной познавательной деятельности, к овладению ее методами.
Одна из важных и постоянных задач педагогики это приведение содержания и методов обучения в соответствие с изменениями в науке, технике и производстве. В связи с этим обновляются учебные программы, из них исключается устаревший материал, добавляется материал, основанный на требованиях работодателя (руководителей предприятий нашего района). Поэтому мастеру необходимо самому проявлять инициативу и творчество, чтобы знакомить учащихся с научно-техническими новинками, приемами и методами труда новаторов. Это позволит выпускникам в будущем лучше приспособиться к современному производству, частым изменениям, происходящим в нем, к работе в условиях современного рынка труда и профессий. Например, знакомя подростков с технологией приготовления блюд из картофеля обратить внимание на исследование спроса в пунктах общественного питания своего населенного пункта, необходимо рассказать о современных достижениях по оформлению блюд, ингредиентов, подачи и сервировки стола в зависимости от вида мероприятия и др.
Тем самым, позволяя учащимся лучше и глубже усвоить изучаемый материал.
Доступность обучения. Из этого принципа вытекает, что производственное обучение следует осуществлять с учетом умственных и физических возможностей ребят, достигнутого ими уровня знаний и умений. Вместе с тем, доступность не тождественна легкости в обучении, изучаемый материал осваивается, только если приложить определенные усилия для его усвоения.
Реализуя этот принцип, следует иметь в виду не только теоретические сведения, но и физическую нагрузку на организм девушек и юношей при выполнении ими учебно-производственных работ, регулировать ее. Одним из средств обеспечения доступности изучаемого материала является дифференциация заданий с учетом особенностей ребят, пришедших получать профессию повара.
Мастеру способствуют выбранные им на урок п/о средства обучения: учебные демонстрации, наглядные пособия. Например, при объяснении нового материала по теме «Вторые блюда и закуски из мяса» учащимся целесообразно показать видеофильм- это поможет лучше запомнить их по внешнему виду, а также усвоить знания об их питательности и разнообразии.
Всегда нужно помнить о целесообразности изучаемого материала, соотнесения его с темой урока и практической необходимостью в дальнейшей профессиональной деятельности.
Систематичность и последовательность в обучении. Знания и умения учащихся должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами и элементами практического обучения. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно.
В результате производственного обучения у выпускников учреждения начального профессионального образования должна сформироваться целостная система знаний и умений, как общетрудовых, так и специальных, необходимых для труда по профессии «Повар, кондитер».
Для приведения знаний ребят в систему важную роль играет обобщение изучаемого материала. Например, при обобщении материала по теме «Супы» можно использовать не только материал учебных пособий, карточки-задания с вопросами, но и подготовить видеоролик по технологии приготовления супа в домашних условиях ( выполняет учащаяся, владеющая навыками презентации).
Систематичность и последовательность вкупе с преемственностью позволяют за меньшее время достичь больших результатов. В практике работы мастера и преподавателя этот принцип реализуется, в первую очередь, в тематическом и поурочном планировании, в обеспечении четкой структуры каждого занятия. Следует приучать к систематичности и последовательности студентов, формировать у них умение планировать свою учебную и трудовую деятельность, например, разрабатывать сначала планы своей практической работы, затем технологические карты на приготовление какого либо блюда или процесса.
Особая ответственность в осуществлении данного дидактического принципа лежит на мастере как разработчике программы производственного обучения. Именно в программе учебно-воспитательный процесс должен быть представлен в структуре тщательно продуманной, обоснованной, обеспечивающей преемственность и последовательность изучения материала.
Связь с практикой, жизнью. Производственное обучение призвано играть важную роль в обеспечении будущей социальной защищенности, выживаемости выпускников в условиях рыночной экономики, конкуренции на рынке рабочей силы. Оно должно помочь им в дальнейшем профессиональном самоопределении или самостоятельной работе в условиях многоукладной экономики. Из этого дидактического принципа вытекает необходимость,
во-первых, соответствия целей и содержания производственного обучения современным требованиям, а также региональной местной специфике ,
во-вторых, его практической направленности по форме и методам.
Особая педагогическая ценность производственного обучения состоит в том, что благодаря своему практическому, прикладному характеру оно предоставляет гораздо большие возможности, чем теоретические учебные предметы для того, чтобы учить ребят соединять теорию с практикой, ценить приобретенные знания, эффективно работать, соединяя умственную деятельность с физической.
Мастеру производственного обучения следует помнить, что практические методы, прежде всего выполнение учебно-производственных работ, должны преобладать при решении педагогических задач, связанных не только с формированием знаний и умений, но и с их воспитанием и развитием. Например, умственному развитию обучающихся будут способствовать вопросы-задания проблемного или поискового характера, но, главное, не отвлеченные, а имеющие прямое отношение к работе повара, к самому процессу приготовления пищи, обслуживанию посетителей: какие продукты сочетаются в салатах в зимний и летний период? какие столовые приборы необходимо для них подать?
