МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «МИР ПРОФЕССИЙ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ


Цель: содействие профильному и профессиональному самоопределению подростков, а также формирование профессиональных интересов, склонностей к определенным видам деятельности.
Задачи:
расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.
развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.
воспитание навыков сознательной дисциплины: собранности и внимательности во время работы; навыков интеллектуальной активности.
Ход мероприятия:
Конкурс «Предмет труда»
Задание: команды получают карточки с перечнем различных профессий и должны за отведенное время распределить их по предмету труда (ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК; ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА; ЧЕЛОВЕК-3НАКОВАЯ СИСТЕМА; ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ; ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА). Время для подготовки - 3 минуты. Победитель – команда, назвавшая наибольшее количество правильных ответов.
Реставратор
Тренер
Бухгалтер
Участковый инспектор
Механик
Водитель
Швея-мотористка
Столяр-краснодеревщик
Штурман
Композитор
Юрист
Корректор
Раздаточный материал: карточки с названиями профессий, в качестве подсказки могут быть использованы карточки-схемы по типам профессий.

Конкурс «Чем пахнут ремесла?»
Задание: определить профессию по запаху.
тестом и мукой пахнет … (пекарь)
стружкой и доской … (столяр)
краской и скипидаром … (маляр)
бензином … (водитель)
рыбой и морем … (рыбак)
лекарством … (врач)
пирогами и супом … (повар)
землей и полем … (пахарь)
Конкурс «Продолжи пословицу» Задание: продолжить пословицу:
Без труда … ( не вытащишь и рыбку из пруда)
Один в поле … (не воин)
Семь раз отмерь … (один отрежь)
Один пашет, семеро … ( руками машут)
Терпенье и труд … ( все перетрут) 
Дело мастера … (боится)
У ленивца обе руки … (левые)
К большому терпенью придет и … ( уменье)
Конкурс «Профессии – синонимы»
Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.
педагог – (ответ: учитель, преподаватель).
врач – (доктор, лекарь).
стоматолог – (дантист, зубной врач).
портной, портниха – (швец, швея).
сторож – (охранник).
воспитатель – (наставник).
летчик – (пилот).
шофер – (водитель).
голкипер – (вратарь).
солдат – (боец, воин).
торговец – (продавец).
фокусник – (факир, иллюзионист).
экскурсовод – (гид).
адвокат – (защитник).
Упражнение «Объявление».
Задание: в течение 5 минут команды должны составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист.
Вариант 1: дается одна профессия обеим командам (например, программист, продавец, учитель, врач, дрессировщик, парикмахер) Вариант 2: команда сама выбирает профессию.
Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления.
Команды и жюри могут задавать вопросы по содержанию объявления, чтобы удостовериться, чье объявление красочнее или профессиональнее, и кого лучше взять на работу из кандидатов.
Конкурс «Остановка Сервисная»
Задание: назовите как можно больше профессий, связанных со сферой общественного питания: (шеф-повар, повар, официант, диетолог, раздатчица, посудомойка, грузчик)Назовите как можно больше профессий, связанных со сферой торговли: (продавец, мерчендайзер, товаровед, супервайзер, администратор торгового зала, кассир, экспедитор, бухгалтер, охранник)
Назовите как можно больше профессий, связанных со сферой изготовления одежды: (модельер, закройщик, портниха, приёмщица заказов, швея)
Назовите как можно больше профессий, связанных со сферой строительства: (архитектор, инженер-проектировщик, инженер-строитель, каменщик, штукатур, маляр, машинист крана, электрик, слесарь-сантехник).Конкурс «Он – Она»
Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.
Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик)
Она - стюардесса, он - … (стюард)
Она - медсестра, он - … (медбрат)
Он - доктор, она - … (доктор)
Он - водолаз, она - … (водолаз)
Он - гимнаст, она - … (гимнастка)
Он - поэт, она - … (поэтесса)
Он - штукатур, она - … (штукатур)
Он - повар, она - … (повар)
Он - портной, она - … (портниха)
Профи – викторина.
Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.
Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)
Назовите орудие труда оперного певца? (голос)
Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)
Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С.Михалкова? (милиционером)
Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)
Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)
Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)
Кто использует тонометр в своей работе? (врач)
Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (кучеру, сегодня шоферу).
Конкурс «Говорящие фамилии»
Задание: игрокам команд предлагается по две фамилии. Занятие этих людей являются анаграммами их фамилий. Необходимо по фамилии определить их профессии.
Раздаточный материал: карточки с анаграммами профессий:
АРХИПОВА (повариха)
ДОСАДОВ (садовод)
ВЕРТЕРИНА (ветеринар)
ТОЛЬДИЕВ (водитель)
ПЕЧКИН (печник)
РЕЖЕНИН (инженер)
КАТАДОВ (адвокат)
КОЛОГИН (кинолог)
Игра «Интервью».
Первая команда становится журналистами, а вторая – дает им интервью. Журналисты готовят 5-10 вопросов по теме занятия, интервьюируемые отвечают. Затем команды меняются ролями.
Примеры вопросов журналистов:
Зачем нужно трудиться?
Как сложится жизнь человека, который не стремится работать?
Может ли человек быть счастливым от своего труда?
Какого человека можно назвать успешным в жизни?
Как вы думаете, бывают ли профессии хорошие и плохие? Почему?
Занятие заканчивается подведением итогов, поздравлением и награждением команды - победительницы. Жюри отмечает командные успехи и индивидуальные (особо отличившихся детей при выполнении заданий).
Литература:
Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. - М., 2005.
Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. - М., 2006.
Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии, 1994, №3
Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев, 1984.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение в ранней юности. - М.,1996.
Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов в помощь профконсультанту для проведения профориентационных мероприятий. Методическое пособие, автор-составитель А.К.Лукина, КрасГУ, 2004.