Советы родителям: Что делать если… Памятки взрослым
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Автор-составитель:
Корчагина Юлия Владимировна, психолог, канд. психол. наук, руководитель Отделения психологической помощи детям и подросткам при Наркологическом диспансере №3.
Отказывается от еды?
- Скушай ложку за маму, ложку за папу Вот и зайка с тобой кушает, и мишка Не крутись! Не размазывай кашу по тарелке!! Пока все не съешь – из-за стола не выйдешь!!!
Родители, стремящиеся во что бы то ни стало накормить своего ребенка, пробуют множество способов: кормят великовозрастного ребенка с ложечки, читают во время еды книжки или включают мультики, ставят на стол игрушки, обещают награду или грозят наказанием.
Аппетит зависит не только от чувства голода, но и от самочувствия и настроения ребенка. Если ребенок чем-то расстроен или поссорился с родителями, если он увлечен интересным занятием или считает приготовленное блюдо невкусным, то он может отказываться от еды.
Комментарий психолога: проблемы с едой у ребенка – результат чрезмерной обеспокоенности родителей и отсутствия четких правил, касающихся приема пищи.
Что делать:
Не настаивайте на том, чтобы ребенок съел всю еду, которую вы ему положили.
Постарайтесь равнодушно отнестись к отказу ребенка от еды, но предупредите его, что следующий прием пищи будет только во время обеда (ужина) и не разрешайте ему «закусывать» между приемами пищи. Голод не принесет ребенку такого вреда, как стойкое отвращение к еде.
Если у вас приготовлено блюдо, от которого ребенок обычно отказывается, не настаивайте. Спокойно скажите ему: «Я знаю, ты не любишь котлеты» и положите их всем, кроме ребенка. Делайте так в течение нескольких дней. Скорее всего, ваш отказ от борьбы заставит ребенка задуматься.
Если ребенок балуется, удалите его из-за стола.
Не превращайте прием пищи в игру.
Садитесь за стол по возможности всей семьей.
Красиво сервируйте стол, во время еды говорите только о хорошем и приятном.
Готовьте вкусную еду и сами получайте удовольствие от еды.
Если ребенок хронически мало ест, не прибавляет в весе и жалуется на боли в животе, покажите его врачу.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Не хочет вовремя ложиться спать?
Пришло время ночного сна, но ребенок не желает отправляться в кровать. Он капризничает, просит еще чуть-чуть поиграть или досмотреть мультик, сообщает, что голоден. Даже если родителям удалось уложить его в кровать, ребенок находит множество предлогов, чтобы не спать: ему хочется то в туалет, то попить, то еще раз сказать родителям «спокойной ночи»
Причины, по которым дети не хотят ложиться спать:
Чрезмерное возбуждение в вечерние часы
Страх темноты
Страх одиночества
Желание ребенка участвовать в жизни взрослых
Воспитательные ошибки родителей
Многие родители чувствуют раздражение и беспомощность, участвуя в этих ежевечерних баталиях. Ведь для многих из них время после укладывания детей является единственным «личным» временем, которое хочется посвятить себе и супругу. Не следует позволять детям лишать родителей такой возможности.
Что делать:
Ребенку следует по возможности спать в отдельной комнате. У ребенка обязательно должна быть своя кровать.
Следует четко определить время, когда ребенок должен будет отправиться в свою кроватку.
Избегайте в вечерние часы подвижных игр, шума и занятий, которые перевозбуждают ребенка.
Ребенка следует готовить ко сну, заранее предупреждая о том, что скоро надо ложиться спать.
Перед сном следует сходить в туалет, умыться, почистить зубы, вымыть ноги и переодеться.
У ребенка должна быть удобная, мягкая одежда для сна.
Комната перед сном должна быть хорошо проветрена.
Оставляйте ребенку у кроватки стакан с водой.
Укладывая ребенка, вы можете оставаться с ним до того времени, которое обговорили заранее: читать ему, рассказывать сказки. После этого пожелайте спокойной ночи и отправляйтесь отдыхать или заниматься своими делами.
После обозначенного времени игнорируйте попытки ребенка затянуть отход ко сну. Если ребенок приходит в вашу спальню, отведите его обратно.
В крайних случаях обращайтесь к врачу или психологу: возможно, у ребенка есть серьезная причина для бессонницы.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Обманывает?
Некоторые дети начинают обманывать взрослых уже в возрасте 3-4 лет. Когда родители обнаруживают это, они чувствуют тревогу и возмущение и стараются отучить ребенка от «дурной привычки». Что же скрывается за детской ложью? Как реагировать на обман и как научить ребенка быть честным?
Детская ложь – это способ
Скрыть свою вину или неудачу
Избежать наказания
Выразить враждебность или отмстить родителям за что-либо
Превзойти взрослого
Подчеркнуть свою значительность
Добиться похвалы или проявлений любви
Оказаться в центре внимания
Приукрасить действительность, пофантазировать
Часто родители сами подают детям пример неправильного поведения: например, пишут в школу записки с придуманными причинами пропуска ребенком уроков; просят детей сказать по телефону, что их нет дома; рассказывают о том, как их собственная ложь помогла им в какой-то ситуации. Также к родительской лжи относятся случаи, когда взрослые не выполняют обещания, данные ребенку.
Многие родители, стремясь разоблачить обманщика, начинают «игру» в «сыщика» и «преступника»: проводят расследования, устраивают «очные ставки», ищут доказательства обмана. Этого не следует делать: в результате «преступник» становится все изобретательнее, а в отношениях между детьми и родителями – все меньше доверия.
Что делать:
Определите причину, по которой ребенок прибегает к обману. Спокойно обсудите случившееся и помогите ребенку осознать, что есть другие способы разрешить его проблему.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок дома и среди сверстников чувствовал себя комфортно и уверенно.
Будьте сами честными со своим ребенком. Если вы нарушили данное ребенку обещание, извинитесь перед ним и объясните причины, которые помешали вам выполнить обещанное.
Помните: и взрослые, и дети, имеют право на личные тайны. Настойчивый интерес взрослых может подтолкнуть ребенка ко лжи.
Не навязывайте ребенку слишком много правил и запретов: чем больше ограничений, тем больше вероятность их нарушения и последующего обмана из-за страха наказания. Хвалите ребенка, когда он говорит правду (особенно, если сказать ее было нелегко).
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Требует оплаты школьных успехов и домашних обязанностей?
В некоторых семьях дети получают деньги за хорошие отметки, полученные в школе или за выполнение некоторых домашних дел. Многих родителей волнует вопрос: можно ли оплачивать детский труд и каковы последствия привычки к денежным поощрениям?
Положительные последствия денежных поощрений:
Ребенок действительно начинает выполнять ту работу, за которую ему платят.
Ребенок может начать стремиться к получению хороших отметок.
Психологи не рекомендуют оплачивать оценки и помощь по дому: денежные стимулы могут снизить желание человека делать что-то «просто так». Уменьшается познавательная активность, стремление к знаниям и внутренняя ответственность за свою часть работы по дому.
Отрицательные последствия
денежных поощрений:
Интерес к учебе или осознание необходимости помощи по дому может подмениться исключительно стремлением к деньгам.
Привыкшие к денежным вознаграждениям дети могут требовать оплаты за любое свое действие по хозяйству.
Дети, воспитанные на денежных поощрениях, могут в будущем попасть в зависимость от величины оплаты за свой труд. Финансовое вознаграждение может оказаться важнее собственного достоинства, совести и нравственных норм.
Денежные вознаграждения за хорошую учебу делают учеников зависимыми от школьных оценок. Уменьшается творческая активность ребенка из-за опасения сделать ошибку и получить низкую оценку. Кроме того, школьные оценки не всегда отражают реальный уровень знаний учеников.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Постоянно спорит и дерзит?
Ваш ребенок ведет себя так, будто хочет доказать вам, что он всех главнее. Он говорит вам, что собирается поступать так, как сам считает нужным.
Он постоянно спорит и дерзит родителям и другим взрослым, как будто нарочно дразнит их. С ним невозможно договориться.
Увы, почти все попытки переспорить или подчинить себе ребенка ведут к поражению взрослых. Ребенок продолжает бороться за власть, рассчитывая, что такое поведение поможет ему самоутвердиться, доказать свою силу в противоборстве с родителями.
Черты характера детей,
«борющихся за власть»:
Демонстрация превосходство
Дерзость
Непокорность, неподчинение
Вспыльчивость
Прогулы уроков
Склонность к спорам
Упрямство
Забывчивость
Склонность к безделью
Склонность к дерзости и спорам может быть вызвана типичной особенностью поведения детей и подростков – негативизмом. Это стремление к противодействию всякому внешнему влиянию в виде отказа от выполнения просьб взрослых до выраженного стремления делать все наоборот. Негативизм усиливается при чрезмерном контроле и опеке взрослых и ослабевает при сочетании разумного контроля со стороны взрослых и демонстрации уважения к личности ребенка.
Советы родителям:
Избегайте борьбы за власть
Скажите ребенку, что вы не можете «заставить» его поступать так, как вы считаете правильным, но будете признательны, если он согласиться с вами.
Найдите благоприятную возможность продемонстрировать ребенку свою признательность (когда он не «борется» с вами)
Найдите способы дать ребенку почувствовать свою значимость. Спрашивайте у него совета в той области, где вы сможете этому совету последовать
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Начал курить?
Причины, по которым подростки начинают курить
Любопытство
Подражание авторитетным людям
Стремление быть взрослым и «крутым»
Облегчение общения
Желание быть принятым в компанию сверстников
Потребность в снятии напряжения
Сначала курение помогает подростку расширить дружеские контакты, повысить свой авторитет у сверстников.
Потом курение становится привычкой, без сигареты подросток чувствует себя неуютно, напряженно.
И, в конце концов, формируется никотиновая зависимость.
Как предупредить начало курения?
Отказаться от курения в семье
Информировать о вреде курения
Развивать уверенность в общении
Развивать устойчивость к стрессам
Обучать детей умению отстаивать свое мнение,
противостоять давлению окружающих
Советы родителям:
Спокойно и доброжелательно поговорите с подростком. Попробуйте разобраться, почему он начал курить, что хорошего приносит ему курение. Обсудите другие возможные пути получения этой же «выгоды». Например, если подросток с помощью сигареты снимает напряжение, предложите ему обучиться аутотренингу и релаксации. Если подросток с помощью курения демонстрирует свою взрослость, помогите ему найти в себе такие способности, которые сделают его популярным и уважаемым среди сверстников.
Сообщите подростку о своем отрицательном отношении к курению, расскажите о влиянии никотина на здоровье и внешний вид.
Не финансируйте покупку подростком сигарет.
Не разрешайте курить в квартире.
Предложите подростку обратиться к подростковому психологу или к психологу, работающему с зависимостями.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Устраивает истерики?
Каковы причины детских истерик? Как реагировать на приступы
детского гнева и плача? Что делать, если скандал случился
в публичном месте? Как успокоить кричащего
и рыдающего малыша (а иногда и ребенка постарше)?
Дети часто ведут себя неподобающим образом, пытаясь достичь своих целей и добиться от взрослых исполнения своих желаний.
