Дополнительная общеобразовательная программа для детей общеразвивающего типа художественной направленности творческого объединения «Калейдоскоп»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
дом детского творчества «Дарование»
г. Белой Холуницы Кировской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________ Р.В. Шитова
______________________________________________________________________
Дополнительная общеобразовательная программа для детей
общеразвивающего типа художественной направленности творческого объединения «Калейдоскоп»
Срок реализации: 2 года
Возраст детей 6-9 лет
Автор-составитель:
Бузмакова Анастасия Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Белая Холуница, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА3
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ10
. Учебно-тематический план10
. Содержание программы10
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ13
. Учебно-тематический план13
. Содержание программы13
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ16
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ19
5.1. Литература для педагога19
5.2. Литература для детей и родителей20
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) направлена на воплощении в жизнь миссии: развитие мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду.
Разнообразные виды творческой деятельности имеют неоценимое значение в формировании личности ребёнка. Особое воздействие на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста оказывают упражнения с пальчиками и кистями рук. Лепка одно из полезнейших занятий для ребенка, воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, наблюдательности, детской фантазии. Так же лепка одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Калейдоскоп» по лепке способна открыть дверцу в мир творчества, увести детей в увлекательную страну пластики. Данная программа художественной направленности для детей младшего школьного возраста, рассчитанная на 2 года обучения, разработана с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008; Концепции развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014г. №41; локальных актов МКОУ ДОД ДДТ «Дарование» и личного опыта работы в области декоративно-прикладного творчества – лепка из пластилина.
Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами и навыками работы с пластилином. Лепка из пластилина – одно из самых любимых и увлекательных детских занятий. Этот материал всем доступен, дешевый, прочный, легкий в работе, долго хранится. Пластилин один из немногих материалов, предназначенный для лепки, доступный маленьким детям.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в воспитании усидчивости, развитии трудовых умений и навыков ребенка. Влияние занятий лепкой на развитие ребенка широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:
- расширение кругозора;
- развитие мелкой моторики;
- создания целостного образа;
- развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;
- расширение словарного запаса;
- развитие умения взаимодействовать в коллективе;
- развитие познавательных процессов;
-развитие композиционного умения;
- позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.
Таким образом, лепка для детей младшего школьного возраста способствует всестороннему развитию личности.
Большинство опубликованных программ, в отличие от программы кружка «Калейдоскоп», строятся на усредненном подходе в обучении, не учитывая пололичностные особенности детей.
Новизной данной программы можно считать учет гендерного подхода в образовании в условиях совместного обучения детьми разного пола. В содержание программы заложен дифференцированный подход к обучению мальчиков и девочек с целью поддерживания мотивированного интереса на занятиях в кружке. Программа предусматривает организацию занятий в кружке следующим образом: знакомство с основными приемами лепки, базовыми, производными, сложными фигурами, правилами смешивания цветов, лепка базовых изделий происходит одновременно со всеми обучающимися. На этапе закрепления знаний, умений, навыков самостоятельная работа осуществляется с применением инструкционных карт, схем и алгоритмов работы. Это позволяет обучающимся:
выбрать задание в соответствии со своей пололичностной самоидентификацией для создания психологически комфортной атмосферы;
выполнять точно, быстро и осознано на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, сравнивать, обобщать, сопоставлять и анализировать последовательность выполнения работы, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях, что способствует личностному развитию детей.
Предметный материал, изложенный в программе, представляет собой тщательно подобранные, постепенно усложняющиеся изделия. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны детям, так как это предметы, которые они знают: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, звери, древние и сказочные животные, мультипликационные герои, обитатели подводного царства.
Цель:
Развитие мотивации к познанию, творчеству, труду через занятия лепкой из пластилина.
Задачи:
1.Воспитывать уважение к труду, созидание, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, взаимопомощь.
2.Развивать мелкую моторику рук, внимание, творчество, воображение, образную память, речь, образное и логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, обобщение, последовательность выполнения работы).
3. Обучать различным видам, способам и приемам лепки, познакомить со способами соединения частей.
4. Расширять запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах.
Обучение по программе основывается на следующих педагогических принципах:
- природосообразности (учитывается пол, возраст обучающихся, а также уровень их интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
- личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающихся, то есть к личному опыту; признание самобытности и уникальности каждого обучающегося);
- культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
- систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 6-9 лет. Данный возрастной период характеризуется операционно-технической деятельностью, в основном деятельностью учебной. Учебная деятельность обеспечивает усвоение новых знаний (ребенок учится читать и писать), интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Развивается система отношений ребенка с окружающими и его собственная практика взаимоотношений с другими людьми.
Набор детей в группы свободный, без конкурса, не требующий специальной подготовки.
Структура организации обучения
Год обучения Возраст детей Кол-во детей в группе Продолжительность учебного занятия Перемена Недельная нагрузка Кол-во часов в год
1-й 6-8 лет 10-15 в соответствии с календарным учебным графиком 10 минут 1раз в неделю по 2 часа 72
2-й 7-9 лет 8-12 в соответствии с календарным учебным графиком 10 минут 1раз в неделю по 2 часа 72
Итого 144
Продолжительность учебных занятий обучающихся в группах по каждому году обучения соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014г. №41, годовому календарному учебному графику МКОУ ДОД ДДТ «Дарование».
Образовательный процесс строится в соответствии с психологическими особенностями детей, что предполагает возможную коррекцию времени и режима занятий.
В процессе обучения используются методы:
объяснительно – иллюстративный;
репродуктивный;
деятельностный;
частично-поисковый.
Программа предусматривает следующие формы обучения:
фронтальная;
индивидуальная.
В процессе обучения используются виды деятельности:
художественное творчество;
игровая деятельность;
проблемно-ценностное общение;
познавательная деятельность;
формы проведения занятий:
культурная практика;
этическая беседа;
познавательная беседа;
консультация;
игра;
выставка;
экскурсия;
конкурс.
Требования к знаниям, умениям, навыкам
В результате освоения программы 1 года обучения дети должны знать:
правила безопасной работы с инструментами и материалами;
простые пространственные формы и производные от них;
приемы лепки;
правила построения композиции;
правила подготовки и уборки рабочего места.
уметь:
последовательно вести работу по инструкционным картам;
самостоятельно решать вопросы составления композиции (выбор формы, величины, цвета);
осуществлять самоконтроль;
самостоятельно подготавливать материал к работе.
В результате освоения программы 2 года обучения дети должны знать:
правила техники безопасности;
требования к организации рабочего места;
инструменты и приспособления;
виды лепки;
свойства пластилина и способы работы с ним.
уметь:
правильно обращаться с инструментами и приспособлениями;
создавать объемные и плоские модели;
вносить изменения в конструкцию модели;
выполнять работу самостоятельно;
грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и сведения.
Ожидаемый результат:
Повысится процент детей с развитой мускулатурой пальцев.
Повысится процент детей, владеющих разными приемами лепки.
Повысится уровень овладения детьми разнообразными способами лепки.
Повысится уровень культуры общения и навыки взаимодействия друг с другом.
Оценка и контроль результатов
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ работ обучающихся. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
В результате проводимых занятий у детей формируются устойчивый интерес к художественной деятельности, трудолюбие, работоспособность, терпение, целеустремленность, аккуратность выполнения работы, усидчивость, а так же чувство взаимопомощи. Развивается художественный вкус, фантазия, пространственное воображение, мелкая моторика рук, внимание, воображение, образная память, образное и логическое мышление.
Увидеть результаты достижений каждого ребенка помогает педагогическое наблюдение, беседы с детьми, выставки. Для отслеживания результативности образовательного процесса используется диагностический контроль, который проводится в конце учебного года [Приложение 1].
