МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА«МИР ВОКРУГ НАС!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА«МИР ВОКРУГ НАС!»
Тема: Познавательная игра «Мир вокруг нас!»
Цель: обобщение знания детей о разнообразие животных и растений.
Задачи.
Образовательные:
- продолжать формировать представление о жизни животных и растений;
- учить познавать, расширять свои знания о царстве «Животных» и царстве «Растений»;
- совершенствовать знания об окружающем мире.
Развивающие:
- развивать речь, память, мышление.
- развивать умение свои знания использовать на практике.
- повышать познавательную активность.
Воспитательные:
- прививать основы экологических знаний;
- воспитывать экологическую культуру;
- воспитывать бережное отношение к природе.

Ход мероприятия:
Орг. момент
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Оно называется «Мир вокруг нас!».
Как вы понимаете это название? Посмотрите на доску и обратите внимание на лепестки ромашки. Что вы заметили? Правильно, они все разного цвета и на них числа. Если вам достанется лепесток зелёного цвета, то вы отвечаете на вопросы и выполняете задания по теме «Растения» (показать на плакат), жёлтого – «Насекомые», синего – «Рыбы», фиолетового – «Птицы», красного «Звери», а остальные лепестки с сюрпризом, о котором я сообщу после. В соревновании участвуют две команды: «Зайчата» и «Лисята». Я желаю успеха обоим командам и начинаем игру. (Команды по очереди вытаскивают из мешочка бочонки с цифрами и выполняют задания). Жюри оценивает команды.
Конкурс Рыбы.
Если команда отвечает, сразу получает 5 баллов, после первой подсказки – 3 балла, с помощью – 1 балл.
1 команда
- У этой рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, мелких и средних птиц, а ещё часы, монеты – видимо, хищница принимает их за рыбку с яркой чешуей. Что это за рыба?

2 команда
- Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в Казахстане. У неё нет чешуи. Предпочитает жить на дне водоёма, где её часто не отличишь от бревна. У этой рыбы даже есть усы.

- Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли художников, но не просто нарисовать, а изобразить рыбку с завязанными глазами. Из каждой команды выходит по одному человеку, внимательно меня слушают и выполняют задание.

-Нарисуй глаз рыбки, сделай поворот кругом. Нарисуй плавник, чешуйки, присядь 2 раза. Нарисуй тело рыбки, два шага назад, два шага вперёд, нарисуй хвост, развяжи шарф на глазах.
3. Конкурс. Птицы
Игра «Кто больше?
- В роли художников вы себя попробовали, а сейчас я предлагаю вам побыть знатоками. Вспомните, каких птиц вы знаете? Команды будут по очереди называть птиц. В этом конкурсе победит та команда, которая больше назовёт пернатых.
Кроссворд «Птицы»
- Команды справились и с этим заданием, а разгадаете ли вы кроссворд, мы сейчас узнаем. Желаю вам успеха.
По горизонтали:
2. Днём слепа бывает, а ночью прозревает (сова).
4. Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит (дятел).
7. Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает (воробей).
8. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит (гусь).
По вертикали:
1.На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат (цапля).
2.На вид неказист, зато голосист (соловей).
3.Днём спит, ночью летает, прохожих пугает (филин).
5.Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица (грач).
6.Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу (петух).
Музыкальная физкультминутка «Ёлочка»

5.Конкурс. Растения
Игра «Дерево – это»
Задание: предлагается детям определить  например:
«Для птицы дерево  – это» (столовая, место для постройки гнезда, где она может спрятаться)
«Для жука дерево  –   это» (жилище, место, где он откладывает личинки, где может найти добычу)
«Для художника дерево – это» (объект для картины, источник вдохновения)
«Для усталого путника раскидистое дерево – это» ( место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть)
Игра «Экологические знаки»
Задание: Команда получает экологические знаки. Объяснить  значение каждого знака.  Каких знаков здесь не хватает? Придумайте и дорисуйте новый экологический знак в пустом круге о растениях.

6.Конкурс. Звери
Игра «Угадай, кто я»
- Вы задаёте мне вопросы о животном, изображённом на рисунке, на которые я отвечаю «да» или «нет». После того как все вопросы будут заданы, вы должны угадать, кто здесь нарисован ( картинки с изображением белки и ёжа)
- Как это животное приспособилось, чтобы защищаться от своих врагов?
7. Конкурс. Насекомые
«А знаете ли вы, что?» (домашнее задание)
Каждая команда готовит интересные сообщения из жизни насекомых.
Команде «Зайчата»:
1) Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук – носорог (картинка жука), сам весом 14 гр. Может тащить груз весом 1кг. 580 гр.
2) Знаете ли вы, что самые многочисленные обитатели нашей планеты- насекомые, их насчитывается около 960 видов.
Команде «Лисята»:
1)Знаете ли вы, что первыми весной появляются бабочки, божьи коровки, пчелы, муравьи, шмели потому, что на зиму впадают в спячку, а рано весной вылетают из своих укрытий.
2) Знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 19000000 цветков.

8. Конкурс. « Красная книга»
1. Карточка.
Что такое “Красная книга?” (выбери карточку с правильным ответом)
2. Карточка.
Что вы знаете о Красной книге? Расскажите подробней о Красной книге Казахстана.

9. Конкурс. Лидер
- Перед тем, как подвести итог мы проведём блиц – опрос. Каждая команда по очереди отвечает на мой вопрос. Если одна команда затрудняется с ответом, то другая команда может ответить и заработать балл. Мы начинаем.
- Курица мужского рода (петух)
- Кто спит под своими ушами (заяц)
- Какую траву даже слепые знают (крапива)
- Зимнее логово медведя (берлога)
-Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. Что за птица? (сорока)
- Колобок, обросший иголками (ёжик)
-Что снесла курица? (яйцо)
- В воде купался, сухим остался (гусь)
-Какая рыба в праздники надевают шубу (селёдка)
-Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
-Что теряет лось каждую зиму? (рога)
10.Итог мероприятия:
- Мы завершаем наше внеклассное мероприятие. Вы проявили в конкурсах находчивость, сообразительность, помогали своим товарищам. Мероприятие мы посвятили окружающему миру, живой природе, царству «Растений» и царству «Животных». Будем заботиться о природе, и помогать всему живому! Обе команды очень старались, и победила дружба. Отметим самых активных и любознательных. Всех ребят ожидают сладкие призы.
11.Награждение команд.





15