Сережа с мамой в детском магазине, мальчик видит большую красивую машину. «Мама, купи!» - просит Сережа. Мама объясняет, что это очень дорогая игрушка. Но Сережа ее не слышит и, топая ногами, кричит: «Купи,
купи!!!». На них начинают оборачиваться другие покупатели
У детских истерик есть разные причины:
Отказ взрослых выполнить желание ребенка
Чрезмерные или противоречивые требования взрослых
Усталость или нервное перевозбуждение ребенка
Подражание другим детям
Дети, склонные к частым истерикам, могут вырасти избалованными, агрессивными и эгоистичными.
Как правильно реагировать на детскую истерику:
Помогите ребенку выразить чувства словами: «Ты хочешь машинку и злишься, потому что не можешь ее получить». Доброжелательно, но твердо скажите, что вы его понимаете, но такое поведение недопустимо. Предупредите малыша о последствиях (и выполните свое обещание, если истерика не прекратиться): «Тебе надо успокоиться. Иначе я буду вынуждена увести тебя из магазина, и мы вернемся домой без мячика, за которым пришли».
Возьмите тайм-аут. Усадите ребенка на стул или отведите в комнату (важно, чтобы ребенок не мог причинить себе серьезного вреда) и оставьте его одного. Если это невозможно, покиньте помещение сами - уйдите в ванную или в спальню. Без зрителей истерики часто прекращаются сами собой.
Если истерика случилась с ребенком на глазах у других людей, постарайтесь о них не думать. Держитесь уверенно и действуйте так, как будто вокруг никого нет.
Сохраняйте контроль над собой. Не кричите на ребенка и не угрожайте ему – это плохой пример для подражания. Когда ребенок успокоится, скажите, что вы были сильно огорчены, но рады, что он смог успокоиться.
Научите ребенка справляться с отрицательными эмоциями и выражать их без вреда для окружающих: делать физические упражнения, бить в ударные инструменты, рисовать, правильно дышать, говорить о своих чувствах.
Оберегайте малыша от чрезмерной усталости, сильного голода или перевозбуждения от новых впечатлений.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Сильно расстраивается (злится, обижается)?
Ребенок (а тем более подросток) – существо очень чувствительное. Как быть, если он сильно расстроен (обижен, разозлен, потерпел неудачу)? Как самому сохранить спокойствие и помочь ребенку справиться с захлестнувшими его эмоциями?
Дочь: Не пойду больше в школу!
Мама: Как это «не пойду»? Не успела начать учиться и уже «не пойду»!
Дочь: Не пойду, там противно!
Мама: Не выдумывай. Все ходят, и ты пойдешь. Если вырастешь неучем, будешь работать дворником.
Дочь: Ну и пусть.
Мама: Что за наказание! У всех дети как дети, а у меня..
Избежать неправильных реакций (угроз, нравоучений, обвинений) можно с помощью приема Активного слушания.
Дочь (бросая портфель, со злостью): Не пойду больше в школу!
Мама (после паузы, поворачиваясь лицом к ребёнку, глядя в глаза): Тебе больше не хочется ходить в школу
Дочь (с грустью): Не хочется, там противно.
Мама (после паузы, в утвердительной форме обозначает чувство, испытываемое ребёнком): Я вижу, ты чем-то расстроена.
Дочь: Да, там дети злые!
Мама: Похоже, ты с кем-то поссорилась.
Дочь: Да, меня на переменке одна девочка толкнула, я чуть не упала. А учительница сказала, что это я виновата!
Мама: Грустно, когда случаются неприятности. Я понимаю тебя.
Дочь: И вообще учиться трудно.
Мама: Думаю, что ты справишься. Если есть какие-то трудности, я могу помочь тебе.
Дочь: Я пойду уроки делать, а если что-то не получится, то тебя позову.
Основные правила Активного слушания:
Повернуться лицом к ребёнку. Глаза на одном уровне.
Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
Держать паузу, давая ребёнку время на обдумывание.
Обозначать чувства, испытываемые ребёнком.
Результаты применения активного слушания:
Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребёнка.
Убедившись, что взрослый готов слушать, ребёнок рассказывает о себе всё больше.
Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
Ребёнок тоже начинает нас слушать и слышать.
Мы действительно начинаем лучше понимать своих детей.
Активное слушание - это не способ добиться чего-то от ребёнка, а «просто» путь к установлению лучшего контакта, способ показать ребёнку, что мы его понимаем.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Хочет иметь карманные деньги?
С какого возраста дети могут иметь карманные деньги? Как помочь
научиться правильно ими распоряжаться? В каких случаях стоит быть
осторожным с выдачей карманных денег? Какова должна быть
сумма, выдаваемая на карманные расходы?
Дочь: Мам, дай мне денег!
Мама: Зачем?
Дочь: У нас все ходят с деньгами, вдруг что-то понадобится
Мама: Если что-то понадобится, я тебе сама куплю.
Дочь: У нас в школе автомат с водой поставили, и в киоске я заколку хотела купить
Мама: Ты все на чипсы потратишь. А тебе известно, как трудно деньги зарабатывать?
Дочь: Вот у девочек всегда деньги есть
Мама: Значит, у девочек родители богатые, а мы не можем себе позволить. Рано тебе еще о деньгах думать.
Чем старше становится ребенок, тем шире границы его самостоятельности, тем больше у него потребностей. Одна из них - потребность самостоятельно тратить деньги. Как правило, это происходит в младшем школьном возрасте.
Ребенку следует давать карманные деньги:
Если он знает, зачем ему нужны деньги, и может внятно объяснить, на что он их потратит.
Если он понимает проблемы родителей и знает, что деньги зарабатывают трудом.
Если он умеет ходить в магазин, делать покупки и не забывать сдачу.
Ребенку не следует давать карманных денег:
Если он неуправляемый: плохо себя ведет, не держит свои обещания и склонен ко лжи.
