Родительский всеобуч. «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»
Родительский всеобуч.
«Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»
(из опыта работы Максаевой Ольги Владимировны, учителя начальных классов МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа)
До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей. В основе грамотного письма лежит аналитико-систетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умения заменять орфограммы соответствующими буквами. Уже вначале первого класса я начинаю работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатываю умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребенка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там, где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки. Предлагаю упражнения по выработке орфографической зоркости:Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания дает взрослый – 1-2 слова по слогам, потом ребенок диктуют себе вслух по заданному образцу. Списывание. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность ребенка. Слово он слышать не от взрослого, а находит его в книге и читает сам. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Памятка «Как научиться правильно списывать»
Прочитай слово по слогам так, как оно пишется.
Выясни смысл непонятных слов.
Найди буквы, написание которых нужно проверить. Вспомни правило, подбери проверочные слова.
Пиши, диктуя себе по слогам.
Проверь свою запись по учебнику, читая каждое слово по слогам.Комментированное письмо. Ребенок не просто проговаривает слова и предложения, но и обосновывает правописание правилами, подбором проверочных слов. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с ребенком разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку. Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаем следующим образом: сначала диктуем слова так, как они пишутся. Для внимания и развития фонематического слуха проводим игру «Эхо». Читаем слово, ребенок повторяет его по слогам или шёпотом, но так, чтобы взрослый слышал. Если ребенок скопировал не правильно, то предлагаем ещё раз повторить это слово, пока ребенок не повторит безошибочно. Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо. Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль. Для письма по памяти используем памятку.
Прочитай предложение, текст. Выясни смысл непонятных слов.
Найди в словах буквы (орфограммы), которые нужно проверить или запомнить.
Выучи предложение или текст наизусть.
Прочитай предложение или текст повторно.
Закрой книгу и напиши.
Проверь: читай слово в тетради и это же слово в учебнике.Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе. Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у первоклассников, необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные, отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений: 1. Прочитайте правило. Какие гласные нужно проверять? Почему? 2. Прочитайте правило. Какие согласные нужно проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему? Уже в первом классе учащиеся должны научится пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи: 1) определить место, где возникла орфографическая задача; 2) к какой группе правил относится данная орфограмма; 3) в какой части слова находится орфограмма; 4) установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную; 5) определить в слове ударение; 6) определить проверяемая или непроверяемая орфограмма; 7) написать слово в соответствии с правилом.
Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.