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
. Учебно-тематический план
№ п/п Тема Всего часов Из них
теория практика
1 Введение 2 2 0
2 Базовые фигуры 12 5 7
2.1 Шар 4 2 2
2.2 Жгут 6 2 4
2.3 Лепешка 2 1 1
3 Производные фигуры 34 9 25
3.1 Капля 14 2 12
3.2 Веретено 6 2 4
3.3 Спираль 2 1 1
3.4 Конус 8 2 6
3.5 Лодочка 4 2 2
4 Самостоятельная работа 10 2 8
5 Творческая работа 12 0 12
6 Итоговое занятие 2 0,5 1,5
ИТОГО 72 18,5 53,5
2.2. Содержание программы
1 Введение (2 часа)
Теория (2 часа): беседа об истории лепки с целью разбудить интерес. Правила поведения на занятиях по лепке. Цели, задачи и содержание работы в кружке. Правила внутреннего распорядка, требования техники безопасности и правил санитарной гигиены. Правила подготовки и уборки рабочего мест. Секреты пластилина.
2 Базовые фигуры (12 часов)
2.1 Шар (4 часа)
Теория (2 часа): инструменты и приспособления для лепки. Приемы лепки: разминание, отщипывание, скатывание, размазывание. Базовая фигура шар. Что можно слепить из шара?
Практика (2 часа): выполнение изделий «Мяч», «Пирамидка»,
2.2 Жгут (6 часов)
Теория (2 часа): приемы лепки: раскатывание, разрезание, скатывание, вдавливание. Базовая фигура жгут. Что можно слепить из жгута? Ознакомление с принципом лепки цветка, состоящего из многих деталей, выполненных из исходной формы шар. Помещение цветов на крону в основе базовая фигура – шар и ствола - жгута. Деление окружности на равные части (2, 4, 8). Правила создания композиции.
Практика (4 часов): выполнение изделий «Дерево», композиции «Осьминог».
2.3 Лепешка (2 часа)
Теория (1 час): приемы лепки: сплющивание, сглаживание. Базовая фигура лепешка. Где можно применять лепешки?
Практика (1 час): выполнение изделия «Капуста».
3 Производные фигуры (34 часа)
3.1 Капля (14 часов)
Теория (2 часа): Производная фигура капля. Что можно слепить из капли? Конструктивный способ лепки. Использование приемов лепки для передачи характерных особенностей внешнего вида.
Практика (12 часа): выполнение изделий: «Петух», «Курица», «Цыпленок». Создание композиции «Птичий двор». Выполнение изделий: «Дракоша», «Крокодил», «Лягушка», композиция «Пингвины».
3.2 Веретено (6 часов)
Теория (2 часа): Производная фигура веретено. Что можно слепить из веретена? Создание выразительного образа.
Практика (4 часа): выполнение изделия «Прудовик», композиции «Морской котик».
3.3 Спираль (2 часа)
Теория (1 часа): Производная фигура спираль. Что можно слепить из спирали? Лепка выразительных глаз.
Практика (1 часа): выполнение изделия «Улитка».
3.4 Конус (8 часов)
Теория (2 часа): Производная фигура конус. Что можно слепить из конуса? Беседа о покорении космоса, о космонавтах и о космических кораблях, презентация «Космос». Лепка фигуры человека на основе конуса (в длинной шубе).
Практика (6 часа): выполнение изделий: «Ракета», «Дед Мороз», «Снегурочка».
3.5 Лодочка (4 часа)
Теория (2 часа): Презентация «Животные Австралии». Производная фигура лодочка. Что можно слепить из лодочки? Применение базовых и производных фигур в новых изделиях.
Практика (2 часа): выполнение изделия «Кенгуру».
4 Самостоятельная работа (10 часов)
Теория (2 часа): Обсуждение последовательности работы по инструкционным картам.
Практика (8 часов): изготовление изделий по инструкционным картам (задания из альбомов для самостоятельной работы «Я леплю из пластилина» для мальчиков и для девочек).
5 Творческая работа (12 часов)
Практика (12 часов): изготовление изделий по рисунку (по выбору детей) самостоятельно с использование в работе базовых и производных фигур, доработка и украшение изделий по желанию обучающихся.
6 Итоговое занятие (2 часа)
Теория (0,5 часа): выполнение теоретической части заданий итоговой диагностики
Практика (1,5 час): выполнение практической части заданий итоговой диагностики (Приложение №1).
3. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
3.1. Учебно-тематический план
№ п/п Тема Всего часов Из них
теория практика
1 Введение 2 2 0
2 Повторение 2 0,5 1,5
3 Сложные фигуры 16 5 11
3.1 Коса 4 2 2
3.2 Сложная спираль 6 1 5
3.3 Спиральный рулет 6 2 4
4 Смешивание цветов 4 1 3
5 Мраморный эффект 4 1 3
6 Виды лепки 26 9,5 16,5
6.1 Предметная 10 3 7
6.2 Декоративная 2 0,5 1,5
6.3 Комплексная 6 2 4
6.4 Сюжетная 8 4 4
7 Самостоятельная работа 8 1 7
8 Творческая работа 8 0 8
9 Итоговое занятие 2 0,5 1,5
ИТОГО 72 20,5 51,5
3.2. Содержание программы
1 Введение (2 часа)
Теория (2 часа): цели, задачи и содержание работы в кружке. Правила внутреннего распорядка, требования техники безопасности и правил санитарной гигиены. Инструменты и рабочее место.
2 Повторение (2 часа)
Теория (0,5 часа): базовые фигуры – шар, жгут, лепешка. Производные фигуры – капля, веретено, спираль, лодочка, конус. Приемы лепки (разминание, отщипывание, сплющивание, скатывание, надавливание, размазывание, вдавливание, раскатывание, разрезание, сглаживание).
Практика (1,5 час): создание композиции «Колобок».
3 Сложные фигуры (16 часов)
3.1 Коса (4 часа)
Теория (2 часа): Приемы лепки: оттягивание, загибание. Сложная фигура коса. Что можно слепить из косы? Лепка туловища птицы скульптурным способом. Лепка выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Повторение правил создания композиции.
Практика (2 часа): создание композиции «Птичка – заботливая мама».
3.2 Сложная спираль (6 часов)
Теория (1 час): презентация «Домашние животные. Мелкий рогатый скот». Фигура сложная спираль. Где можно применить сложную спираль?
Практика (5 часов): Лепка конструктивным способом изделий «Баран», «Овечка», создание композиции «На лугу».
3.3 Спиральный рулет (6 часов)
Теория (2 часа): Фигура спиральный рулет. Что можно слепить из спирального рулета? Лепка птиц конструктивным способом. Ареал обитания серо-зеленых попугаев кеа и тупиков.
Практика (4 часа): Лепка конструктивным способом изделий «Кеа», «Тупик».
4 Смешивание цветов (4 часа)
Теория (1 часа): алгоритм работы по смешиванию цветов. Палитра помощник. Техника применения пластилина в качестве красок.
Практика (3 часа):
создание палитры-помощника с применением акварельных красок. Смешивание имеющихся цветов для получения новых. Выполнение композиции «Факир».
5 Мраморный эффект (4 часа)
Теория (1 час): Мраморный эффект. Просмотр видеофрагмента мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Практика (3 часа): получение пластилина с мраморным эффектом. Создание изделия «Змей Горыныч».
6 Виды лепки (26 часов)
6.1 Предметная (10 часов)
Теория (3 часа): Что такое предметная лепка? Работа со схемами.
Практика (7 часа): изготовление изделий «Черепаха», «Опоссум», «Коала», «Слон», «Щенок».
6.2 Декоративная (2 часа)
Теория (0,5 часа): Отличительные особенности декоративной лепки.
Практика (1,5 часа): изготовление изделий «Торт», «Пирог», «Мороженное».
6.3 Комплексная (6 часов)
Теория (2 часа): Что такое комплексная лепка? Пропорции тела человека. Работа с иллюстрациями к русским народным сказкам, где встречаются Баба Яга и Кощей Бессмертный. Как создать рельефные фигурки.
Практика (4 часа): лепка изделий «Баба Яга», «Кощей Бессмертный» конструктивным способом с использованием зубочисток, спичек для крепления.