Если он не умеет отказываться от мелких желаний.
Если он не знает, за какой труд родители получают зарплату.
Если вы решили, что ребенку пока рано иметь свои деньги, не отказывайте ему в резкой форме. Объясните, почему вы против карманных денег и как их можно заслужить.
Хорошо, если с переходом на денежные отношения увеличатся и обязанности ребенка: если он хочет тратить деньги по своему усмотрению, значит, дорос и до некоторых домашних дел.
Дочь: Мам, дай мне денег!
Мама: Тебе хотелось бы иметь карманные деньги.
Дочь: Да, хочется что-то покупать.
Мама: Я тоже думаю, что пора тебе учиться распоряжаться деньгами.
Дочь: А как?
Мама: Давай все запишем и посчитаем. Я расскажу тебе, как мы зарабатываем и тратим деньги. Потом мы составим список твоих ежедневных трат или необходимых покупок и примем решение.
Сумма, которая выдается ребенку, зависит от достатка семьи и возраста ребенка. Но это карманные деньги, а значит, их не должно быть много.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Является «отверженным» среди одноклассников?
Ребенок приходит из школы весь в слезах: «меня дразнят». Почему это происходит? Как оградить ребенка от насмешек? Разбираться с обидчиками? Переводить ребенка в другую школу? Учить отвечать тем же?
Чаще всего «отверженными»
становятся дети, которые:
Легко поддаются на провокации одноклассников
Являются «любимчиками» учителя
Чрезмерно вспыльчивы и мстительны
Ябедничают на других детей
Слишком застенчивы и не умеют за себя постоять
Неопрятны в одежде
Неуспешны в учебе (особенно в младших классах)
Слишком зависимы от родителей
не умеют общаться
А также:
Дети с необычной внешностью
Дети с заметными физическими отклонениями
Признаки неблагополучия
в отношениях с одноклассниками:
Ребенок неохотно ходит в школу
Возвращается из школы подавленным;
Часто плачет без видимой причины;
Не упоминает в разговорах никого из одноклассников;
Очень мало говорит о своей школьной жизни;
Не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки;
Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Исследования показали: «отверженные» дети часто становятся жестокими и агрессивнымКак помочь «отверженному» ребенку:
Заранее предупредите учителя и школьного психолога о проблемах своего ребенка (медлительность, невнимательность, застенчивость); расскажите о том, как вы с этим справляетесь;
Вовремя обеспечивайте ребенка всем необходимым для школьного обучения (учебники, одежда, физкультурная форма, карманные деньги);
Вовремя лечите заболевания, которые могут стать предметом насмешек (заикание, тики, энурез, кожные заболевания);
Не спешите лично разбираться с обидчиками своего ребенка, но оказывайте ему поддержку и будьте готовы к сотрудничеству с педагогами;
Научите школьника уверенному поведению и навыкам разрешения конфликтов;
Помогите ребенку показать себя в школе с положительной стороны – продемонстрировать те свои способности и умения, которые достойны уважения
Организуйте ребенку общение с теми людьми, которые для него приятны
Если действия сверстников представляют реальную угрозу для ребенка, подумайте о других возможных вариантах обучения.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Ворует?
Причины детского воровства:
Сильное желание получить понравившуюся вещь (как правило, однократный поступок)
Встречается у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
Ребенок осознает аморальность поступка, но не может устоять перед искушением и пытается найти оправдания своему поступку
Недостаток развития нравственных представлений и воли
Основная причина – неправильное воспитание
Ребенок не понимает переживаний «жертвы», не умеет сопереживать другому человеку
Склонен подражать плохому примеру друзей, воровать «за компанию»
Cпособ самоутверждения
Ребенок хочет обратить на себя внимание, «купить» дружбу сверстников, угощая их купленными на украденные деньги конфетами или делая им подарки.
Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка
Реакция на жестокое обращение или авторитарное воспитание
Реакция на чрезмерное количество запретов и ограничений
Ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. Такое воровство часто имеет «символический» смысл – стремление присвоить себе нечто материальное из-за невозможности «присвоить» (почувствовать) любовь близких людей.
Советы родителям:
С детства объясняйте ребенку, что без разрешения нельзя брать чужие вещи.
Обращайте его внимание на переживания человека, утратившего свою вещь.Разбирайте вместе с ребенком ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм.
Обращайте внимание ребенка, на необходимость нести ответственность за свои поступки, на возможность исправить содеянное, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы.Подавайте положительный пример ребенку своим поведением.
Объясняйте ребенку «цену денег». Рассказывайте, за что мама и папа получают на работе деньги, как и на что они тратятся, учите планировать бюджет, совершать покупки.
Как реагировать на воровство:
Постарайтесь понять, о чем говорит поведение ребенка и адекватно отреагируйте - и на факт воровства и на причину, его вызвавшую.
Без угроз расскажите ребенку о своих чувствах, связанных с его проступком.
Сообщите ребенку о необходимости нести ответственность за свои поступки: украденную вещь следует вернуть владельцу. В случае «домашнего воровства» в зависимости от возраста ребенка возможны варианты: отработка украденных денег, отказ от планируемой покупки или лишение ребенка развлечений, иной способ возмещения ущерба.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Боится темноты?
Ребенок боится спать в темноте и настаивает на том, чтобы свет оставался включенным, а дверь была открыта. Как себя вести родителям? Как объяснить ребенку, что в темной комнате нет чудовищ?
Причины детского страха темноты:
Неуверенность в родительской любви, чувство тревоги, переживание враждебности и опасности окружающего мира
Чувство протеста, ревность по отношению к младшему брату/сестре, бессознательное желание вновь оказаться самым маленьким и любимым.
Перенесенное заболевание (высокая температура, грипп, ОРВИ), вызвавшее повышенную возбудимость и нервозность.
Смена обстановки, переезд, перевод ребенка в отдельную комнату.
Чтение, прослушивание и просмотр «страшилок» - рассказов или телепередач с устрашающими сюжетами. Как себя вести родителям?
Правильно:
Соблюдать «ритуал укладывания»: умывание, переодевание в ночную одежду; чтение или рассказывание сказки у кроватки ребенка; поцелуй на ночь.
Предлагать ребенку в вечерние часы спокойные занятия.
Разрешать ребенку в оставлять дверь в его комнату приоткрытой, а ночник – включенным.
Предложить ребенку игрушку-«защитника», который будет спать в детской кроватке.
Сохранять полное спокойствие, когда ребенок рассказывает о своих страхах.
Неправильно:
Брать ребенка в свою постель (можно спать в одной комнате с маленькими детьми, но кроватка у малыша должна быть своя). Иначе дети становятся слишком зависимыми от взрослых, приобретают привычку без повода проситься в родительскую постель, нарушая супружеские отношения.
Насмехаться над ребенком или ругать его.
Проверять с фонариком темные углы. Слишком серьезные старания взрослых убедить ребенка в неразумности его страха могут привести его усилению. Если ребенок настаивает на проверке, можно сделать это вместе с ним.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Сквернословит? (Употребляет «плохие слова»?)
Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова? Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей.
Причины сквернословия:
Бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста)
Повторение часто употребляемых ругательств за другими людьми из-за их заразительной эмоциональности; это способ выразить свои чувства (дошкольный и младший школьный возраст)
Стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст)
Желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст)
Если сквернословит маленький ребенок:
Объясните, что эти слова являются неприличными и оскорбительными для тех, кто их слышит
Скажите, что некоторые люди настолько несдержанны и невоспитанны, что употребляют бранные слова, желая обидеть или разозлить человека
Не уделяйте ругающемуся ребенку повышенного внимания: видя, что вы очень встревожены, ребенок может использовать ругань назло вам
Заметьте, что в вашей семье не принято употреблять такие слова
Предложите выразить свои чувства другими словами – от междометий (Ой!) до юмористических ругательств (Крокозябра ты этакая!)
Если сквернословит подросток:
Объясните, что ругань является частью нашего языка, но не надо навязывать ее тем, кого она оскорбляет
Скажите подростку, что вы знаете о существовании и значении бранных слов, но они вам не нравятся
Бесполезно:
Ругать или запрещать
Бить по губам или заставлять мыть рот с мылом
Полезно:
следить за собственной речью: если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять
объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае, когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов
научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями
научить реагировать на чужую грубость или агрессию
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Мало читает?
Причины,
по которым детям не любят читать:
большое количество информации, истощающей психику ребенка (ТВ, компьютер, музыкальные центры)
позднее знакомство с книгой
(около 8 лет)
отсутствие достаточного опыта
чтения
отсутствие культуры чтения
в семье
В результате ребенок испытывает технические трудности при чтении, что
мешает ему воспринимать
содержание книги или просто не знает, что читать – это интересно.
Мудрые мысли о книгах
Книга развивает наш язык и увеличивает запас слов. Она учит нас выражать мысли и понимать, что говорят и пишут другие.
Книги придают нам силы и вдохновение. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
Книги задают важные вопросы, над которыми стоит задуматься. Они заставляют нас размышлять о добре и зле.
Книги помогают нам познать самих себя и других.Как привить любовь к книге:
- Читайте детям любого возраста вслух
- Читайте с детьми по очереди
- Читайте детям перед сном
- Приучайте ребенка бережно обращаться с книгой: выделите ребенку полку в книжном шкафу, приготовьте красивые закладки и обложки для библиотечных книг.
Как выбирать книги для чтения:
Для малышей подойдут книги с крупными яркими картинками и небольшим количеством текста. Достаточное время для чтения и рассматривания иллюстраций - 5-10 минут.
На втором и третьем году жизни ребенка читайте стихи и короткие рассказы, в которых происходят какие-то действия (например, стихи Агнии Барто, русские народные сказки про Репку, Колобка, Серого волка и Ивана Царевича, а также сказки про Красную шапочку, Дюймовочку, Золотой ключик и Чипполино).
В возрасте пяти-шести лет отведите ребенка в библиотеку ил в книжный магазин, где он сможет получить полное представление о книгах. Ребенок должен знать, что книги бывают для детей и для взрослых, что у каждой из них есть автор и название; понимать значение слов «обложка», «страница», «оглавление».
С дошкольниками и младшими школьниками прочитанное можно не только обсуждать, но и проигрывать – так лучше усваивается смысл и содержание книги. Предложите детям приключенческие книги и веселые произведения классиков детской литературы – Драгунского, Носова, Михалкова.
В подростковом возрасте интерес к чтению снижается. Но если привычка к чтению сформировалась еще в детстве, то подростки продолжают читать. Любимые их жанры -детективы, фантастика и мистика, а девушки предпочитают любовные романы.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Боится сдавать экзамены?
Строгие преподаватели, сложные задания, серьезные требования, тревога и волнение. Как подготовиться к проверке знаний и справиться с экзаменационным стрессом?
Советы по подготовке к экзаменам:
Найдите удобное место для занятий.
Составьте четкий план подготовки.
Чередуйте работу и отдых.
Готовьтесь по вопросам (билетам), составляя четкие планы ответов.
Ответы на самые трудные вопросы расскажите вслух.
Попробуйте записать себя на магнитофон, или тренируйтесь перед зеркалом.
Мысленно рисуйте себе картину успешного ответа.
