Методическая разработка урока Сущность и значение нормирования труда. Методы нормирования труда. Виды норм. Производительность труда. для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
ГБПОУ КК «Краснодарский политехнический техникум»
План урока № 20
Преподаватель: Караева И.В.
По предмету: МДК 06.01 Управление структурным подразделением организации
Специальность/профессия: 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Тема программы: Тема 1.4. Трудовые ресурсы предприятия
Тема урока: Сущность и значение нормирования труда. Методы нормирования труда. Виды норм. Производительность труда.
Цель проведения урока:
Обучающая изучить методику расчета норм труда на ПОП. Научится использовать нормы обслуживания, коэффициент загрузки зала и коэффициент оборачиваемости одного посадочного места для определения численности посетителей ПОП в течении дня и количества реализуемых блюд.
Воспитательная воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Развивающая - развитие навыков самостоятельной работы с новым учебным материалом;
- умения тут же применить вновь полученные знания при решении практических экономических проблем и объяснить своим товарищам;
- дальнейшее формирование экономического образа мышления и экономически грамотной речи.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые, аналитический.
Материально техническое обеспечение урока: учебная доска, раздаточный материал.
Межпредметные связи: Экономика, Экономика отрасли, Менеджмент, Маркетинг.
Организационный момент на уроке: (3 мин):
Проверить готовность группы к уроку, проверить отсутствующих
План изложения материала:
Изучение основных норм используемых на предприятии общественного питания и методики из расчета.
Сегодня мы с вами продолжаем знакомится с темой Трудовые ресурсы предприятия
Мы уже знаем, что такое безработица и какие виды безработицы бывают, что есть естественная безработица от которой невозможно избавится. К ней относятся фрикционная и структурная безработица. И есть безработица связанная со спадом производства, вследствие экономического кризиса. Называется она циклическая. Кроме того мы выяснили структуру и характеристику персонала предприятия общественного питания. Познакомились с правилами и принципами разработки должностных обязанностей, графиков работы и табеля учета рабочего времени. Сегодня мы знакомимся с понятием нормирования труда, видами норм применяемых на ПОП, их значением, и с производительностью труда работников ПОП.
Для ПОП основными являются:
1. Норма времени обслуживания – это количество времени, необходимое для обслуживания посетителя, единицы оборудования, квадратного метра производственной площади и т.д.
Нвр.обс= (
· Ti Ni) Ч K,
где Нвр. Обс – норма времени на обслуживание единицы оборудования, рабочих мест, мин, ч.;
Ti – время, затрачиваемое на выполнение отдельных работ, входящих в основные функции;
Ni – количество на обслуживаемом объекте единиц работ, выполняемых в течение данного периода;
K – коэффициент, учитывающий выполнение дополнительных функций, а также время на отдых и личные надобности.
2. Норма обслуживания – это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые один работник или группа работников обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени.
Норма обслуживания измеряется в единицах или штуках, количестве обслуживаемых человек, числе квадратных метров и т.п..
Для определения нормы обслуживания:
Н об = Т см / Н вр. об.,
где Н об – норма обслуживания производственных субъектов;
Т см – длительность смены;
Н вр. об. – норма времени обслуживания посетителя, единицы оборудования, одного рабочего места и т.д..
Нормы обслуживания предназначаются для нормирования труда не только сотрудников ПОП, но и наладчиков, ремонтников, аппаратчиков, контролеров, кладовщиков, транспортных рабочих и др.
3. Норма оборачиваемости одного посадочного места показывает сколько посетителей ПОП «прошло» за час через одно посадочное место.
k = 13 EMBED Equation.3 1415, где tn – продолжительность приема пищи одним посетителем, мин.
4. Коэффициент загрузки зала в разное время работы. Определяется в процентах к общему количеству посадочных мест.
Теперь на примере задачи мы рассмотрим как используя эти нормы можно определить количество посетителей ПОП и количество реализуемых блюд за день.
Решение примера.
Задача
Расчет количества потребителей и блюд реализуемых на ПОП
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд реализуемых в кафе «Молочное» на 60 мест.
1. Количество потребителей может быть определено на основе:
графика загрузки зала;
оборачиваемости мест в течение дня.
Первый метод.
При определении количества потребителей по графику загрузки зала основными данными для составления графика являются: режим работы предприятия, продолжительность приема пищи одним потребителем и процент загрузки зала по часам его работы. Количество потребителей, обслуживаемых за 1 ч работы предприятия определяется по формуле:
13 EMBED Equation.3 1415, где
N чi- количество потребителей, обслуживаемых за 1 час;
Р – вместимость зала (количество мест);
k – оборачиваемость места в зале в течение данного часа;
х – загрузка зала в данный час, %.
