Урок внеклассного чтения в 9 классе. Тема: От матери Божьей к матери человеческой (по книге В. Закруткина «Матерь человеческая»)
Аннотация к уроку внеклассного чтения «От матери Божьей к матери человеческой».
Данный урок имеет большое воспитательное значение, так как показывает подвиг простой женщины Марии, ставшей матерью для осиротевших детей и сумевшей преодолеть ненависть к немецкому солдату и отчаяние от потери близких людей. Её образ подобен матери Иисуса Христа Марии, тоже пережившей смерть сына. Использование ИКТ на уроке позволяет школьникам видеть прекрасную картину Рафаэля «Сикстинская мадонна» и одновременно слышать музыку Шуберта, посвящённую матери.
Урок внеклассного чтения в 9 классе с использованием ИКТ
Тема: От матери Божьей к матери человеческой
(по книге В. Закруткина «Матерь человеческая»)
Эпиграф: Всё прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери.
М. Горький
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Форма: беседа с опережающими заданиями.
Выставка: по страницам книг от 2-5 книг:
Алексеевич «У войны не женское лицо»
Распутин «Живи и помни» и др.
Выставка оформленного форзаца.
Рисунок – первая вступительная часть книги
Рафаэль «Мадонна с Иосифом», «Сикстинская мадонна»
Портрет В. Закруткина
Муз. Оформление: Шуберт «Аве Мария», Моцарт «Реквием», Вагнер «Вечно Живые»
Опережающие задания
Узнайте значения имен собственных и слов: контраст, обрамление, драма, хоругвие, Аристотель, Искандер, Магомет.
Написать сочинение «Я расскажу о своей маме».
Подберите материал о Рафаэле Санти и его полотне «Сикстинская мадонна».
Подберите материал о писателе В.Закруткине.
Выучить наизусть стихотворение Исаковского «Русской женщине», о матери из «Сказок об Италии» Горького.
Найти контраст сцены в повести Закрутнина «Матерь человеческая».
Начало урока
Эпиграф: Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать.
М. Джамиль
Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери.
М. Горький
Проблемный вопрос: Что роднит образ, созданный Рафаэлем, музыкальный образ Шуберта и образ матери в повести Закруткина «Матерь человеческая»?
Ход урока
Учитель: В этом году мы с вами изучили немало произведений, где познакомились с прекрасными образами русских женщин. Изучили «Слово о полку Игореве», узнали многое о Ярославне, жене князя Игоря; вы отметили замечательные черты характера Татьяны Лариной (19 век) из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.
Красота, обаяние, богатое внутреннее содержание проявляется в них. Сегодня на уроке мы коснемся трагических времен, испытаний, которые выпали на долю русской женщины в нелегкие дни испытаний войной.
Тема урока : От матери божьей к матери человеческой (по повести Закрутнина «Матерь человеческая»).
Цель урока: Показать близость красоты изображения реальной матери, в прозе, в музыкальном произведении и на полотне художника.
Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к женщине, матери.
Форма проведения: беседа с опережающими заданиями.
Беседа. Начнем разговор с вопроса:
-Какие они, ваши мамы?
-В чем смысл счастья матери (прочитать выдержки из сочинений).
- Как вы понимаете назначение матери на Земле?
Звучит музыка Шуберта «Аве Мария», проецируется репродукция с картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»
Ученик рассказывает о создании «Сикстинской мадонны».
Учитель: Это близкие произведения, хотя между ними 2 века. Но оба они – о Матери. Но сегодня мы говорим о «матери человеческой» В. Закрутнина.
Слово о В.Закруткине (сообщение ученика)Беседа с учащимися:
- Что толкнуло писателя написать это произведение?
- Какова роль обрамления в повести?
- Давайте определим время событий, описанных в повести.
- Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление?
- Расскажите о детстве и юности Марии, жизни ее до войны.
-Есть ли сцены, когда жизнь Марии автор показывает во сне?
- О чем сны Марии?
Звучит реквием. Учитель: Сейчас мы услышим, как погибли Иван и сын Васятка (чтение)
- Как показывает автор отчаяние Марии, затем принятое ею решение жить, наконец, решение работать за всю бригаду, которую уничтожили фашисты?
Сцена, когда Мария впервые услышала человеческие голоса.
- Почему Мария не убила Вертера Брахта?
- Как Закрутнин показал, почему выжила и выстояла его героиня?
Чтение отрывка (командир на коленях)
- Как понять смысл названия повести?
(Девочка выступает с иллюстрацией первой страницы)
- Какие мысли и чувства вызвала у вас повесть? Чем она сильна?
- С какой целью автор сопоставляет библейскую Марию с реальной женщиной? (от нее доброта, красота)
Задать проблемный вопрос: «Что роднит образ, созданный Рафаэлем, музыкальный образ Шуберта и образ матери в повести В.Закруткина «Матерь человеческая?»
Чтение отрывка Горького «Сказки об Италии»
Чтение стихотворения Исаковского «Русской женщине»
Итог: Учитель читает эпиграф.
Будем же бережно и заботливо относится к матери, своей маме, ко всем другим матерям, ведь все прекрасное, самое лучшее в нас от наших матерей.
Дома: Читать книги, представленные на выставке.
13PAGE 15
13PAGE 14315
Погодина Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Бузулука Оренбургской области
Заголовок 115