Как справиться с волнением?
Сосредоточение на своем дыхании (дышать ровно и спокойно)
Чередование физического напряжения и расслабления (например, сжать руки в кулаки и очень сильно напрячься, а после этого отпустить себя, расслабиться)
«СТОП» негативным мыслям (при мысли о возможной неудаче сказать себе «СТОП» или представить красный сигнал светофора; думать об учебе и о хорошем результате)
Тренировка уверенности (принимать позу уверенного человека и говорить уверенным голосом)
Пользуйтесь формулами
самовнушения:
«Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие. Я уверен в себе»
«Я все помню»
«Я ощущаю бодрость и уверенность в себе»
«Моя речь спокойная, уверенная»
Способ подготовки «3-4-5».
Время до экзамена (год, месяц, неделя) делится на три равные части. Например, в первые 10 дней надо пройти все темы на «тройку», во вторые 10 дней - на «четверку», а в оставшиеся - отшлифовать знания и убрать ошибки.
Преимущества: у школьника создается целостное представление о предмете, отсутствует
страх нехватки времени.
Если экзамен сдан неудачно?
- Если ребенок расстроен, позвольте ему погоревать, утешьте его.
- Когда ребенок успокоится, вместе проанализируйте причины неудачи (чрезмерное волнение, слабая подготовка, нежелание обучаться именно этой специальности)
- Сделайте выводы и обсудите последующие действия
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Очень медлительный?
Все дети в детском саду уже оделись и пошли на улицу, а он только завязывает шнурок. Все уже пообедали, а он только приступил к еде.
Все в классе уже пишут диктант, а он только ищет ручку.
Он повсюду опаздывает и задерживает окружающих, которые порой просто теряют терпение.
Причины детской медлительности:
Особый тип нервной системы (флегматик или меланхолик)
Медлительность – форма протеста ребенка против чрезмерного контроля взрослых
Темперамент – врожденные особенности человека, такие как степень уравновешенности и эмоциональности. Его нельзя изменить, но можно научиться контролировать.
Девочка-копуша
Час жевала грушу
Два – умывалась
Три – вытиралась
Утром завтракать пошла
Только к вечеру пришла.
Флегматик: спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, рассудительный, малоэмоциональный. Этот ребенок любит спокойные игры, не бывает лидером среди сверстников. Долго привыкает к новизне. Новую информацию усваивает медленно.
Меланхолик: робкий, замкнутый и нерешительный, тревожный, ранимый, впечатлительный. Новую информацию усваивает с трудом, быстро устает. Тяжело привыкает к новым местам.
Как общаться с медлительным ребенком:
Оставляйте ребенку достаточно времени для выполнения необходимых дел; не выполняйте за него то, что он по возрасту должен делать сам
Научите ребенка планировать время и следить за часами. Составляйте список дел на день с указанием времени
Поощряйте детские увлечения
Заранее предупреждайте о смене деятельности
Хвалите ребенка за быстроту и эффективность
В любом случае выражайте положительные эмоции – ребенок нуждается в вашем внимании
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Гиперактивный?
Такой ребенок напоминает стихийное бедствие: он не может усидеть на месте, постоянно двигается, роняя и задевая предметы; он перебивает взрослых, шумит, громко смеется, при выполнении заданий отвлекается и не может ни на чем сосредоточиться.
Что является причиной
гиперактивности?
наследственность
особенности строения и функционирования головного мозга
последствия родовых травм и ранних инфекционных заболеваний
неполноценное питание
Гипер (Hyper) – превышение нормы;
activus – активный, деятельный.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются обычно в возрасте до 7 лет; чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. С возрастом проявления гиперактивности сглаживаются.
Помните: настоящий диагноз ставит только врач.
Признаки гиперактивности:
Нарушения внимания: ребенку трудно удерживать внимание на одном предмете; он не слышит, когда к нему обращаются; не заканчивает начатое дело; неорганизован; часто теряет вещи.
Двигательная расторможенность: ребенок постоянно ерзает, проявляет признаки беспокойства – барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-то. Такие дети мало спят, много говорят, очень подвижны.
Импульсивность: начинает отвечать, не дослушав вопроса; вмешивается в разговор, не дожидаясь своей очереди; ему трудно регулировать и контролировать свои действия.
Советы родителям гиперактивных детей:
Основную нагрузку планируйте на первую половину дня.
Не давайте ребенку слишком большую нагрузку.
Используйте физкультминутки, делайте частые перерывы в работе.
Давайте ребенку четкие, короткие инструкции.
Договаривайтесь с ребенком заранее о тех или иных делах, избегайте неожиданностей.
Используйте тактильный контакт, играйте в игры с правилами
Оставайтесь терпеливыми и спокойными.
Обратитесь за помощью к невропатологу или к психологу.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Ноет и хныкает (капризный)?
«Ма-ам, ма-а-а-ам, ну ма-а-а-ам!! А-у-и-а! Ма-ам!».
Изматывающее хныкание, то затихающее, то нарастающее с новой силой.
«У меня ускоряется сердцебиение, начинает болеть голова, я перестаю себя контролировать, когда слышу ЭТО!» - в отчаянии говорит мама.
Что делать, если ребенок ноет? Как реагировать на детские капризы?
Причины детских капризов:
- плохое самочувствие
- начинающееся заболевание
- усталость, «недосып», переутомление
- реакция на чрезмерную опеку
- реакция на внутрисемейные конфликты
- желание получить внимание родителей
- реакция на запрет
- желание добиться своего
- скука, отсутствие интересных занятий
- привычное нытье без причины
Пик детских капризов приходится
примерно на четыре года,
но они могут продолжаться
и в школьном возрасте.
