Методическая разработка Проектная деятельность обучающихся на занятиях творческого объединения Технология обработки соломы


Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества Селтинского района УР

Методическая разработка
Проектная деятельность обучающихся в творческом объединении "Технология обработки соломы"
Составитель: Фоминых Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования
с. Селты, 2013 г.
Аннотация
Методическая разработка посвящена организации проектной деятельности обучающихся в творческом объединении «Технология обработки соломы». Она поможет педагогу ввести проектную деятельность для обучения детей, как один из методов, стимулирующих процесс обучения,  вовлечь  обучающихся в активную сферу творческой и познавательной  деятельности.
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
На современном этапе развития дополнительного образования детей возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изменения ситуации. В условиях современной действительности только конструирования и исследования образовательных процессов уже недостаточно, поэтому ведущей в педагогике, на мой взгляд, становится проектная деятельность.
    Проектная деятельность в рамках работы творческого объединения дает возможность учащимся  активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации, получаемых таким образом знаний.  
Проектная деятельность в дополнительном образовании  является приоритетной так как: отсутствуют жесткие рамки классно-урочной системы, учитываются возрастные особенности детей.
  В основе метода проектов:
развитие познавательных интересов обучающихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
проявлять компетенцию в вопросах связанных с темой проекта;
ориентация на творческую деятельность обучающихся.
      Основные критерии выбора темы проектов:
- тема представляла интерес не только на данный момент, но и вписывалась в общую перспективу развития обучающегося;
- выбор темы был обоюдно мотивирован интересом к ней и обучающегося и педагога;
- тема должна быть реализована в имеющихся условиях.
При организации проектной деятельности  необходимо учитывать:
доступное изложение теоретического материала с учётом возрастных особенностей учащихся (знакомство с инструментарием проектирования);
обзор возможных источников информации (образовательные ресурсы сети Интернет, мультимедийные учебники, энциклопедии и т.д.);
демонстрация и анализ наиболее удачных проектов, подготовленных на предыдущих  занятиях;
выбор значимой темы проекта для данной категории обучаемых (этот выбор в одних случаях инициативно выдвигается организаторами мероприятия, в других – тематика проектов может предлагаться и самими учащимися);
построение модели проекта (структурирование информации);
распределение ролей в проектной группе (если проект выполняется группой);
реализация проекта;
подготовка к защите проекта;
публичная защита проекта – очень важный этап, который позволяет учащимся проанализировать свои труд и деятельность своих друзей .
        Таким образом, работа над проектом тщательно планируется и обсуждается педагогом вместе с обучающимися, что позволяет подготовить  сам проект и изделие, выполненное по нему, хорошего качества.
 При таком подходе проектная деятельность обучаемых – это не только интенсивный практикум по использованию новых информационных технологий, но и развитие коммуникативных навыков, умения находить, систематизировать, анализировать и грамотно представлять информацию.
Содержание
Тема: применение проектной  деятельности обучающимися при изготовлении работ в технике художественная обработка соломы
Цель: вовлечь обучающихся  в проектную деятельность и помочь им выработать навыки совместной работы.
Задачи:
обучить  самостоятельно, приобретать недостающие знания из разных источников и использовать приобретенную  информацию для решения познавательных и практических задач;
развить  исследовательские навыки;
обучить разрабатывать  программу действий по реализации проекта в соответствии с собственными возможностями;
выработать у обучающихся коммуникативные умения, сотрудничая  в различных по составу группах.
     Дополнительная  общеобразовательная программа «Технология обработки соломы» способствует организации продуктивной преобразовательной творческой деятельности и расширению круга интересов детей. В этой программе предусмотрен раздел «Выполнение творческих работ. Проектная деятельность». Проектная деятельность рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у обучающихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь обучающихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.
Одни из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение обучающихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов. Изготовление изделий производится в определенной последовательности по схеме: эскиз — конструкция — технология — готовое изделие. Обучающиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями видения готового изделия для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих проектов. Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Разработка и выполнение проект на занятиях  в творческом объединении «Технология обработки соломы» – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения, выполненная под руководством педагога. С проектом как видом творческой самостоятельной исследовательской работы , организаций и методикой выполнения творческого проекта учащиеся знакомятся на занятиях. Для этого имеется необходимые учебно-методические материала : методическая разработка "Творческий проект от А до Я", презентация "Этапы творческого процесса " для формирования базовой основа для выполнения творческого проекта. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
     Проектная деятельность – это, также,  приобретение новых знаний, умений на основе работы обучающегося с учебным содержанием под руководством педагога, исполняющего роль союзника - консультанта, а на стадии презентации – эксперта. Я оцениваю каждую часть проектной работы обучающихся: содержание работы (текст), выступление (презентация), динамику проектно – исследовательских умений, изготовление поделки, работы согласно выполненному проекту.
