Семинар-практикум для родителей по теме Не дайте случиться беде!
МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа№1»
Семинар-практикум
для родителей учащихся начальной школы.
Тема: «Не дайте случиться беде!»
Подготовила: Вандышева Наталья Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Ромодановская СОШ №1» Ромодановского района Республики Мордовия.
п. Ромоданово, 2014 г.
Цель мероприятия: повышение роли семьи в вопросах профилактики наркотизации; сотрудничество педагогов и родителей в антинаркотической пропаганде.
Задачи:
обратить внимание родителей на необходимость формирования антинаркотического мировоззрения у учащихся начальной школы,
ознакомить с приемами формирования негативного отношения к употреблению психотропных веществ, навыка отказа от предлагаемых наркотиков,
проанализировать причины, побуждающие подростков принимать наркотики,
способствовать формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни, созидательной, духовно-нравственной культуры.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, Памятка для родителей, разноцветные кубики, ручки, бумага для каждой группы.
Форма проведения: работа в группах.
Ход мероприятия.
Каждый человек — творец собственного благополучия.Ричард СтилВступительное слово учителя.
Учитель. Здравствуйте, уважаемые родители! Ни для кого не секрет, что мы с вами живем в прекрасное, но тревожное время. Наши дети – поколение, у которых есть «все». И наряду с массой преимуществ и благ, человек ежедневно сталкивается и с огромным количеством проблем.
Важнейшей проблемой, а точнее сказать, бедой сегодняшнего дня являются, так называемые, социальные болезни подрастающего поколения. Курение, алкоголь, наркотики стали спутниками учащихся (в нашей стране 2 миллиона наркоманов в возрасте от 14 до 22 лет). Конечно, помочь подросткам, попавшим в зависимость от алкоголя и наркотиков, могут лишь специалисты – психологи и медицинские работники. Но родители и педагоги также играют здесь важнейшую роль, применяя профилактические меры. Как бы мы ни ограждали детей, но однажды это может случиться. К вашему ребенку подойдут - и предложат попробовать наркотик. Аргументация может быть различной: "попробуй - и все проблемы снимет как рукой" или "докажи, что ты уже взрослый". К такой встрече ребенка надо готовить заранее.
Наркомания - это тяжелая болезнь. Все о ней знают или слышали, но зачастую пытаются существовать с этой проблемой параллельно, пока не коснется беда. Поэтому мне бы хотелось, чтобы сегодняшний разговор был услышан сердцем, ведь речь пойдет о самом дорогом, что есть в жизни родителя!
(Для творческой работы я прошу всех занять места за столиками по 4-5 человек)
Наркомания – что это? Прием «Мозговой штурм».
Учитель. Наркомания – что это? Я предлагаю вам поразмышлять и сформулировать определение данного понятия. Выскажите все мнения, которые прозвучат у вас в группе.
(После того как будут озвучены варианты, на слайде, либо в печатном варианте предлагаются определения).
Наркомания - от греч. narke – оцепенение, mania – безумие, восторженность:
в медицине - болезнь, характеризующаяся патологическим влечением к наркотикам, приводящим к тяжелым нарушениям функций организма;
в психологии – потребность употреблении какого-либо лекарственного средства или химических веществ для устранения дискомфорта, возникающего при прекращении употребления, т.е. зависимость от химических веществ;
в социологии – вид отклоняющегося поведения. [2]
Зависимость. Игра «Кукловод и марионетки».
Учитель. В одном из высказываний (психология) наркомания определяется как зависимость. Основная причина этой проблемы – недостаток удовлетворенности жизнью. При определенном сочетании генов человек не может чувствовать себя комфортно в реальном мире. Неудовлетворенность, ощущаемая еще с детских лет, подталкивает человека к поиску различных «компенсаторов». Это может выражаться в определенном поведении ребенка, который став подростком или взрослым человеком, при определенных обстоятельствах начинает употреблять психоактивные вещества. Наркотики помогают ему получить удовольствие, которое он ищет в реальной жизни. [3]
Объяснить ребенку, что такое зависимость, достаточно трудно. Для достижения цели можно предложить поиграть в игру «Кукловод и марионетка». В роли кукловода выступает родитель, соответственно, ребенок – марионетка. Задача: построить башню из разноцветных кубиков.
После выполнения задания, обсудить с ребенком ощущения.
- Какие были ощущения?
- Ты доволен построенной башней?
- А не хотелось ли что-то сделать самому?
- Тебе понравилось быть марионеткой?
- А в жизни не было похожих ситуаций, когда ты что-то делал против своей воли? Когда тобой кто-то командовал?
Важно, чтобы ребенок пришел к выводу, что зависеть от чужой воли и желания это неприятно, не должно быть, чтобы тобой кто-то управлял.
Причины раннего знакомства с наркотическими веществами.
Учитель. Как происходит знакомство ребенка с наркотиком? Почему? В чем причина раннего «взросления»? Вопросов множество…
Современные ученые выделяют 3 основных направления наркотизации:
а) социологическое, включающее влияние общества и семьи,
б) биологические, объясняющие склонности к злоупотреблению особенностями организма и особой предрасположенностью,
в) психологические (или психические), рассматривающие особенности и отклонения в психике. Отсюда, можно определить причины, по которым дети начинают употреблять наркотики.
Используя прием групповой работы «Вертушка», я прошу вас, по очереди передавая лист, записать в таблицу возможные причины раннего употребления наркотиков, табака, алкоголя.