«Поизбаловали ребенка, оттого и хнычет весь день»
В.И. Даль. Толковый словарь.
Советы родителям:
Постарайтесь понять причину детского каприза
Сообщите ребенку, что вы его понимаете. Расскажите, что вы собираетесь в связи с этим сделать. «Я понимаю, что ты хотела бы сейчас со мной сейчас поиграть. Я закончу свои дела через полчаса и приду к тебе в комнату».
Спокойно объясняйте причины запретов. «Я понимаю, что тебе хочется взять в детских сад новую куклу. Но воспитатели не разрешают приносить из дома дорогие игрушки. Эта кукла будет ждать тебя дома».
Просите ребенка высказывать свои потребности обычным голосом.
Учите ребенка выражать свои чувства с помощью слов, а не нытьем и капризами.
Говорите о своих чувствах в присутствии ребенка. Демонстрируйте нормальные интонации. «Как жаль, что я разбила свою любимую чашку. Очень обидно!»
Не уступайте капризничающему ребенку, реагируйте спокойно, доброжелательно, но твердо. «Я понимаю, что ты устал и хочешь кушать. Но нам нужно проехать еще две остановки. Скоро мы будем дома».
Хвалите ребенка, когда он пользуется правильным тоном.
Позаботьтесь об интересном досуге и занимательных играх для своего ребенка
Помните: для любого изменения требуется время. Будьте терпеливы.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Стал участником или свидетелем чрезвычайного происшествия?
К сожалению, в век техногенных катастроф, террористических актов, аварий и роста преступности есть вероятность того, что ребенок может стать свидетелем или даже участником какого-либо чрезвычайного происшествия. Даже косвенное участие (увиденный сюжет по телевидению, услышанный разговор взрослых) может оставить глубокий след в душе ребенка.
Эмоциональные реакции детей и подростков на травмирующие события:
- беспокойство при разлуке с членами семьи
- повышенная чувствительность к резким, громким звукам
- повышенная тревожность, капризность, перепады настроения
- страх посещения школы, поездок в общественном транспорте
- страх темноты, расстройства сна, аппетита
- возникновение навязчивых мыслей, ночных кошмаров
- ухудшение физического самочувствия, жалобы на головные боли или боли в желудке
- невнимательность, снижение успеваемости
- появление мыслей о смерти
- повышенная раздражительность, агрессивность
Дети дошкольного возраста эмоционально реагируют на ситуацию, подражая взрослым; беспокоятся о жизни и здоровье членов семьи. Разговаривая с дошкольником, следует заверить ребенка, что он находится в безопасности. Расскажите о том, как вы сами (родители) заботитесь о собственной безопасности; избегайте очень подробного обсуждения с детьми происшедших событий (только самые необходимые объяснения); проводите с ребенком больше времени и продолжайте занятия, знакомые ребенку. Избегайте длительных расставаний; следите за эмоциональным состоянием ребенка.
Дети младшего школьного возраста эмоционально отзывчивы по отношению к чувствам пострадавших людей, могут задавать много вопросов, повторно возвращаться к волнующей теме. Постарайтесь терпеливо отвечать на вопросы ребенка, важные для правильного понимания им ситуации, дайте ребенку возможность выразить свои чувства. Избегайте деталей. Возможно (и желательно) приобщение ребенка к оказанию помощи нуждающимся людям.
Подростки нуждаются в объективной информации о случившемся, в обсуждении политической обстановки и происшедших событий. Будьте терпимы к крайним высказываниям подростков, однако сдерживайте обвинения и возможность выплеска агрессии на окружающих. Поощряйте по необходимости желание подростков участвовать в оказании помощи пострадавшим.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Дразнит других детей?
Вображала хвост поджалаИ под печку убежала,А под печкой крокодил,Вображалу укусил.
Обзывания - частая причина детских обид и даже драк. В то же время это «испытание на прочность» - общаясь, дети неизбежно обзывают и дразнят друг друга, будто бы проверяя силу характера.
Причины, по которым дети дразнят и обзывают друг друга:
Сознательное желание оскорбить или разозлить сверстника (у агрессивных детей)
Желание привлечь внимание или начать забавную игру
Оскорбление-провокация (дразнящий хочет спровоцировать сверстника на ответные действия – словесную перепалку, борьбу, погоню)
Желание повеселить окружающих
Самоутверждение (дразнящий унижает сверстника и утверждает свое лидерство)
Месть
Невозможно запретить детские дразнилки и обзывания – это часть детского фольклора и особая форма общения со сверстниками. Как правило, дети в состоянии выяснить свои отношения самостоятельно. Однако, если ваш ребенок часто задевает своих сверстников, следует задуматься о причинах такого поведения. Чтобы ребенок не растерял своих друзей, научите его ценить дружбу и доброжелательно общаться.
Или вашего ребенка дразнят другие дети?
Ребенок, которого часто дразнят или обзывают, может почувствовать себя неполноценным, потерять уверенность в себе. Нелегко приходится детям, которые имеют особенности внешности, провоцирующие сверстников на придумывание обидных прозвищ - «долговязый», «толстая», «заика», «косоглазый».
Важно, чтобы взрослые (родители, воспитатели и учителя) позаботились о повышении самооценки ребенка и помогли ему правильно отнестись к своей особенности, не допустили насмешек и издевательств со стороны других детей.
Во все времена дети использовали специальные «отговорки» - ответы на дразнилки, помогающие им отстоять себя в детских «выяснениях отношений».
Кто так обзывается, Тот сам так называется.
Обзывай меня весь век,Все равно, я человек.
Обзывай меня весь год,Все равно ты бегемот.
Чей там голос из помойки?
Хвались, хвались –В яму провались.Яма закройсяБольше не откройся!
Я тебя не слушаю,Посолю и скушаю.