6.4 Сюжетная (8 часов)
Теория (4 часа): Характеристика сюжетной лепки. Экскурсии в Белохолуницкий краеведческий музей зал природы, конный клуб «Сокол».
Практика (4 часа): создание композиций «Зайцы», «Кони».
7 Самостоятельная работа (8 часов)
Теория (1 час): Обсуждение последовательности работы по инструкционным картам.
Практика (7 часов): изготовление изделий по инструкционным картам (задания из альбомов для самостоятельной работы «Я леплю из пластилина» для мальчиков и для девочек).
8 Творческая работа (8 часов)
Практика (8 часов): изготовление изделий по рисунку (по выбору детей) самостоятельно с использование в работе базовых и производных фигур, доработка и украшение изделий по желанию обучающихся.
9 Итоговое занятие (2 часа)
Теория (0,5 часа): выполнение теоретической части заданий итоговой диагностики
Практика (1,5 час): выполнение практической части заданий итоговой диагностики (Приложение №1).
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
1.Рабочие столы.
2. Стулья.
3. Доска.
4. Клеенки, набор стеков.
5. Пластилин, дощечка для лепки.
6. Наглядные пособия для обучающихся.
7. Образцы лепных моделей.
8. Зубочистки.
9. Медная проволока.
10. Коробки для хранения готовых работ.
Формы занятий и формы подведения итогов, планируемых в рамках реализации программы 1 года обучения
№ п/п Тема Форма занятия Форма подведения итогов Уровень воспитательных результатов
1 Введение Этическая беседа - Первый
2 Базовые фигуры Познавательная беседа, культурная практика, консультация, игра Выставка Первый,
второй
2.1 Шар 2.2 Жгут 2.3 Лепешка 3 Производные фигуры 3.1 Капля 3.2 Веретено 3.3 Спираль 3.4 Конус 3.5 Лодочка 4 Самостоятельная работа Культурная практика
Третий
5 Творческая работа Конкурс 6 Итоговое занятие Итоговая диагностика Второй
Формы занятий и формы подведения итогов, планируемых в рамках реализации программы 2 года обучения
№ п/п Тема Форма занятия Форма подведения итогов Уровень воспитательных результатов
1 Введение Этическая беседа - Первый
2 Повторение Познавательная беседа, культурная практика, консультация, игра Выставка Первый,
второй
3 Сложные фигуры 3.1 Коса 3.2 Сложная спираль 3.3 Спиральный рулет 4 Смешивание цветов 5 Мраморный эффект 6 Виды лепки 6.1 Предметная 6.2 Декоративная 6.3 Комплексная 6.4 Сюжетная 7 Самостоятельная работа Культурная практика Третий
8 Творческая работа Конкурс 9 Итоговое занятие Итоговая диагностика Второй
Каждое новое изделие подается обучающимся в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции (если она предусмотрена программой). Демонстрация фотографий, иллюстраций, просмотр презентаций, обращение к жизненному опыту детей, к их зрительной памяти.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных фигур, алгоритма работы. Обсуждение схемы, изображенной на доске.
3. Поэтапная лепка изделия по схеме.
4. Домашнее задание может предусматривать дополнение готовой работы самостоятельной фантазийной частью. Педагог может дать рекомендации относительно цвета, размеров деталей и т.д.
Лепка изделия по схеме. Дети поэтапно исполняют изделие после детального разбора графического изображения (схемы). Разделив всё исполнение изделия на этапы, педагог обеспечивает каждый этап необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый шаг алгоритма работы включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка. Педагог объясняет информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия, назначение стрелок на схеме. Дети быстро привыкают к условным обозначениям инструкционной карты и со временем легко справляются с её чтением.
3. Показ сложных действий с пластилином и одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, для его детального изучения.
4. Контроль педагогом исполняемого детьми действия, в случае затруднения и ошибок, он оказывает индивидуальную помощь. При выполнении очередной детали детям обязательно следует говорить о необходимости ее соразмерности с другими деталями, а при контроле исполнения демонстрировать соразмерность деталей на изделии-образце. Нельзя сравнивать детали из разных изделий, поскольку реальные размеры разных изделий не совпадают, и части их также различны. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.