Расчет количества потребителей обслуживаемых в течении дня производится в таблице:
Часы работы
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
Количество питающихся, чел.
11-12
12-13
13-14
14-15
15-16
16-17
17-18
18-19
19-20
20-21
21-22
Итого за день
Общее количество потребителей за день рассчитывается по формуле: 13 EMBED Equation.3 1415.
Второй метод
Количество потребителей за день с учетом оборачиваемости мест в зале определяется по формуле:
13 EMBED Equation.3 1415, где
· средняя оборачиваемость мест в зале в течении дня;
· средняя загрузка зала, в %;
Р количество мест на ПОП;
Т время работы ПОП.
2. Общее количество блюд, реализуемых на ПОП определяется по формуле:
n = NД 13 EMBED Equation.3 1415m, где
m коэффициент потребления блюд на данном ПОП.
1. Первый метод
Часы работы
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
Количество питающихся, чел.
11-12
2
30
13 EMBED Equation.3 1415
12-13
2
60
13 EMBED Equation.3 1415
13-14
2
80
13 EMBED Equation.3 1415
14-15
2
50
13 EMBED Equation.3 1415
15-16
2
30
13 EMBED Equation.3 1415
16-17
2
20
13 EMBED Equation.3 1415
17-18
2
30
13 EMBED Equation.3 1415
18-19
2
50
13 EMBED Equation.3 1415
19-20
1,2
60
13 EMBED Equation.3 1415
20-21
1,2
60
13 EMBED Equation.3 1415
21-22
1,2
30
13 EMBED Equation.3 1415
Итого за день
1,78
45,45
528
Рассчитаем общее количество потребителей в кафе «Молочное» за день:
NД = 36+72+96+60+36+24+60+36+43+43+22 = 528 человек.
Второй метод
Если объем совокупности данных большой и представляет собой ряд распределения, то исчисляется взвешенная среднеарифметическая величина. Нам необходимо определить средневзвешиваемую оборачиваемость одного места и средневзвешиваемую загрузку зала за день.
Представим это в виде следующей формулы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Средневзвешиваемая оборачиваемость одного места:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] оборачиваемость места за 1 час;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] количество часов работы ПОП;
· = 13 EMBED Equation.3 1415
Средневзвешиваемая загрузка зала за день:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] загрузка зала, в %;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] количество часов работы ПОП;
· = 13 EMBED Equation.3 1415
Теперь рассчитаем количество потребителей за день используя средние показатели оборачиваемости и загрузки предприятия:
13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 534 человека.
2. Рассчитаем общее количество блюд, реализуемых на ПОП:
n = NД 13 EMBED Equation.3 1415m = 528 13 EMBED Equation.3 14151,6 = 845 шт.
Вопросы по закреплению нового материала:
По какой формуле рассчитывается норма обслуживания?
Как норма загрузки одного посадочного места?
Какие два метода определения количества посетителей ПОП вы знаете?
Самостоятельная работа учащихся: для закрепления пройденного материала решаем задачу
Оценка знаний учащихся: проверка полученных знаний в ходе решения задачи
Домашнее задание: повторение материала, решение задачи по вариантам.
Варианты заданий
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в кондитерском кафе на 40 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в детском кафе на 50 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в кафе-автомате на 40 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в кафе-автомат (вендинг-кафе) на 20 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в городском ресторане на 120 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в ресторане при гостинице на 100 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в ресторане при аэровокзале на 80 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в ресторане при железнодорожном вокзале на 40 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в общедоступной столовой на 60 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в диетической столовой на 50 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в столовой при производственном предприятии на 80 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в закусочной на 40 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в шашлычной на 30 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд реализуемых в пивбаре на 40 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в закусочной (пирожковой) на 36 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в закусочной (пельменной) на 40 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в закусочной (чебуречной) на 30 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в городском ресторане на 100 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в ресторане при гостинице на 120 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в ресторане при аэровокзале на 100 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в ресторане при железнодорожном вокзале на 60 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд реализуемых в пивбаре на 50 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в кондитерском кафе на 50 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в детском кафе на 40 посадочных мест.
Произвести расчет количества потребителей и количества блюд, реализуемых в кафе-автомате на 50 посадочных мест.
Используемая литература:
1. Проектирование предприятий общественного питания. Васюкова А.Т. М. 2011.
2. Фридман А. М. Экономика предприятия общественного питания: Учебник для бакалавров / А. М. Фридман. М.: Издатель ско торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.