Работая над проектами, обучающиеся знакомятся с различными техниками и приемами работы с соломкой, получают информацию об истории и развитии промысла художественной обработки соломы, познают секреты ремесла соломоплетения, при этом учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами в группе.
     В дополнительной общеобразовательной  программе «Технология обработки соломы» проектная деятельность включена на втором и третьем годах обучения. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей и культурой удмуртского народа, выполняют изделия в национальном стиле. Учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося.
 Передо мной, как перед педагогом дополнительного образования стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда обучающийся с удовольствием идет на занятия и с радостью выполняет поставленную задачу. Идёт совместная работа, обсуждение вопросов, принятие решений. Как педагог я объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, создаю ситуацию успеха, поощряю, стараюсь вселить уверенность, формирую мотивы учения, помогаю закрепить авторитет обучающегося среди товарищей. Идёт процесс коллективного учебного проектирования. Предполагается критическое сопоставление различных позиций, методов, результатов. Соединяются групповая и коллективно-распределительная деятельность обучающихся в виде: «педагог – обучающийся», «обучающийся - обучающийся», «обучающийся – информационный источник (литература, интернет ресурсы)», «информационный источник (литература, интернет ресурсы) – творческая деятельность» и т.д.
Тема творческих проектов связана с историей и традициями Удмуртии, так как в программе большое внимание уделяется национально-региональному компоненту. Тематика проектных заданий во второй год обучения "Православные храмы Удмуртии" (изготовление аппликации с сюжетами православных храмов Удмуртии), "Особенности национального костюма удмуртов" (плетение соломенных кукол в традиционной национальной одежде), в третий год обучения "Традиционные обряды и праздники удмуртского народа" (изготовление атрибутов к праздникам, обыгрывание в ходе проведения праздника). Лучшие творческие проекты обучающихся представляют на республиканских выставках "Зеркало природы", номинация "Живая история", фито-мода "Традиции и современность", выставке традиционных удмуртских ремесел "Удмурт шомын, удмурт сямен". Выбор тем для творческого проекта достаточно широк и может варьироваться в зависимости от интересов и возможностей учащихся и педагога.
Проектная деятельность обучающихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
Организационно-подготовительный этап.
Запуск проекта, выявление потребности, постановка задачи, планирование работы. Сбор информации - литературный обзор, использование интернет ресурсов, энциклопедий, журналов. Наиболее трудоёмкий компонент проектной деятельности – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (техники исполнения, материалов, эскиза изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). Учащиеся проводят исследование по выбранной теме, изучая краеведческий материал: посещая районный краеведческий музей, районный Дом ремесел, используя интернет-источники. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Дизайн-спецификация -  проработка первоначальных идей, выбор изделия.
Дизайн анализ – требования к выбранному  изделию. Проведение дизайн  анализа  других типичных изделий и  поделок с целью нахождения его характеристики (форма, размер, материал, цвет, техника изготовления, украшение, крепление, составление композиции).
Составление плана работы. План, может включать в себя сбор конкретизирующей информации по выбранному изделию, технику безопасности, подбор необходимых материалов и инструментов для работы, эскизную проработку изделия, подбор цветогаммы.
Технологический этап 
    Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера, т. е., изготовление изделия согласно выбранным схемам и эскизам.
Заключительный этап 
    Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Учащиеся делают сообщение о проделанной работе, а педагог, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Самооценка - обучающийся оценивает проделанную работу и само изделие, которое он изготовил.
Эколого-экономическое обоснование: при выполнении своего творческого проекта, обучающиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможно продажную цену, обосновывают экологическое состояние изделия.
Подготовка к защите проекта – реферат, выступление, презентация.
     Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем объединением. Открытая защита   помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, сделать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, а также  помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи
. Ведь не только и не столько знания и умения учащихся определяет эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении. Основной двигатель изучения на занятиях – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Они изо всех сил стараются, чтобы было красиво. И это прекрасно уже само по себе. Любое изделие надо не только сделать своими руками, но прежде всего, придумать его в воображении. Таким образом, в свои изделия учащиеся вкладывают и фантазию, и вкус, и умения. А это и есть процесс воплощения творческого замысла. Изготовив реальный предмет его можно использовать в играх, развлечениях, в быту, также в качестве подарков и сувениров. Каждое занятие объединения – это занятия творческого вдохновения и радости, которое будет многократно воспроизведено нашими детьми во взрослой жизни. Это помогает детям стать мастерами своего дела – изготавливать свои авторские работы. Проектная деятельность помогает проявить свое «Я», творчество, активность, самостоятельность, самореализацию. В результате практического внедрения проектного метода, на занятиях объединения, обучающиеся успешно участвуют в различных  районных и областных выставках прикладного и технического творчества и  заслуженно завоёвывают призовые места.
Творческий проект «Узинская церковь » Глушковой Ольги в 2014-2015 учебном году был отмечен дипломом 2 степени в выставке «Зеркало природы», всероссийском конкурсе творческих работ 1 место. Представляем вашему вниманию.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества Селтинского района УР

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
декоративное панно «Узинская церковь»
(техника исполнения плетение и аппликация из соломы)
Выполнила:
Глушкова Ольга, 13 лет
учащаяся кружка «Технология обработки соломы»
Руководитель:
Фоминых Наталья Валерьевна,
педагог дополнительного образования
с. Селты, 2015 г.
Содержание
Введение
Выбор темы проекта и обоснование
Выбор материала и техники исполнения
Историческая справка
Идеи эскизов
Разработка эскиза с описанием
Материалы, инструменты и техника безопасности
Основные технологические операции
Последовательность выполнения
Расчет себестоимости
Самоанализ
Литература


Введение



Много живописных и интересных мест на территории Селтинского района, я родилась и живу в селе Селты, казалась бы, как много я знаю о родном поселке, а как многое еще хочется узнать.
Селты - современное село, в нем мирно сочетаются старинные особняки, архитектурные памятники прошлого, современные здания.
Мне нравиться заниматься изучением истории моей малой родины, а именно исторических достопримечательностей села. Район не большой, но куда не кинешь взгляд везде можно найти для себя, что новое и интересное.
В прошлом году я принимала участие в выставке «Зеркало природы» номинация «Живая история», изучала историю Валамазкой церкви и изготовила декоративное панно «Возрождение», эта работа меня настолько увлекла, что в этом году я ее решила продолжить и совершить дальнейшее путешествие по историческим местам района.

Выбор и обоснование темы проекта

На территории нынешнего Селтинского района в прошлом веке были построены и действовали восемь церквей: в Селтах, Копках, Уть-Сюмсях, Андреевцах, Халдах, Узях, Валамазе и Старой Монье. К сожалению, многие из них находятся в полуразрушенном состоянии, как например в с. Копки,
д. Андреевцы:

с. Копки Свято-троицкая церковь д.Андреевцы, церковь Андрея Первозданного

Вместе с тем в районе идет постепенная реконструкция православных церквей, в 2010 году была открыта и отреставрирована церковь в с. Валамаз:

с. Валамаз, Свято – Троицкой церковь
В ближайшее время планируется открыть Узинскую церковь, которая расположена на территории Сибирского тракта. Через Селтинский район проходит старинный Сибирский тракт – от Москвы на Урал и далее через всю Сибирь до Приморья. Село, Селты расположено на 300 километре и от Казани, и от Перми, то есть на самой середине пути между этими городами.

с.Узи, Вознесения Господня
Мы с семьей часто проезжаем через село Узи и всегда восхищаемся красотой и величественностью храма, который преображается на наших глазах. Мне захотелось поближе познакомиться с историей церкви, и запечатлеть ее современный облик в одном из видов декоративно-прикладного творчества. Немного истории, церковь была построена в 1825 году, строительство велось на протяжении трех лет. Но не возвышаться бы ей в с.Узи , а стоять , может быть , в Глазове или Тюмени, если бы не счастливая случайность. Вспоминают старожилы, что остановился на отдых в Ямской человек, везший проект церкви куда-то дальше по Сибирскому тракту. В Узях встретили его хлебосольно, подпоили и выкупили чертежи. В строительство, вспоминают, включилось все население. Поставили фундамент, на осадку которого определяли два года, затем за год возвели стены. Получились они очень прочные, так как в раствор для кладки добавляли яйца. И кирпич обжигали сами, используя глину, которую брали здесь же, у церкви. Большую помощь в строительство храма внес богатый крестьянин Иван Тарбеев. Приход был открыт по его ходатайству в 1826 г. Люди просили епископа Вятского Амвросия закрыть село Старые Зятцы в 13 верстах, а открыть село в Узях на Сибирском тракте. Мотивация казалась весьма милосердной и убедительной. По Сибирскому тракту очень редки селения. Идущие по тракту арестанты умирают без напутствия.
Для строительства храма узинцам была рекомендована, как образец, постройка Никольской церкви в Вавоже. В Узях ее воспроизвели по чертежам С.Е.Дудина. В Вавоже церковь не сохранилась и была уничтожена в 1950-х годах, поэтому узинская постройка приобретает выдающееся значение. Ничего подобного во всем архитектурном наследии Удмуртии более не встречается. Здесь оригинально соединились вятское барокко, ранний классицизм и русский романтизм.
Выбор материала и техники изготовления

Декоративное панно я решила изготовить, используя природный материал соломку, посещая третий год кружок «Технология обработки соломы», хорошо освоила аппликацию и плетение, надеюсь что, это поможет мне в реализации задуманного образа.
Цель: приобщение к историческому и духовному наследию Селтинского района через изготовление панно «Узинская церковь» (Храм Вознесения Господня).
Задачи:
- совершенствование навыков исследовательской и поисковой деятельности, проявленных при изучении историю развития данной церкви;
- совершенствовать навыки работы в технике аппликации из соломки, плетение из соломы
- воспитание бережного отношения к природному материалу, рационального использования; усидчивости, аккуратности при выполнении работы;

Историческая справка
В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную. Некоторые сохранившиеся предметы, декорированные соломкой, датируются еще в начале ХХ века. В Польше. Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики. Однако из свойств рисовой соломки - высокая прочность. В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. В Италии. Модно было инкрустировать шкатулки, мебель. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они были лишь очень состоятельным людям.
В начале ХХ века в Белоруссии удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквях алтарные двери, изготовленные в ХУШ веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежков различной величины, старые мастера успели создать оригинальные орнаментальные композиции. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, - это уникальные произведения народного декоративно – прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетенные детали, орнаменты, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.
С 70-х годов все большую популярность получает аппликация соломкой. Отличается она от инкрустации тем, что рисунок наклеивается на ткань или бумагу и доступна для самостоятельного овладения этим мастерством.
Совершенство форм, плавность контуров, четкий графический ритм плетеных изделий настолько обогащают фактуру поверхности, что многие плетенные из соломы предметы можно отнести к подлинным произведениям декоративного искусства.
Плетение из соломы появилось вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек начинал задумываться, а на что еще, кроме кормления скота, можно ее использовать. В результате народной смекалки для соломы нашлось немало применений. В частности, в голодные времена было актуальным подмешивание соломы в хлеб для визуального и желудочного обмана. В основном же, она шла на постель людям и подстилку скоту, на плетение половиков, корзин, шляп и прочей домашней утвари, которую только можно представить сплетенной из соломы.
Солома ржи, пшеницы и других злаковых растений во все времена была одним из самых распространенных материалов. Человек не искал ей применения - наоборот, она сама навязчиво лезла изо всех углов, когда было нужно защитить голову от палящего солнца или ноги от колючей стерни, во что-то собрать грибы в лесу или перенести орехов. Отсюда - соломенные шляпы и липовые лапти, отсюда бесконечное число кульков, коробов и туесков из соломы и древесной коры.
В просторных, обеспечивающих необходимую вентиляцию и температурный режим плетеных сосудах и корзинах, кулях и коробах хранили зерно, муку, корм для скота, грибы, ягоды и другую домашность. Со стенками, плотно сплетенными из толстых и прочных жгутов соломы, в середину которых добавлялись "духмяные" травки (например, колючий чертополох, "перунов цвет", полынь), чтобы их не грызли мыши и не трогала плесень, они служили крестьянину десятилетиями.
Сегодня в это трудно поверить, но соломенные кули и короба, пропитанные сосновой живицей, зачастую не уступали деревянным бочкам, - не пропускали налитую в них воду! Ныне далеко не все плетельщики владеют этими секретами мастерства, - а ведь было время, когда плетением из жгутов соломы бытового инвентаря владел почти каждый крестьянин, передавая навыки ремесла из поколения в поколение, от дедов к внукам...
Корзины и сумки, шляпы и пояса, сапетки (переносные ульи) и лапти каждое изделие требует своего инструмента, своей механики плетения; для одного нужно подготовить соломенные жгуты, для другого - специальные плетежки. И каждая технология, каждый вид художественной обработки соломки, при умелом его применении, подчеркивает естественную красоту соломки.
Поистине плетеная соломка необычайно красива! Не зря ее подчас используют в аппликациях как шпон, то есть отделочный материал, наряду с драгоценными сортами палисандра и карельской березы, розового и черного дерева! Соломка открывает неограниченные возможности дня творческой фантазии.
Еще один козырь дает умельцу в руки знание свойств природных красителей. Их можно извлечь из марены и полыни, лабазника и донника, ромашки и крапивы, василька и барбариса и многих, многих других. Чем можно было в старину окрасить шерстяные и льняные полотна? Только растительными красителями! Они давали глубокие и ровные, красивые тона, обладали высокой светостойкостью, не вызывали аллергий и иммунодефицитов.
Сегодня наметился отчетливый возврат от синтетических к натуральным материалам. Не один десяток мастеров занимается соломоплетением, соединившим старинное ремесло и современный дизайн. Молодые мастера вдохновляются искусством старых плетельщиков, которые еще в деревенском детстве пленились красотой и теплом материала, созданного природой.
Вместе с изделиями из соломы, камыша, созданными талантливыми мастерами, в жилище горожанина вновь входит напоенный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук.



Идеи эскизов
1.Изготовление макета церкви, основу выполнить из картона, обклеив соломенными лентами.
2.Изготовление аппликации на мешковине в деревянной рамочке. 3.Изготовление аппликации на мешковине, рамка выполнена в технике аппликация из соломы. Я остановилась на третьем варианте, потому, что он дает больше возможности для воплощения моей идеи, в изготовлении можно использовать различные техники работы с соломой (плетение, аппликация).

Разработка эскиза с описанием.
В основе декоративного панно изображена реконструированная Узинская церковь, выполненная в технике аппликация из соломы. Рамочка выполнена в технике плетение из соломы с использованием круглого плетешка, зубчатой плетенки, вариантов плетения (квадратов). Основа панно обтянута мешковиной.



Материалы, инструменты и техника безопасности
Необходимыми инструментами для выполнения изделий в технике плетение и аппликация из соломки являются ножницы, иголка, электрический утюг, кисть клеевая
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
Во время работы ножницы класть с правой стороны сомкнутыми остриями от себя.
При необходимости передавать ножницы кольцами вперед.
Хранить в строго отведенном месте.
Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
Правила техники безопасности при работе с иголками и булавками:
Шейте с напёрстком.
Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке).
Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
Нельзя откусывать нитку зубами.
Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой
Правила техники безопасности при работе с утюгом
1. Не оставляйте включённый утюг в сети без присмотра.
2. Включайте и выключайте утюг сухими руками.
3. Ставьте утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.
4. Следите за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщайте педагогу.
5. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
6. Отключайте утюг только за вилку. В помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно стойте на резиновом коврике.
Материалы:
Основа из бытового картона диаметром 35*35 см, 60*60 см.
Лоскут льняной ткани 50*50 см.
Соломка ржаная
Клей ПВА, «Момент»
Калька
Нитки Х/Б
Проволока
Основные технологические операции необходимые при выполнении панно
Заготовка соломы для плетения и аппликации. В аппликации и плетении используется соломка самых разных злаков, каждый из которых имеет свои особенности.
Так, основным материалом для плетения считается соломка ржи. Это объясняется тем, что рожь обладает самым высоким, по сравнению с другими злаками, стеблем с двумя длинными коленами (достигающими 40-50 см) и тремя-четырьмя более короткими. В аппликации эта соломка применяется реже из-за своей жесткости и необходимости удалять луб.
Для аппликации лучше всего использовать овсяную и ячменную солому, которая не подходит для плетения, т. к. стебли этих злаков имеют недостаточную длину. Но овсяная и ячменная соломка, мягкая, пластичная, с тонкой структурой, красивыми нежными оттенками декоративного слоя в аппликации просто незаменима.
Ржаную соломку, предназначенную для плетения, заготавливают в период молочно-восковой спелости зерна. Овсяную и ячменную соломку для аппликации заготавливают в несколько этапов, начиная от момента цветения, когда солома имеет седовато-зеленый оттенок стебля, и еще несколько раз с промежутками в 5-6 дней (последний раз – не позднее чем за 1,5-2 недели до уборки, поскольку позже соломка становится излишне жесткой). Такая поэтапная заготовка позволит получить соломку различных натуральных оттенков и полутонов, что наполнит аппликацию особыми декоративными качествами. Соломку срезают ножом близко к корню или сжинают серпом, стараясь при этом не переломить стебли. Затем ее раскладывают тонким слоем и сушат. Если сушить соломку на солнце – она приобретет красивый золотистый цвет, а если в затененном помещении – сохранит свой оттенок стебля. Высушенную соломку разрезают на части возле узелков, узелки вырезают. Затем с соломин снимают листья и сортируют их по толщине и цвету. Рассортированную соломку связывают в небольшие пучки-снопики, которые затем хранят в сухом помещении.
Подготовка соломы для плетения
 Лучше всего использовать для плетения ржаную соломку. Стебель ржи среди всех злаковых растений имеет наибольшую длину и отличается прочностью. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная.
Пшеничная соломка также пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной. Заготавливают соломку в конце июля – начале августа, когда колос только начинает наливаться. Стебли срезают у самой земли. Если заготовленная солома сырая и зеленоватая, её нужно просушить, иначе она перепреет, почернеет и станет непригодной для плетения.
Сушат солому, разложив стебли нетолстым слоем в горизонтальном положении и периодически поворачивая. Зелёная соломка, высушенная в тени, сохраняет свой цвет. Солома, высушенная на солнце, выбеливается и её золотистый оттенок усиливается. После сушки солому следует очистить от листьев. Делать это удобно, разрезая стебель на отрезки между узлами. Отрезая коленце, одновременно снимай листья, скреплённые с ним. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируют по длине и толщине. Хорошо просушенную и рассортированную соломку можно хранить в картонных коробках не один год, при этом она не теряет своих декоративных и пластических качеств. В плетении чаще используют три верхних, наиболее тонких колена, которые имеют равномерную толщину по всей длине. Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Пучки соломы, необходимые для работы, погружают в большую ёмкость с водой. Если солома заготовлена недавно, замачивают её на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю солому заливают горячей водой и, прижав гнётом, выдерживают до тех пор, пока она не станет мягкой. Солому нельзя оставлять в воде продолжительное время, чтобы она не почернела. Вынув из воды, заворачивают в  соломку в целлофан или влажную ткань для того, чтобы она не высыхала в процессе работы.  Если осталась неиспользованная солома – её просушивают. Впоследствии её снова можно будет использовать. Наращивание соломин в процессе плетения
Чтобы получить длинную плетенку, в процессе плетения возникает необходимость наращивать соломины.

Делать это нужно аккуратно, чтобы не испортить внешний вид готового изделия.
1 способ: На узкий срез оканчивающейся в плетении соломины “надеть” конец другой, более толстой, соломины (или наоборот – внутрь толстой соломины вставь более тонкую) и продолжать работу дальше.
2 способ: Концы заканчивающейся и новой соломин наложить друг на друга с нахлестом примерно 2 см и заплести их вместе 1-2 раза, далее продолжать работу новой соломиной. При необходимости в конце работы маленькими ножницами обрезать выступающие концы соломин так, чтобы срезы оказались под заплеткой.
Виды плетения, используемые в декоративном панно:
Плетение квадрата . Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них - квадрата (рис. 9). Начинают плести с изготовления каркаса (а). Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают. Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины, получая, таким образом, первую спираль квадрата (б - к). Так же выполняют второй, третий и остальные витки. Когда заканчивается соломина, новую вставляют тонкой частью (вершинкой) в комелек кончающейся соломины в тот момент, когда предстоит сделать очередной поворот вокруг стойки (л). Новую соломину огибают вокруг стойки, зажимая конец старой. Закончив плетение, конец оплетки заделывают под соломину, расположенную на противоположной стороне квадрата (л)
Плетение плетешка "Зубатка"

. Начинают плести "зубатку" так же, как и простую четырехконцовку (а, б, в, г). И только на пятой стадии плетения возникает первое различие, когда образуется первый и начинает формироваться второй зубчик. Правый конец соломины 2 просовывают в плетение, огибают вокруг находящейся слева соломины 2 и выводят поверх соломины 1 (д, е). В свою очередь соломину 2, расположенную слева, просовывают в плетение и выводят справа (ж). В результате этих операций формируется второй зубчик. Приступая к формированию третьего зубчика, выведенную справа соломину 2 огибают вокруг соломины 1 (з). Все дальнейшие операции по формированию остальных зубчиков аналогичны предыдущим. Витая плетенка из пяти соломин
Такая плетенка выполняется из пяти связанных в пучок соломин.
После того как заплетка завершается, все соломинки закрепляются в исходное положение для начала плетения следующего витка (рис. 17, м). После этого плетение нужно повернуть завязанными концами соломинок к себе, чтобы в дальнейшем они оказались внутри плетенки. Далее плетение ведется последовательно всеми пятью соломинами по направлению к себе. В процессе плетения две соломины должны все время находиться параллельно друг другу. Нижняя соломина перегибается через верхнюю и укладывается параллельно следующей. После этого плетение поворачивается влево на 90° и вновь повторяется операция с двумя соломинами. Для получения равномерной толщины плетенки в ее сечении при укладке соломин необходимо соблюдать квадрат. Так выглядит плетенка, если смотреть на нее сверху (рис. 18).
Декоративная аппликация соломкой
1. Подготовка соломенной ленты.
Соломку залить горячей водой и выдержать 10-20 минут, пока стебли не станут мягкими. Если для аппликации используется овсяная или ячменная соломка, особенно снятая в начале лета, ее можно просто спрыснуть водой, завернуть во влажную ткань и дать немного полежать.
Затем соломенную трубочку расщепить ножом или скальпелем вдоль волокон (рис. 1). Развернуть соломину в пальцах и с внутренней стороны 10-15 раз провести острием ножа от середины к одному краю, затем столько же раз – от середины к другому краю. Соломенная лента должна быть зажатой между большим пальцем руки и острием ножа, при этом декоративный слой соприкасается с пальцем. Соломенная лента считается готовой, когда она не скручивается в трубочку, а свободно завивается в кольцо диаметром 7-12 см (рис. 2).

Соломенную ленту можно получить более простым способом – с внутренней стороны прогладив расщепленную соломенную трубочку, не очень горячим утюгом. Однако в этом случае поверхность ленты не всегда получается ровной, т. к. слой, прикасающийся к утюгу, быстро пересыхает и может потрескаться. Если соломенная лента имеет большую толщину или предполагается ее наклеивание на вспомогательный бумажный слой, с нее лучше частично срезать внутренний слой луба (рис. 3). Для этого соломенную ленту уложить на твердую ровную поверхность декоративным слоем вниз и ножом или скальпелем под острым углом, почти параллельно поверхности ленты, срезать тонкую стружку луба так, чтобы часть его оставалась на ленте (если удалить весь луб, соломенная лента станет полупрозрачной и сквозь нее будет просвечивать фон).
2. Обработка рисунка аппликации.
На рисунке для салфетки на каждую деталь нанести карандашом направление волокон соломки (рис. 4): в лепестках цветов – от центра по краям, в крупных листьях – от центральной жилки под углом к краям, в мелких листьях – вдоль, либо под углом, в фестонах – поперёк. Кроме того, все детали аппликации следует пронумеровать (исключая одинаковые).