5. Повтор объяснения действия, сложного для выполнения большинству детей, осуществляется через дополнительный анализ этапа схемы. Полезно некоторое время уделить разбору ошибок, демонстрируя лучшие детские работы.
6. Этап алгоритма, предусматривающий исполнение уже изученного действия, основывается на напоминании изделия, на котором впервые встретилось это действие, показе изображения изделия, уточнении способа изготовления.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5.1. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Белибихина, Н.А. Организация дополнительного образования в школе [Текст]/ Н.А. Белибихина, Л.А. Королева. – Волгоград.: Учитель, 2009.–c. 199
Беспятова, Н.К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации [Текст]/ Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2004. - С. 176
Богуславская, И. Я. Дымковская игрушка. - Ленинград, Художник РСФСР, 1988.
Дьюн К. «Научитесь лепить животных» - Минск, 2002 г.
Евстратова Е. Скульптура. – М., 2001.
Иванченко, В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей [Текст]/ В.Н. Иванченко. - Р.-на-Д.: Изд-во Учитель, 2007. – 288 с.
Копцева Т.А. Программы дополнительного образования [Текст]/ Т.А. Копцева [и др.]; под общ. ред. И.М. Красильникова. – М.: Просвещение, 2005. – 237 с.Коротов, В.М.
Лыскова И.А. Лепим игрушки [Текст]/ И.А. Лыскова. – М.: Карапуз, 2008.
Лыкова Л.А.«Слепи свой остров». – М., 2006 г.
Ляукина М.В., Чаянова Г.Н. «Подарки своими руками» - М., 2007 г.
Рогов А.П. Кладовая радости. – М., «Просвещение», 1982.
Салабай Е. «Лепим из пластилина» - Смоленск, 2002 г.
Чаварра Х. «Ручная лепка» - М., 2006 г.
Общая психология: курс лекций. - 1995.
Теория и методика обучения педагогической технологии в системе дополнительного образования детей [Текст]/ В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 1990. – 170 с.
Шериан Фрей. Научись лепить забавных животных [Текст]/Фрей Шериан.-М.:Попури, 2003.
Электронные ресурсы:
http://urokilepki.ru/2011/09/lepka-iz-plastilina-dlya-detej/http://womanadvice.ru/figurki-iz-plastilinahttp://babygy.com/groups/podelki-dlya-detey-iz-plastilina-foto/http://profymama.com/tvorchestvo/lepka/chelovek-iz-plastilina.htmlhttp://ejka.ru/blog/plastilin/1449.htmlhttp://ped-kopilka.ru/vospitateljam/uroki-truda-v-dou/podelki-iz-plastilina/lepka-figur-iz-plastilina.htmlhttp://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/lepka-iz-plastilina.html5.2. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Ватагин В. Изображение животных. – М., 1957.
Величкина Г.А. «Дымковская игрушка» - М., 2009 г.
Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - М., 2006 г.
Лыкова И.А. «Лепим из пластилина». – М., 2009 г.
Лыкова И.А. «Дымковская игрушка» - М., 2007 г.
Лыскова И.А. Лепим с мамой. Пластилиновое лето [Текст]/ И.А. Лыскова. – М.: Карапуз, 2008.
Лыскова И.А. Лепим с папой. Азбука лепки [Текст]/ И.А. Лыскова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
Михайлова И. Лепим из соленого теста. – М.: Изд-во Эксмо, 2004
Морозова О.А. «Волшебный пластилин» - М., 2003 г.
Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. – М., 1982.
Ращупкина С. Лепка из пластилина [Текст]/С.Ращупкина.М.:Попури, 2005.
Рубцова Е.С. «Фантазии из глины» - М., 2007 г.
Румянцева Е.А. «Простые поделки из пластилина». – М.. 2008 г.
Хессенберг К. «Скульптура для начинающих» - М., 2006 г.
Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство». – М., 2007 г.
Шпикалова Т.Я. «Художественный труд» - М., 2006 г.
Чибрикова О. «Нескучный дом» - М., 2008 г.