Эссе на тему Моя педагогическая философия. Дайте детству состояться!
Эссе «Моя педагогическая философия»
Н.Ю. Соседкина
Дайте детству состояться! ...
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку, раскрыться
З.И. Баева.
Раннее, северное, осеннее утро, когда у большинства горожан еще только зажигается свет в окнах, я выхожу из дома. За много лет хорошо изученная дорога до детского сада не раз вводила меня в такое состояние, когда отступает все мелкое и несущественное и останешься один на один с вечными, неразрешимыми, мучительными вопросамиКто я? Воспитатель – человек, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Каждый, кто хотя бы один день был воспитателем, знает, что рабочий день воспитателя начинается за долго до начала смены и не заканчивается с ее окончанием. Ни какие волевые усилия не способны остановить ход моих мыслей связанных с воспитанниками, их семьями и их судьбами. Поэтому воспитатель – это не профессия, а мой стиль жизни. В чем его главный смысл? Воспитание детей это большое, серьезное и ответственное дело. Дело трудное...
В воспитательной работе нет пустяков. Хорошее воспитание в том и заключается, чтобы не выпускать из виду мельчайших подробностей и случаев...
Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, именно из них складывается жизнь...
Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, комфортно ли будет ребенку в детском саду, какие взаимоотношения у него сложатся с воспитателями, со сверстниками, насколько дошкольное детство будет для него радостным и полезным. И от меня, воспитателя, зависит, как сложится жизнь ребёнка в детском саду. От меня зависит, как родители будут относиться к дошкольному учреждению, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Как минимум четыре года я незримо присутствую в семье каждого воспитанника. Для кого-то становлюсь хорошим другом семьи на долгие годы. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои воспитанники и их родители?
Думаю, что воспитатель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого воспитанника и его родителей. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Если мы хотим видеть в ребенке человека уважайте его, научитесь видеть в нем самостоятельную личность, даже если эта личность только зарождается.
С самого раннего детства ребенок должен иметь свободу выбора, уметь принимать какие-либо решения. Пусть он решает с кем играть, чем заняться в свободное время, что надеть. Позже ребенку придется принимать решения более сложные, например; как поступить в конфликте с товарищем, с кем дружить.
Конечно, самостоятельность решения не исключает доброго родительского совета, но это должен быть совет, а не грубое требование и принуждение. Понятно, что свобода действий ребенка сопряжена с риском. Гораздо спокойнее руководить его действиями и направлять каждый его шаг по безопасной проторенной дорожке. Но ребенок должен иметь право на риск, на свои ошибки, свои синяки, свои промахи и сам расплачиваться за них. Только тогда он сможет почувствовать себя хозяином своей судьбы, своего будущего. Только тогда он сможет вырасти настоящим человеком. А воспитатель и родители? Они должны только помочь состоятся детству.
Вот зазвенел колокольчик, и я с трепетом в душе спешу в приемную, где на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих воспитанников.
13PAGE 15
13PAGE 14115
МДОУ ДСКВ № 37 «Дружная семейка»
Наталья Юрьевна Соседкина