Я дурочка-снегурочка,Мой папа - Дед Мороз,Мамочка - Снегурочка,А ты сопливый нос.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Не делает работу по дому?
В раннем детстве ребенок охотно подражает взрослым в хозяйственных делах: пытается подметать пол, мыть посуду, «помогает» готовить обед. К сожалению, многие родители «упускают» момент и говорят: «Не мешай», «Ты только все испортишь», «Я сама сделаю». Через несколько лет родители вспоминают об этом с печалью.
«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - обязательно приведи в порядок свою планету».
Антуан де Сент–Экзюпери.
Как заинтересовать ребенка домашними делами?
Составьте вместе с ребенком расписание его дня и включите туда уборку. Пусть она станет привычным мероприятием!
На первых порах помогайте ребенку справиться с беспорядком. Работайте вдвоем!
Не спешите! Поддерживайте в ребенке инициативу и веру в свои силы, даже если у него что-то не получается.
Благодарите его за помощь.
Выделите ребенку «угол», который он сам сможет оформить по своему усмотрению.
Не загромождайте «детскую» лишними вещами – пусть в ней будет легко убираться.
Пусть обязанности ребенка будут разнообразными и меняющимися.
В подростковом возрасте, как правило, интерес к домашним делам снижается и родителям все труднее убедить своего сына или дочь навести порядок в комнате, вынести мусор или убрать за собой посуду.
Подросток хочет чувствовать себя хозяином собственной жизни и отказывается подчиняться родителям.
Как договариваться с подростком?
1 шаг. Ясно и четко скажите подростку, что вы видите, как он повзрослел. Так же ясно и четко расскажите о том, что вас беспокоит. «После ужина на столе остается грязная посуда; в гостиной на телевизоре слой пыли; следы от обуви в коридоре; одежда лежит на полу. Нам следует заново обсудить распределение домашних обязанностей».
2 шаг. Выслушайте мнение подростка о его участии в домашних делах.
3 шаг. Совместный поиск хорошего для всех решения (что мы вместе может сделать для того, чтобы каждый получил то, что он на самом деле хочет?). Например, вы вместе приходите к выводу, что комната ребенка – это его территория, и именно он решает, когда в ней убираться. Вы не только больше в ней не убираетесь, но и передаете ему ответственность за стирку вещей, которые испачкались в пыли. Посуду вы моете по очереди через день. Пыль с техники вытирает подросток, а рыбок кормите вы сами.
4 шаг. Оформление соглашения. Это ваше общее письменное обязательство о разделении ответственности.
Помните: навыки самостоятельной жизни приобретаются благодаря опыту и ошибкам, через которые проходит каждый подросток. Уменьшите опеку и позвольте подростку научиться заботиться о себе и о вас!
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Разрушает и ломает игрушки, предметы, мебель?
Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо, в том числе топанье ногами, хлопанье дверью, разбрасывание вещей, порча имущества. Некоторые дети рвут книги, ломают мебель и даже устраивают поджоги.
Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса». Например, ребенок, которому взрослый не дал конфету (не разрешил смотреть телевизор, не пустил гулять, потребовал выполнения домашних заданий), как правило, не осмеливается открыто проявить свой гнев и «переносит» всю свою злобу на другой объект, попавшийся под руку..
Нередко такое поведение демонстрируют дети, уставшие от запретов и чувствующие сильную агрессию против взрослых. Порой дети из чувства зависти и стремления самоутвердиться уничтожают что-либо, созданное другими людьми (детьми).
Чаще всего в основе желания ломать, портить и разрушать лежат неуверенность в себе и вражда по отношению к людям.
Советы взрослым:
Недовольство и раздражение поведением ребенка высказывайте в достаточно мягкой форме и объяснять, почему вы не одобряете такого поведения
Силовое принуждение ребенка к повиновению может вызвать еще большее стремление к разрушениям
Каждый раз предлагайте ребенку устранить учиненный им разгром: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому помоги мне убраться» (для детей постарше – сможешь привести все в порядок).
Не заменяйте сломанные ребенком игрушки новыми и не спешите убирать обломки: пусть последствия поведения будут наглядно видны
Давайте детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удовлетворять свое любопытство
Подберите детям прочные игрушки, которые трудно сломать
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК
Дерётся?
Физическая агрессия –
использование физической силы против другого лица.
Обращение с детьми до вспышки агрессивности
Отвлечь, предложить ребенку интересное занятие.
Предложить ребенку игрушку, которую можно мять или кусать.
Физически удержать от нападения.
Дать детям возможность самим разобраться в конфликте (взрослые контролируют события, но не выступают арбитрами).
Почему не следует использовать телесные наказания:
Ребенок может стать робким, нерешительным, неуверенным, пессимистичным.
Ребенок может начать бояться взрослых; со временем неприязнь может перейти в ненависть.
Телесные наказания - это модель агрессивного поведения. Дети могут подражать наказывающим их взрослым.
Обращение с детьми после вспышки агрессивности
Сказать резкое слово драчуну и утешить пострадавшему. Не следует насильно принуждать ребенка к извинению.
Удалить ребенка из комнаты на 1-2 минуты в знак своего неодобрения.
Если ребенок мал, можно взять его крепко за руки, строго и четко сказать «Драться нельзя!» или «Не кусаться!».
Ограничить внимание, уделяемое агрессивному ребенку.
Если используется наказание (лишение игрушек или привилегий), то оно следует непосредственно за проступком и недолгим по времени (ребенок быстро забудет причину наказания, а гнев и обида на взрослых останется)
Не отвечать агрессивностью на агрессивность.
Терпеливо объяснять ребенку, чем неправильно его поведение
Автор метода – А. Пронин.
Заголовок 215