(Группы озвучивают ответы, дополняя высказывания других групп).
В качестве обобщения можно назвать следующие причины:
любопытство (благодаря известному высказыванию: «В жизни все надо попробовать!»);желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей и т. д.;
желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей: «Делай так, будь хорошим»; это может быть и способом привлечения внимания;
безделье, отсутствие каких-либо занятий, обязанностей, в результате — эксперименты от скуки.
РОДИТЕЛИ! ЗАДУМАЙТЕСЬ:
- Ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
- Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, как порой просто не даем им жить. Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти.
- Ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта, не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет; что можно делать, а чего следует избегать. [4]
«Не дайте случиться беде!»
Учитель. Очень часто перед родителями встает вопрос: « А надо ли рассказывать об опасности, если мой ребенок не употребляет наркотики?» Специалисты на этот вопрос дают однозначно положительный ответ. Я предлагаю вам памятку с рекомендациями, которые многократно испробованы педагогами и родителями во всем мире и доказали свою эффективность.
Памятка для родителей.
Разговаривайте с ребенком о наркотиках, табаке и алкоголе. Задача таких бесед не только в доведении до ребенка всей информации о наркотической опасности, но и в установлении отношений доверия, открытости по всем вопросам, в том числе о наркотиках.
Учитесь слушать. Ребенок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Никогда не используйте информацию, полученную от ребенка, во вред ему.
Дайте советы, но не давите советами. Как показывают житейские наблюдения, мы все не очень любим прислушиваться к чужому мнению. Наиболее рациональной может выступать форма, предполагающая свободный выбор ребенка.
Подумайте о своем примере. Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и так далее. Не забудьте, что даже такие "невинные" пороки требуют объяснения ребенку.
Поддерживайте в ребенке самоуважение и думайте о его самореализации. Чем более сформировано у ребенка чувство самоуважения, тем больше вероятности, что он сможет сказать "нет" в ответ на предложения испытать новые ощущения, стать взрослее или быть таким, как все. [4]
Формирование антинаркотического мировоззрения.
Учитель. Сегодня Вашему сыну или дочери могут предложить наркотики везде: на улице, дискотеке, спортивной секции, в школе. Наиболее часто в употребление наркотиков вовлекаются подростки 12-18 лет. Поэтому, чтобы быть уверенным в своем ребенке, нужно:
- воспитывать с детства четкое понимание «что такое хорошо, и что такое плохо», ведь как сказал известный английский журналист, писатель Ричард Стил: «Каждый человек — творец собственного благополучия»,
- развивать в ребенке оценочное суждение, как к окружающим, так и самому себе,
- воспитывать силу воли, научить говорить «нет!» в разных негативных ситуациях,
- ребенок должен знать о вреде наркотических веществ, его влиянии на молодой организм – разрушение, деградация,
- на собственном примере показывать важность здорового образа жизни,
- анализировать жизнь знаменитых людей с позиции: «А смогли бы они достигнуть высот, если бы принимали наркотики, употребляли алкоголь?»,
- вовлечь ребенка (не заставить) в спортивную секцию, кружок по интересам…
Учитель. На сайте ФСКН [5] размещено интерактивное пособие «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния» Климович В.Ю. , Белогурова С.Б., которое может помочь в формировании позиции отказа, демонстрирует варианты развития ситуации, когда ребенку предлагают наркотик, сигарету, алкоголь. [1]
«Не опоздать!»
Учитель. Часто родители узнают о том, что их ребенок принимает наркотики далеко не сразу. Чтобы не запустить этот процесс, постарайтесь внимательно относиться ко всем изменениям в поведении Вашего ребенка и в его распорядке дня. Изменения могут быть следующими:
подросток поздно ложится спать, поздно встает утром с постели;
проводит больше времени вне дома;
проявляет чрезмерную говорливость, повышенную активность;
проявляет вялость, заторможенность, апатию;
говорит несвязно, заговаривается;
движения неуклюжие, порывистые;
стал скрытен;
часто агрессивен;
потерял интерес к учебе, прежним занятиям и друзьям;
увеличил денежные расходы;
проявляет частые перепады в настроении, несоответствие настроения ситуации: равнодушие в споре или агрессия по пустякам;
совершает правонарушения;
начал говорить шепотом или на непонятном Вам сленге со своими знакомыми по телефону или часто уединяются с ними в безлюдных местах;
завел новых подозрительных друзей или старые друзья стали немного странными;
наблюдаются изменения размеров зрачков: их увеличение или сужение независимо от освещения. [5]
Все эти пункты, если на них обращать пристальное внимание, могут помочь заметить малейшее изменение в поведении вашего ребенка, вовремя протянуть руку помощи.
Рефлексия.
Учитель. Подводя итог вышесказанному, я попросила бы вас выполнить еще одно задание. Давайте сообща составим синквейн по теме нашего собрания.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.[6]
Возможный синквейн:
Наркотики.
Вредные, негативные.
Убивают, разрушают, разлучают.
Самое большое зло планеты!
Беда!
Учитель. Не дайте случиться беде!
Список использованных источников.
Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния:
Наглядно-методическое пособие /Климович В.Ю. , Белогуров С.Б. - М.: ФЦНСО, 2008.
http://www.nodrugs.ru
http://prozavisimost.ruhttp://www.narcomaniac.rufskn.gov.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki