Устами младенца. Когда обращаться к логопеду
Устами младенца. Когда обращаться к логопеду
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил чисто, красиво и правильно. У некоторых детей это выходит сразу, а у других долго не получается. Логопеды отмечают рост числа детей с дефектами речи. Малыши начинают позже говорить, не произносят некоторые звуки или меняют их на другие. Что является нормой, а в каких случаях нужно обращаться к специалистам?
Причины расстройства речи
У ребенка могут появиться дефекты речи, когда родители мало с ним общаются. С опозданием начинают разговаривать малыши из семей с неблагоприятной психологической атмосферой.
Задержка речи может быть следствием приема антибиотиков в первые месяцы жизни ребенка. Также несут угрозу частые отиты: нарушается восприятие некоторых звуков на слух, и из-за этого ребенок начинает их неправильно произносить.
Нередко речевыми расстройствами могут страдать левши, у которых правое полушарие мозга лучше развито, а, как известно, навыки речи сосредоточены в левом полушарии.
Как исправить дефекты?
Как показывает практика, далеко не все родители могут вовремя распознать дефекты речи. Им кажется, что ребенок еще маленький, ничего исправлять не нужно — «само пройдет». И упускают время.
Важно своевременно обратить внимание на данную проблему. Определить наличие у вашего ребенка каких-либо нарушений речевого аппарата может только логопед. Исправление дефектов речи у детей производится сугубо индивидуально и, в первую очередь, необходимо обратить внимание на устранение причин появления данных нарушений. Родителям и ребенку необходимо запастись терпением, поскольку успешный результат во многом зависит от настойчивости и регулярности занятий. Если у вашего малыша наблюдается неправильное произношение только одного звука, то результат не заставит себя ждать, и вы обойдетесь несколькими занятиями у логопеда. Но в случае, когда дефект речи связан с отклонениями в развитии ребенка, заниматься придется долго.
Не каждая ошибка в речи — дефект. Так, дефектами речи не являются: иностранный акцент, диалектное произношение («оканье», «геканье»), возрастные особенности детской речи при ее становлении (физиологическое косноязычие).
Памятка для родителей
Уделяйте особое внимание собственной речи — это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Не стоит «сюсюкать» или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка. Произносите слова четко, плавно, эмоционально выразительно. Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова нужно объяснить и проиллюстрировать на практике.
Нельзя наказывать ребенка за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Постарайтесь оградить малыша от просмотра мультфильмов, в которых главные герои произносят звуки и слова искаженно. Оберегайте ребенка от стрессов — они могут привести к неправильному произношению или заиканию.
Есть повод забеспокоиться и обратиться к логопеду (а также в отдельных случаях к сурдологу, неврологу, психологу):
Если в младенчестве ребенок не гулит и не лепечет.
Если в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своем» языке, причем много и активно.
Если ребенок в 1,5-3 года «все понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием».
Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька».
Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит — искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда.
Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с письмом.
Упражнения для исправления дефектов речи
Эти упражнения помогут ребенку справиться с произношением свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, щ, ж, з), а также букв л и р:
трубочка — при сомкнутых зубах вытянуть губы в виде трубочки как можно дальше;
чашка — широко открыть рот и высунуть язык, придав ему форму «чашки», удерживать в такой позе под счет до пяти;
барабан — открыть рот и кончиком языка быстро ударять за верхними зубами, при этом произносить звук «д-д-д...»;
чистим зубы — открыть рот и кончиком языка пройтись по очереди по верхним и нижним зубам; упражнение повторить несколько раз;
вкусное варенье — улыбнуться, слегка приоткрыв рот, облизать верхнюю губу широким языком, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижна.