Национальная культура как основа толерантной личности.
Л.В.Валиева, учитель обществознания, зам. директора по УВР МКОУ СОШ №2 г. Малмыжа Кировской области
Культура – это специфика человеческой деятельности, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового.
А. де Бенуа
Национальная культура как основа толерантной личности.
Существует множество определений понятия «культура» (некоторые исследователи насчитывают их более двухсот). В самом широком смысле культура представляет собой совокупность небиологических средств и механизмов деятельности, посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни, т.е. культура – это исключительно человеческий, социальный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, её функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества. Возникновение и развитие человеческой личности, существование общества невозможны вне культурного контекста. Современное человечество существует в неоднородной культурной среде, т.к. функционирует множество различных культур (национальной, субкультур, контркультур, этнокультур, элитарной, массовой и др.). Общество является многоконфессиональным – люди придерживаются разных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой – побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поликультурном многоконфессиональным мире является толерантность.
Толерантность основывается на гуманистических принципах: признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное разнообразие напрямую связано с многоликостью человеческих типов, качеств. Поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, инакость.
Толерантность – сложная стратегия поведения, включающая готовность без протеста воспринимать иные взгляды. Это уважение свободы (в том числе свободы мысли, совести, творчества) другого человека. Это определённая мера сострадания, великодушия и терпения.
Толерантность имеет различные формы. Личная толерантность проявляется в социальных взаимодействиях отдельных индивидов. Общественные формы отражены в общественной психологии, сознании, моральных нормах и нравах. Государственная форма толерантности закреплена в законодательстве, в частности в утверждении принципа свободы, совести и в политической практике. Хотя толерантность предполагает терпимое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконенавистническим идеям. Преступно и аморально игнорировать существование и распространение подобных идей, образа действий.
В современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов, которые представляют серьёзную и весьма значительную угрозу правам человека, демократии, миру. Pоссийское общество с трудом справляется с разрушительными последствиями национального противостояния. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействия, конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряжённостью в обществе, продолжающимися межэтническими, межконфессиональными конфликтами.
Анализ этих процессов свидетельствует о том, что школе не уклониться от исторических реалий, от необходимости участвовать в процессах примирения. Школьные классы становятся микроскопом культурного многообразия, поэтому задачи школы оказываются связанными с миром, правами человека, толерантностью. Каждое звено сообщества может внести свой вклад в воспитание толерантности.
Малмыжский район – многонациональный. На его территории проживают: русские (43%), татары (31,5%), мари (16%), удмурты (5%). Он славен щедрой нивой, неповторимой архитектурой исторических зданий, известными посадскими лесами, парками, садами, знаменитыми людьми, традиционными народными национальными праздниками (татарского «Сабантуя», русской «Казанской», марийского «Ак Батыра», межрегиональным интернациональным детским праздником «Костер Дружбы» (Марий Эл, Татарстан, Кировская область, Малмыжский район).
Изучив государственные требования к результатам образования и воспитания, как-то: принятие этнической идентичности, любовь к Родине, толерантность, готовность к диалогу с представителями разных культур, уважение ценности семьи, здоровья, труда, окружающей среды, сформированность морально-нравственной позиции личности и учитывая неоднородность национального состава обучающихся школы (по 40 процентов русских и татар, пять процентов мари и других национальностей) наше образовательное учреждение уделяет особое внимание усилению воспитательного потенциала. Mы задались целью создать образовательную систему, которая позволила бы воспитать на основе национальных традиций настоящего человека культуры. Предпосылкой к реализации этой идеи стали школьные проекты «Этнодилижанс» (2006) и инновационный проект «Школа – территория социального партнерства» (2008).
Проект «Этнодилижанс» содействует освоению обучающимися культуры народов Малмыжского района», является своего рода путеводителем по вопросам социализации личности школьника, в том числе, формирования толерантности. Он состоит из нескольких маршрутов, при реализации которых ученики получают знания, умения, навыки, участвуя в наиболее эффективных творческих формах деятельности с учетом психолого-возрастных особенностей личности. Например:
Маршрут «Родник» предполагает реализацию такой цели: создать условия для овладения первоначальными знаниями и интериоризация их о культуре наций, проживающих на территории района.
Маршрут «След» - оставить отпечаток в сознании школьников о многообразии искусства наций.
Маршрут «Диво» - учиться ценить удивительный мир красоты национальной культуры.
Маршрут «Очаг» - поддерживать стремление к сохранению и укреплению национального очага культуры.
Маршрут «КВН-ассорти» по теме «К нам приехали гости» - создать условия для развития творческих способностей школьников и проверке знаний о культуре народов. Срок реализации проекта – 6 лет, однако уже сейчас видится перспектива в создании образовательной системы школы.
