Урок-размышление по фрагменту повести В.Закруткина Матерь человеческая
Урок-размышление
по фрагменту повести В. Закруткина «Матерь человеческая»
Цель: подвести учащихся к пониманию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отмстить.
Задачи:
Образовательная: на материале фрагмента повести « Матерь человеческая» добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения; обеспечить в ходе урока выяснение и сопоставление значений слов «месть» и «возмездие»;
Развивающая: продолжить формирование умения анализировать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся, закрепить умение собирать материал для характеристики героя. используя для этого обсуждение, вопросы, дискуссию
Воспитательная: воспитание чувства ответственности, гуманного отношения к человеку, толерантности, обеспечивать гуманистический характер обучения и приоритет общечеловеческих ценностей, содействовать формированию убеждений учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее;
Оборудование: учебное пособие «Вокруг тебя – Мир.6 класс», иллюстрации, выставка книг о войне, раздаточный материал (карточки), музыкальное оформление, оформление стенда «Ах, война! Что ж ты сделала, подлая..», эпиграф.
Ход урока
На доске эпиграф: «Да разве об этом расскажешь-
В какие ты годы жила!
Какая смертельная тяжесть
На женские плечи легла!»
М. Исаковский.
Война… какое страшное и ужасное слово. Сколько бед, страданий, слёз принесла она людям. Сколько разрушено городов, сожжено сёл, деревень. А сколько отцов, матерей, братьев, сестёр не вернулось домой. Четыре года шла война. Небольшой срок в жизни страны. Но это были годы страшных испытаний. Многие писатели и поэты участвовали в этой войне и написали об этом произведения. Сегодня мы познакомимся с фрагментом повести В.Закруткина «Матерь человеческая», главной героиней которой является Мария.
Виталий АлександровичЗакруткин(1908 – 1984)
.Краткий рассказ об авторе. (Выступление подготовленного ученика). Закруткин Виталий Александрович родился на станции Кочетковская – на – Дону, Ростовской области. В 1932 году Виталий экстерном окончил Благовещенсикй педагогический институт. Преподавал в Новгородском учительском институте им.М.Н.Покровского. В 1936 году В, Закруткин защитил кандидатскую диссертацию о романтических поэмах А.С.Пушкина. в этом же году он получил назначение на должность заведующего кафедрой русской литературы Ростовского педагогического института.
Виталий Александрович был лично знаком с А. Серафимовичем, М.Шолоховым. Закруткин готовился к защите докторской диссертации о творчестве Л.Н.Толстого. Но война изменила его планы. Он отправляется на фронт военным корреспондентом. По живым впечатлениям от боёв им была написана книга фронтовых рассказов и очерков «На переднем плане». В, Закруткин – автор рассказа «Подсолнух», повести «Матерь человеческая». В, А. Закруткин был похоронен во дворе собственного дома. Ставшего музеем. В его честь назван теплоход.
Сообщение ученика. «Страница о себе...» ( Из воспоминаний писателя.)
«Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы… Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными, городские кварталы, сожженные от начала до конца. Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого...
Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Посилилась в уцелевшем погребе…
«Я своими глазами увидел всё, что натворили гитлеровцы…
Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей,
противотанковые рвы, заполненные расстрелянными ростов-
чанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожжённые
от начала до конца».
Учитель: - Ребята, так что же такое война? (существительные, прилагательные, глаголы)
Аналитическая работа по тексту. 13 мин.
Учитель: Давайте приступим к анализу текста. Расскажите, как Мария нашла немца.
Она хотела спрятаться от немцев, там можно было укрыться от дождя, холодов, пуль.
Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба сидел живой немецкий солдат.
Учитель: Найдите в тексте описание молодого немецкого солдата. Прочитайте.
Немец был бледный, измождённый, с тонкой мальчишеской шеей, он был ранен. В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.
Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца. Он не спускал с неё светло-голубых, расширенных от ужаса глаз. Губы его дрожали, кривились в жалком подобии улыбки, но, скованный страхом, он не произносил ни одного слова. На вид ему было не больше семнадцати лет. Всё выдавало в раненом немце мальчишку, желторотого, лопоухого, объятого ужасом недоростка.
Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу.
Ответы учащихся: «Это был раненый, измученный, испуганный мальчишка», «желторотый, бессильный , объятый ужасом».
Учитель: Какое чувство хочет вызвать у читателей автор повести?
Ответ: Чувство жалости, сострадания.
Учитель: Как он этого добивается? Найдите слова, которые раскрывает нам его душевное состояние. (психологический портрет)
Учащиеся находят в тексте: «тонкая мальчишеская шея», «расширенные от ужаса глаза», «губы дрожали», « не знавший бритвы пушок на щеках», хочет уползти, но обмякшее тело его не слушается, безоружен, испугался, бессильно раскинутые руки.
Учитель: На что решается Мария? (На убийство). Проанализируем, почему она решилась на такой шаг? Найдите в тексте причины, на которые указывает сама героиня:
Учащиеся: «убили сына», «смертью смерть поправ», «убей убийцу» - требуют слова»
Учитель: Итак, у Марии возникло мгновенное решение убить во имя высшей справедливости. А теперь обратим внимание на душевное состояние героини. Обратим внимание на образные выражения, которые использует автор, описывая ощущения героини.
Учащиеся: «Ненависть, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, алый туман застил ей глаза», «горячечное сознание».
Учитель: Правильно. Почему вдруг мстительная решимость покинула героиню, «она выронила вилы, ноги ее подкосились»? Что ее остановило?
Ответы: она услышала слово «мама».
Учитель: прочитайте этот отрывок.
В это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:
-Мама! Ма-а-ма!..
Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза…
- Что, по вашему мнению, заставило Марию отказаться от мести?
Ответ: Мария поняла, что он такой же человек, как и она. Он никого не убивал. И если бы она убила, сравнялась бы с фашистами, которые убили ее сына и мужа.
Учитель: Что мы узнали о жизни Верненра Брахта?
Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.
Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле – всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему – не мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.
Учитель: Это слово «мама» неслучайно автор вложил в уста раненого. С одной стороны оно характеризует самого Вернера Брахта - растерянного, насмерть перепуганного мальчишку, с другой стороны – слово словно обожгло ее. Мария понимает, кто перед ней: тяжелораненый, нуждающийся в помощи человек. Что предпринимает Мария, чтобы умирающему солдату было легче? Подберите цитаты.
Учащиеся: «напоила молоком», «постелила умирающему немцу сена», заботится о нем, хотя понимает, что «он не жилец на белом свете».
Учитель: Как вы думаете, что поняла Мария. Какая истина открывается ей? Прочитайте.
Ответ: Мария должна помочь этому человеку, он умирает. Она последний человек, которого он видит.
что она – последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, весь огромный и прекрасный мир. И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд – Мария и это поняла – выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть…
Учитель: Что же происходит дальше?
Ответ: Она закрыла ему глаза, он умер, и Мария обязательно его похоронит.
Учитель: Даже на войне, во время страшных испытаний Мария своим поступком утверждает законы добра, выбирая не месть, а милосердие. Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война – страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальную угрозу.
Учитель: А теперь я предлагаю вам провести небольшое исследование, поработать над значением слов «месть», «возмездие», «мщение».
3. Работа с лексическим значением слова.
Учащимся раздаются карточки с толкованием значений слов. 5 мин.
Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду (Малый академический словарь)
Мщенье – сравни «месть», «мста» - отплата злом за зло, обидой за обиду, злопамятство, готовность мстить. ( Толковый словарь великорусского живого языка. В.И. Даля.)
Возмездие - отплата, кара за преступление, за причиненное зло. ( Словарь русского языка С.И. Ожегова )
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Месть - заимствовано из старославянского языка. Образовано от основы «mit»,в старославянском «митъ»- означает смена, чередование, а в древнеиндийском «mithas»- взаимный. (Краткий этимологический словарь русского языка Н.М. Шанского)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прочитаем значения слов месть, мщение, возмездие. Чем отличаются эти толкования? Какое из этих толкований более соответствует, по вашему мнению, действиям Марии из повести «Матерь человеческая»? Обсудите это в вашей группе, сделайте выводы. Обратите внимание на родственные слова в других языках. О чем нам говорят эти значения, этимология слова?
Смена, чередование - говорят так, словно зло переходит от одного человека к другому.
Возмездие, кара всегда связывались с некими справедливыми силами. Со временем возмездие стало связываться со справедливым наказанием.
Учитель: Как вы думаете, правильно поступила Мария, отказавшись от мести.
Ответы: Правильно, он не виноват, что его отправили на войну, он никого не убивал.
Учитель: Вашим сверстникам задали такой вопрос: «На что похожа месть?» И ребята подобрали такие сравнения. Какое сравнение, по вашему мнению, наиболее точно отражает понятие «месть»? Попробуйте дополнить данный список своими сравнениями. Выберите по желанию одно из сравнений и постарайтесь доказать (в письменном виде), что месть действительно можно сравнить с бумерангом (или с чем-то иным). Запишите в тетрадь свое рассуждение.
пожар в лесу
МЕСТЬ бумеранг
смерчь
эстафета
А теперь подведем итоги урока:
Учитель: Какие мысли и чувства вызывает повесть В. Закруткина?
Ответы: Доброта и гуманность делают человека человеком. Люди добрые, щедрые душой, достойны всеобщего признания и любви.
- Эта книга об огромной любви к жизни, земле, людям.
- Повесть заставляет нас задуматься над тем, на что способен настоящий человек в тяжелых обстоятельствах.
Учитель: Почему произведение называется Матерь человеческая?
-Она стала названной матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила на путь утешительницы и заступницы. Мария, сама не зная толком Богоматери, последовала её примеру, став утешительницей и заступницей всех живых, поистине Матерью Человеческой. В данном эпизоде Мария предстает в облике Богоматери, прошедшая путь мученичества и самоотверженной любви. Обратите внимание на репродукции икон. Что сближает Марию с образом Богоматери. На руках Богоматери ребенок. Она страдалица. Наиболее близка Мария к образу Богоматери “Утоли мои печали”, в глазах которой скорбь и любовь ко всему роду человеческому. Богоматерь – земная мать Иисуса Христа.
Мария (мать Иисуса) Мария (простая русская женщина)
дала миру великого сына пережила гибель мужа, сына, хутора,
потеряла его, распятого на кресте. одиночество, страх и ужас
Богоматерь, к которой обращаются осталась верить в добро, в человечность
с мольбой о помощи и заступничестве сердца ее хватило всем
Месть - одно из сложнейших явлений в жизни человеческого общества. Но даже во время войны можно побороть в себе желание отомстить, как это сделала героиня повести «Матерь человеческая» Мария. Именно на женские плечи легли тяготы войны. Обратите внимание на нашу полку книг.
Советую Вам обязательно прочитать книги В. Закруткина, К. Воробьева, В. Быкова, Ю. Бондарева. Вы узнаете, как герои в тяжелое время войны и послевоенное время оказывались в ситуации выбора: предать или нет, бороться или опустить руки, мстить или отказаться от мести, творить зло или утверждать законы добра.
синквейн
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
А теперь напишем синквэйн:
1 существительное,
2 прилагательных,
3 глагола,
Предложение.
Вывод.