Необходимо отметить, что реализация данного принципа обучения является наиглавнейшим в работе мастера производственного обучения.
Учет индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуальный подход к учащимся обусловлен главным образом их физиологическими (тип высшей нервной деятельности, соотношение сигнальных систем), психологическими и личностными (процессы восприятия, внимания, мышления, памяти, нравственные качества, черты характера, мотивы поведения, отношение к труду и др.) особенностями.
В целях оказания воспитательного воздействия на отдельных учащихся мастер нередко с помощью ученического коллектива проводит работу, направленную на укрепление трудовой дисциплины, развитие профессиональных интересов, аккуратности, точности, трудолюбия, ответственности и других нравственных, а также волевых качеств.
Особое внимание следует уделять обучающимся, которые увлечены каким-либо делом. Для таких ребят полезно изредка подбирать задания творческого характера, выполнение которых требует самостоятельного изучения дополнительной литературы, разработки проектов, выполнения сложных и ответственных трудовых операций.
Необходимое условие правильного осуществления индивидуального подхода- систематическое и всестороннее изучение каждого из учащихся группы в процессе бесед с ним и наблюдений за его работой, поведением на занятиях и внеклассных мероприятиях, на производственной практике, в производственных бригадах, а также при ознакомлении с его семейно-бытовыми условиями.
Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении. Этот принцип заключается в активном овладении студентами знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы. Непременными условиями реализации данного принципа являются осознание обучающимися целей обучения, сотрудничество мастера и его воспитанников в их достижении. Мастеру производственного обучения совместно с преподавателем специальных дисциплин необходимо ставить студентов в такие условия, когда им самим нужно добывать знания, проявлять самостоятельность в овладении умениями, методами учения.
Актуальность рассматриваемого принципа для производственного обучения определяется тем, что вне активной самостоятельной деятельности невозможно сформировать профессиональные навыки. Поэтому деятельность учащихся должна быть организована так, чтобы они максимально самостоятельно выполняли учебно-производственные работы, решали технические, технологические и экономические задачи, учились при этом пользоваться технологической документацией. Например, получив задание приготовить рыбу жареную с морковным гарниром учащиеся должны самостоятельно планировать предстоящую работу: составлять технологические схемы с помощью сборника рецептур, подбирать необходимые продукты, оборудование, делать расчеты сырья на 1 и 50 порций, а затем приготовить блюдо, продигустировать его, оформить и подготовить к подаче при соответствующей температуре.
Конечно, выполнять все указанные выше действия в полном объеме учащиеся сразу не могут. Постепенно, по мере накопления знаний и умений, первичного профессионального опыта, ребята переходят к выполнению заданий творческого характера, например, наблюдают за каким-либо технологическим процессом приготовления и вносят свои предложения и усовершенствования.
Формирование способов контроля и самоконтроля ведется путем изучения типичных ошибок учащихся и разработки мер по их предупреждению путем взаимного контроля учащихся, оценочных суждений, сопоставления их со своими показателями работы, уточнения их, использования письменных инструкций (подробных па первых этапах обучения, с сокращением данных на следующих этапах), путем анализа производительности труда. По результатам общения с наставниками учащихся на производстве во время производственной предвыпускной практики выясняется, что если учащиеся во время учебы овладел вышеперечисленными умениями, то и в производственных условиях на предприятиях общественного питания они самостоятельно технически правильно справляются с заданием.
Оптимальное сочетание наглядных, словесных
и практических методов обучения:
Названные выше формируемые у обучающихся компетенции позволяют в дальнейшем на рабочем месте осмысленно применять комплекс профессиональных знаний, умений и способов деятельности. Профессиональная компетентность определяется как готовность и способность выпускника к реализации своих знаний, умений, навыков, практического первичного производственного опыта, полученного во время производственной практики, опыта в реальных повседневных условиях, готовности к труду.
Со времени Я. А. Каменского известен принцип наглядности обучения: оно должно включать непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов, процессов и действий. Однако наглядность тесно связана с мышлением. Успеха в обучении можно достигнуть при сочетании чувственной и абстрактной деятельности, на что указывали И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский: ощущения должны превращаться в понятия, из понятий составляться мысль, облаченная в слово.
В процессе производственного обучения живое восприятие объектов, технологических процессов неразрывно связывается с их осмыслением. Это достигается сочетанием наглядности с объяснениями преподавателя на уроках теоретического обучения и демонстрацией мастером практических приемов, направленных на разъяснение смысла изучаемых учащимися предметов, средств и процессов труда. Поэтому в обучении широко применяют показ наглядных пособий, технологических процессов, действующих специализированных средств и оборудования, трудовых приемов и операций.
Изображение и перечисление выполняемых операций в инструкционно-технологической карте способствует более осознанному их выполнению и дает возможность учащемуся самому контролировать свои действия.
В производственном обучении широко используют различные механические приспособления и устройства для облегчения труда повара: это и картофелечистки и хлеборезки, и электрические мясорубки и др. мастеру необходимо помнить, что каждое оборудование учебной мастерской должно занимать определенное место, которое зрительно запоминается учеником, что способствует системности в обучении.