Инновационный проект «Школа – территория социального партнерства» - результат работы инновационной площадки «Толерантность как ценностный ориентир воспитательной системы школы с полиэтническим составом обучающихся». Он стал для нас ориентиром в создание целостной содержательной модели территории социального партнёрства и программы по воспитанию и социализации личности, укреплению толерантной среды, способствующей формированию толерантного школьника на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания народов Малмыжского района, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Проект позволил расширить границы социального партнерства. Обмен опытом по реализации данных проектов состоялся в Малмыжском районе, Кировской области, республиках Татарстан, Марий Эл, Удмуртии и Ульяновской области и получил высокую оценку.
У педагогов возникла потребность в научном осмыслении интеграционных процессов в ОУ, в систематизации накопленного опыта, сохранении его лучших традиций по воспитанию учащихся на основе национальных культурных ценностей народов Малмыжского района. Школа стала участницей областной инновационной площадки по теме «Интеграция дошкольного, общего и дополнительного образования в условиях муниципалитета». Появилась экспериментальная программа «Воспитание человека культуры», цель которой: создание образовательной системы «Воспитание человека культуры». А цель образовательной системы - формирование ценностных ориентаций: Человек, Семья, Родина, Культура. Задачи: формирование целостного представления и эмоционально-ценностного отношения к национальной культуре; формирование национального самосознания через этническую идентификацию; воспитание толерантности; формирование нравственности; развитие творческих способностей.
Содержание деятельности в образовательной системе основывается на следующих принципах: гуманистической направленности воспитания (в центре внимания обеспечение прав и свобод ребенка, принятие и развитие каждого); природосообразности (обязательный учет природы ребенка, его половозрастных и индивидуальных особенностей); культуросообразности (обязательный учет языковой среды, культурных традиций, воспитание на основе национальных и общечеловеческих ценностей); целенаправленности и системности и направлено на интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование.
В ходе реализации данных проектов и программы появились авторские программы классных руководителей:
-Программа «Дорога к человеку» Автор: Трухина Г.А., учитель русского языка и литературы.
-Программа «Родники личности» Автор: Попова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы.
-Программа для 5-9 классов «Вместе в будущее» Автор: Костюнина Елена Владимировна, учитель английского языка.
-Программа «Гармония души, разума и тела» Автор: Малькова Л.И., учитель математики.
-Программа по краеведению. Автор: Трухина И.А., учитель краеведения
-Программа клуба «Краевед». Руководитель Жердникова Е.К., учитель истории.
-Программа кружка «Юный журналист». Руководитель: Трухина И.А., учитель краеведения.
Накопленный опыт нашёл отражение в рабочей учебной программе курса «От национальных традиций - к культуре». Программа курса представляет содержание и формы работы в 1 – 11 классах, что позволяет выстроить единую систему воспитания по вертикали начальной, основной и старшей школы, что обеспечивает преемственность. Основными формами работы со слушателями являются: интерактивная лекция, практикум, консультации, творческая работа, презентации, мини-проект.Разработан сборник для слушателей, в который вошли все реализуемые ОУ авторские инновационные проекты и программы. Их объединяет главный ориентир – воспитание в моральном климате памяти народов многонациональной Родины. Академик Д.С. Лихачев назвал память основой совести и нравственности. Воспитание в моральном климате памяти – это чистый исток личности растущего человека, его «родники», то есть те начала в жизни ребенка, которые будут питать его личностный потенциал в течение всей жизни, помогут сформировать нравственно-ценностное отношение к миру и к самому себе, а значит, самоопределиться, успешно социализироваться, найти свое место в мире и быть счастливым вместе с другими людьми, любой национальности. К таким родникам мы относим вечные жизненные ценности: Мир родной речи и отчего дома, Мир природы и родной земли, Мир культуры.
Школьная жизнь течёт своим чередом. Новые ученики приходят на смену выпускникам. Реализуемые ОУ, педагогами проекты и программы помогают обеспечить преемственность поколений в развитии толерантной личности. Знания, нормы, ценности национальных культур усваиваются и передаются следующим поколениям школьников. Мы понимаем, что каждое из них, с одной стороны, продолжает наследовать культуру, а с другой – видоизменяет её вследствие меняющихся условий жизни. Это продолжение и есть обогащение нашей предшествующей деятельности новыми результатами, новыми элементами, новыми формами, т.е. её изменение, а значит, и её усовершенствование или усложнение. В этом и заключаются перспективы нашей деятельности.
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно лишь тогда, когда сам уважаешь себя и знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей. Поэтому основной задачей нашей школы является воспитание личности с ясно осознанной национальной принадлежностью и подготовленностью к жизни в современном обществе, гражданина, для которого существует ценность человеческой жизни, веры и культуры.
15