3. Экономика предприятия (торговли и общественного питания): Учебник / С.Е. Метелев, Н.М. Калинина, С.Е. Елкин, В.П. Чижик. РГТЭУ, 2011
Подпись преподавателя_____________________
Справочный материал для расчета количества потребителей и блюд реализуемых на ПОП
Специализированные кафе
Кафе молочное
Кафе кондитерское
Кафе детское
Кафе-автомат
Часы работы
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
8-9
3
30
9-10
3
30
2
40
3
40
10-11
3
50
2
40
3
40
11-12
2
30
3
60
2
40
3
50
12-13
2
60
3
90
2
80
3
100
13-14
2
80
3
90
2
80
3
100
14-15
2
50
3
90
2
70
3
90
15-16
2
30
3
60
2
50
3
60
16-17
2
20
3
40
2
20
перерыв
17-18
2
30
перерыв
3
40
18-19
2
50
2
70
3
60
19-20
1,2
60
2
90
3
40
20-21
1,2
60
2
60
21-22
1,2
30
2
50
Различные виды ресторанов
Городской
При гостинице
При аэровокзале
Часы работы
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
8-9
2
40
1,5
40
1,0
30
9-10
2
60
1,5
50
1,0
40
10-11
1,5
30
1,5
60
1,0
50
11-12
1,5
20
1,5
40
1,5
70
1,0
90
12-13
1,5
30
1,5
100
1,5
90
1,0
90
13-14
1,5
90
1,5
90
1,5
90
1,0
90
14-15
1,5
70
1,5
80
1,5
80
1,0
70
15-16
1,5
40
1,5
50
1,5
70
1,0
60
16-17
1,5
30
1,5
30
1,5
50
1,0
40
17-18
перерыв
перерыв
перерыв
перерыв
18-19
0,4
50
0,6
70
0,6
40
0,6
50
19-20
0,4
100
0,6
100
0,6
70
0,6
60
20-21
0,4
90
0,6
80
0,6
80
0,6
60
21-22
0,4
80
0,6
70
0,6
80
0,6
50
22-23
0,4
40
0,6
60
0,6
65
0,6
50
23-24
0,6
60
0,6
40
Столовые
Общедоступные
Диетические
При производственном предприятии (для рабочих и населения)
Часы работы
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
6.30 – 7.30
Завтрак
Завтрак
4
50
8-9
3
30
2
60
9-10
3
20
2
40
10-11
3
20
2
20
11 – 12.20
Обед
Обед
4
100
11-12
2
40
1,5
70
12.20 – 13.00
2
80
12-13
2
70
1,5
90
13-14
2
90
1,5
80
3
60
14-15
2
80
1,5
60
3
50
15-16
2
40
1,5
40
3
20
16-17
Перерыв
Перерыв
3
20
Ужин
Ужин
17-18
2
30
2
40
3
40
18-19
2
40
2
40
Перерыв
19-20
2
20
2
30
3
89
Предприятия быстрого обслуживания и бары
Закусочная
Шашлычная
(с обслуживанием официантами)
Пивной бар
(с обслуживанием через стойку)
Часы работы
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
Оборачиваемость места за 1 ч., раз
Загрузка зала, %
8-9
3
40
9-10
3
50
10-11
3
50
1,5
40
3
60
11-12
2
50
1,5
60
3
70
12-13
2
90
1,0
80
3
70
13-14
2
90
1,0
100
3
90
14-15
2
90
1,0
90
перерыв
15-16
3
60
1,0
90
3
70
16-17
перерыв
1,0
60
3
90
17-18
3
30
перерыв
3
90
18-19
3
50
0,6
70
3
70
19-20
3
60
0,6
100
20-21
3
30
0,6
100
21-22
0,6
80
Коэффициент потребления блюд одним человеком в ПОП в зависимости от типа предприятия
Тип предприятия
Коэффициент потребления
Столовые
общедоступные и диетические со свободным выбором блюд:
– завтрак
– обед
– ужин
2,0
3,0
2,0
при производственном предприятии
– завтрак
– обед
– ужин
3,0
3,0 – 4,0
3,0
при ВУЗах
– завтрак
– обед
– ужин
2,0
3,0
2,0
Ресторан:
городской и при гостиницах
– днем
– вечером
3,5
3,0
4,0
при вокзалах
3,5
Кафе:
с самообслуживанием
2,5
с обслуживанием официантами
2,5
Кафе специализированные:
молочное
1,6
кондитерское
0,8
молодежное
2,5
мороженое
1,2
детское
1,5
Кафе-автомат
2,0
Закусочная с самообслуживанием
1,5
пирожковая
1,0
чебуречная
2,0
сосисочная
2,0
пельменная
2,0
вареничная
2,0
Шашлычная с обслуживанием официантами
2,5
Пивбар
2
13 EMBED Equation.3 1415
Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native