«Возникла потребность в том, чтобы сформулировать
специальный принцип, ориентирующий педагогов
на оптимальное сочетание живого созерцания,
абстрактного мышления и практики в учебном процессе,
то есть на оптимальное сочетание словесных,
наглядных и практических, репродуктивных и поисковых,
индуктивных и дедуктивных методов обучения».
Ю. К. Бабанский.
Прочность и действенность результатов обучения.
Усвоение знаний и умений учащимися будет успешным, если они совершают полный цикл познавательных действий, состоящий из восприятия изучаемого материала, его осмысления, запоминания и применения на практике.
Реализация этого принципа требует от мастера тщательного отбора материала для каждого занятия производственного обучения. При этом внимание необходимо уделять его основному содержанию, полученному во время теоретического обучения, которое должно постепенно расширяться, дополняться новыми сведениями о практических приемах, а затем использоваться в различных практических ситуациях. В прочном формировании практических умений решающую роль играют тренировочные упражнения и учебно-производственные работы.
Объективная оценка достигается разнообразием взаимодополняющих методов и форм оценивания (тестовые задания, практическая работа, решение проблемных ситуаций, проекты, задачи, упражнения), которые рассчитаны на различные уровни усвоения учебного материала, активизацию деятельности учащегося. Самое главное требование это отражение деятельности, описанной в рабочей программе раздела «Результаты обучения».
Важнейшим этапом любого учебного процесса является контроль над усвоением учебного материала. Очевидной стала необходимость комплексного подхода к системе оценивания: процесс оценивания направлен не только на выявление полученных знаний, но и на оценивание деятельности.
Контроль знаний основан на постоянной отдаче учащихся,вовлечении их в деятельность, ответы, комментарии, решение проблемных задач; ориентирован на учащегося и на его потребности; учащиеся не сравниваются друг с другом: каждый из них рассматривается с точки зрения достижения или недостижения определенного уровня компетентности.
Действенность результатов обучения характеризуется уровнем сформированности требуемых для жизни и труда в современных условиях качеств личности, качеств работника, воспитанностью выпускников техникума в духе единства знаний и убеждений, слова и дела, сознания и поведения.
Нравственное воспитание в процессе производственного обучения это не столько слова наставника о пользе трудолюбия и добросовестности, порядочности, дисциплине труда, сколько формирование этих и других положительных качеств у будущего выпускника техникума как работника для практической трудовой деятельности.
Заключение
Каждый из дидактических принципов важен, каждый следует учитывать мастеру п/о при определении задач, содержания, форм и методов производственного обучения.
Рассмотренные принципы - не догма, их следует использовать творчески, опираясь на знание методики и опыта обучения, и обязательно комплексно.
При комплексной реализации дидактических принципов следует предусматривать
- подбор (в соответствии с требованиями учебной программы) дидактических единиц,
- ознакомление учащихся с прогрессивными формами и методами организации труда; использование всех этапов производственного обучения для формирования у ребят общетрудовых и общепроизводственных умений и навыков,
- обучение от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному, создание в учебном процессе условий, требующих определенного напряжения умственных и физических сил ребят ;
- подбор объектов труда, отвечающих их возрастным и познавательным возможностям и интересам; нормирование труда с учетом возрастных, физических возможностей и учебных успехов;
- побуждение учащихся к самостоятельности в приобретении знаний и умений, развитие у ребят наблюдательности, логического мышления, памяти, внимания, воображения;
- сочетание показа изучаемых учащимися технологических процессов, трудовых действий, а также наглядных пособий, опытов, условно-символических изображений (схем, чертежей, таблиц и т. п.), учебных кинофильмов, диафильмов, диапозитивов и т. п. с объяснением мастера,
- систематическое и всестороннее изучение индивидуальных особенностей выпускников,
- участие в составлении характеристик учащихся, в которых отражаются результаты обучения (при этом следует иметь в виду его образовательное, воспитательное и развивающее значение); использование информации о дальнейшем жизненном и профессиональном пути выпускников для оценки результатов работы с учащимися и внесения корректив в учебно-воспитательный процесс.
Все дидактические принципы взаимосвязаны, взаимозависимы, все они не являются раз навсегда данными и неизменными. Перемены в социально-экономической, политической жизни общества, развитие педагогической науки и практики вызывают появление новых принципов, трансформацию существующих, традиционных.
Перечень используемой литературы
Бабанский Ю.К. Принципы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Педагогика, 2002г.
Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. – М.: Академия, 1999г.
Батышев С.А. Основы профессиональной педагогики. – М.: Высшая школа, 1977г.
Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества. – М.: Академия, 1999г.
Димова М. Содержание и организация производственного обучения. –
М.: Высшая школа, 1985г.
Кругликов Г.И. Воспитательная работа мастера профессионального обучения.- М.: Академия. 2008г.
Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения.-
М.: Академия. 2008г.
Кругликов Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения.-
М.: Академия. 2008г. и др.
15