Конспект урок-рассуждения по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»


Урок-рассуждение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»
Тема: Есть материнства женская работа
Цели:
Обобщение знаний, полученных при изучении произведений.
Формирование умения анализировать художественный текст.
Оборудование: изображение Богоматери, раздаточный материал, ТСО.
На доске эпиграфы:
Люди – это всегда дети своих матерей…
Ведь у каждого есть мать, каждый чей-то сын…
Прославим Женщину Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!
М. Горький «Сказки об Италии».
…вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть.
В. Закруткин «Матерь человеческая».
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Вводное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок – урок-размышление. Мы будем работать над повестью Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Хочется, чтоб он стал уроком – открытием, чтобы никто из вас не покинул класс с пустым сердцем.
Скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово «война»?
Кто воевал на войне?
Что такое тыл?
Люди в тылу тоже совершали подвиг, подвиг труда. Жены, матери, дети занимали места тех, кто ушел на фронт.
Повесть В. Закруткина посвящена женщине, женщине - матери. Тем, кому в годы войны приходилось труднее всего. Не зря для названия темы урока взята строчка из стихотворения Д. Кедрина «Есть материнства женская работа», а дальше есть продолжение «И есть мужской тяжелый труд войны».
Произведений о войне много. Мне особенно нравятся строки М.Горького. (Обращение к эпиграфу).
Анализ содержания произведения.
О чем эта повесть?
Какие эпизоды вам показались самыми яркими?
Какие темы звучат в произведении? ( Темы Родины, детства и взросления, семьи, любви, жизни и смерти, скорби и печали, героизма и подвига народа).
Расскажите, как эти темы раскрываются писателем? Приведите примеры.
Какие проблемы поднимают эти темы? (Война и дети. Война и материнство. Война и стремление к добру.)
Детям предлагается пересказать наиболее понравившиеся отрывки из произведения.
Осмысление названия произведения.
Мария берет на себя ответственность за чужих детей, за чужих животных. Она для всех них становится матерью. Почему автор назвал свое произведение «Матерь» человеческая, а не мама или мать? (Матерь – старославянское слово высокого стиля).
Как вы думаете, почему сегодня перед нами образ Богородицы с младенцем на руках?
Каждая мать понимает горе Марии, отдающей своего ребенка на страдания.
Имя Мария имеет интересную историю (Ученик рассказывает, найденные им сведения об имени и о чествовании людей с этим именем церковью.
Подведение итогов урока.
Чему может научить нас повесть В.Закруткина?
Что вы открыли для себя на уроке?
Автор говорит: «вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть». Давайте и мы не будем забывать о наших матерях.
Домашнее задание.