3. Подготовка соломенных настилов.
Для настилов наклеить соломенные ленточки на кальку вплотную друг к другу, следя за тем, чтобы между ними не образовывались зазоры. Затем из этих настилов будут вырезаны детали аппликации. На рисунке наметить линии направления волокон и номера деталей (рис. 8). На чистом листе кальки наметить стрелкой направление волокон настила. Этот листик кальки прикладывать к рисунку так, чтобы с направлением стрелки совпадали линии направления волокон на каждой детали. При этом детали рисунка нужно стараться располагать близко друг к другу, компактной группой (рис. 9). Затем площадь листка с нарисованными деталями заклеить соломенными лентами вдоль стрелки. 

Настил следует высушить под прессом.
4. Вырезание деталей аппликации. Вырезать из настилов детали можно с помощью ножниц. Мелкие кружочки удобнее выбить специальными высечками.
5. Наклеивание деталей аппликации на основу. Вырезанные детали аппликации наклеить на фон согласно рисунку. Готовую работу просушить под прессом.
Последовательность изготовления
№ Описание операции Графическое изображение Инструменты, материалы
1. Работа с фотоматериалом, оставление эскиза бумага, карандаш, фотоматериал
2. Подготовка необходимого природного материала солома, ткань мешковина, картон, проволока, калька
3. Подготовить основу из картона и мешковины: диаметром 60см.
бытовой картон, ткань мешковина, клей ПВА, ножницы
4. Сплести из соломы круглый плетешок диаметром 1 см, плетешок зубатку, варианты плетений (квадраты) размером 2*2,5 см. запаренная солома, нитки, проволока, ножницы
5. Оформить рамочку плетенными элементами из соломы. нитки, иголку, клей «Момент»
6. Изготовить элементы аппликации клей ПВА, калька, ножницы, солома разных оттенков
7. Наклеить детали композиции на фон клей ПВА, ножницы
8. Декоративная доработка аппликации (кусты, солнце, облака) клей ПВА, кисть клеевая, ножницы, соломенная бумага разных оттенков
Расчет себестоимости
№ Материал Израсходовано Стоимость в рублях
1. Ткань льняная 1 метр 100.00
3. Клей «Момент» 50 гр30.00
4. Клей ПВА 30 гр15.00
6. Нитки ½ катушки 20.00
Итого 165.00
Час моей работы, я оцениваю в 10 рублей, работу выполняла 26 часов, итого выходит 260 рублей.00 коп. Сложив расходы на материалы, время,потраченное на изготовление, себестоимость панно составляет 425 рублей 00 коп.  

Самоанализ
Работу выполняла с большим удовольствием, хотя если честно, были свои трудности, понадобилось много терпения для изготовления рамочки, в плетении квадратов, круглых плетешков для их изготовления требуется хлыстовая часть соломы, которую начисть, сразу в большом количестве оказалось сложно. Испытала некоторые трудности, и при изготовлении аппликации требовалась высокая точность при составлении архитектурного сооружения, малейшие неточности, допущенные при вырезании деталей, и в целом постройка выглядела криво, поэтому некоторые детали приходилось переделывать по несколько раз. Но я думаю, мои старания были не напрасны в целом я довольно результатом своей работы. Декоративное панно удалось, оно прекрасно смотрится в интерьере кабинета и дополняет коллекцию архитектурных сооружений выполненных в технике декоративно-прикладного творчества.
Литература
Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1979. – С.75.Лобачевская О.А. Плетение из соломки. – М.: Издательство “Культура и традиции”, 2000. – С.10.
Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1979. – С.76.
Федотов. Сухие травы: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – С.43.
Федотов. Сухие травы: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – С.44-45.
Газарян С.С. Прекрасное своими руками. - М : Детская литература, 1980. – с. 118.
Воловельская Е.А. Декоративно-прикладная работа с соломкой. //Школа ремесел. – 1999. – № 8. – С.11.
Паниченко А.П. Соломенная сказка: Детское объединение Сувенир. – Белово, 1998. – С. 25.
Лобачевская О. Плетение из соломки. - М.: "Культура и традиции", 2000. - С. 11.