Урок внеклассного чтения То, что вечно — человечно по повести В. Закруткина Матерь человеческая


Слайд 1
То, что вечно, – человечно.

Урок внеклассного чтения по повести В.Закруткина «Матерь Человеческая»
с использованием компьютерной презентации. (Урок рассчитан на 2 часа)

Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
В. Высоцкий.

Слайд 2
Цель: способствовать развитию общечеловеческих нравственных качеств в детях.
Задачи:
знакомство с творчеством писателя В.Закруткина и его повестью «Матерь
Человеческая»;
развитие умений анализа произведений;
воспитание милосердия, сострадания и чувства любви ко всему окружающему;
воспитание чувства патриотизма к Родине и чувства долга перед всеми, кто прошел войну.
Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока.
Слайд 3
Вступительное слово учителя.

« Матерь Человеческая» В.Закруткина- одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писатель заставляет нас пережить горькую возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир Вечное осталось вечным, и оно нужно нам сегодня так же, как нужно было тем, далёким предкам, которые поклонились Матери и воздали славу её терпению и любви. Эта повесть заставляет нас задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании, которая порой не оценивается по достоинству.

Слайд 4
2. Звучит песня В.Высоцкого «Песня о Земле».

Как вы думаете, почему урок, посвящённый повести Закруткина «Матерь Человеческая», начался с этой песни?
Какую внутреннюю связь можно обнаружить между нею и повестью?

В песне Высоцкого перед нами измученная, выжженная и искорёженная мёртвая Земля, которая на первый взгляд, никогда не поднимется из пепла. Но автор уверен: она только «затаилась на время», потому что « материнства не взять у Земли», потому что «Земля – это наша душа» И в повести Закруткина мы видим страшную картину опустошения и смерти. Кажется это конец мира, который избежала только маленькая женщина по имени Мария, но и она не хочет жить в опустевшем мире. Однако именно ей предстоит стать Матерью Человеческой, оберегающей связь поколений и род людской.)

Слайд 5
3. История создания повести. Сообщение подготовившегося ученика.

В основе повести лежит реальный факт. Автор военным корреспондентом прошёл Великую Отечественную войну от начала до конца. В книге «Страницы о себе» он вспоминает: «Я своими глазами видел всё, что натворили гитлеровцы Горы слегка присыпанных снегом трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными ростовчанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожжённые от начала до конца». Но более всего ему запомнился один эпизод, лёгший в основу повести «Матерь Человеческая»: «Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, удаляясь от магистральной дороги
В полдень мы въехали в чёрные развалины какого-то сожжённого гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого
Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырёх, а следом за ним из этой же норы выползла, еле прикрытая лохмотьями, молодая женщина Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам всё, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожжённый хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе»
В перерывах между боями Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мёртвом»
Спустя много лет Закруткин решил написать повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях, стать продолжительницей рода и своей любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю.

4. Чтение начала повести учителем до слов: «Спустя много лет, я не могу не рассказать о ней людям»

5. Работа над анализом основных эпизодов произведения.

Почему же автор говорит, что не имеет права забывать «эту женщину»?
Почему он вспоминает о ней, глядя на скульптуру Мадонны?

Мадонна, Богоматерь, напоминает ему о другой женщине – простой русской крестьянке, которой тоже выпала жестокая судьба. И та и другая лишились своих детей, преданных мученической казни. И та и другая нашли в себе силы жить после этой трагедии, чтобы сохранить память о погибших

6. Слово учителя.

Героиня Закруткина не верит в бога, хотя, как потом выясняется, эта вера просто заглушена временем, эпохой, идеологией, насаждаемой насильно ( пионервожатый Марии убеждает девочку отказаться от посещения церкви, которые ей так нравились, и она подчиняется.) Но в подсознании героини вера живет. Не случайно же в час отчаяния она обращается к Богу. ( Чтение отрывка из повести).
Закруткин создаёт своего рода словесную икону Женщины-Матери (не зря же он даёт ей евангельское имя Мария и называет её «Матерью Человеческой») и гимн материнству. К концу повести героиня, представшая в ореоле мученичества и самоотверженной любви к людям, приобретает незримый нимб святости, и сама картина, включённая в повествование, напоминает икону: «Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы, куры. Заметив нас, громко заржали кони. Вверху носились белокрылые голуби.» И командир полка» подошёл к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и, молча, прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой женской руке»

Слайд 6-9
7. Сопоставление репродукций полотен белорусского художника М.А.Савицкого с содержанием повести Закруткина «Матерь Человеческая».

Взгляните на репродукции полотен белорусского художника М.А.Савицкого «Беженцы», «Дети войны», «Казнь», «Мать партизана». Какие из них вы могли бы соотнести с повестью и судьбой её главной героини? Почему?
Какая вам кажется наиболее созвучной повести по смыслу? Почему?

Все эти картины соотносимы с повестью: здесь страшная сцена казни, ужас, которой довелось пережить Марии; здесь колонны беженцев, проходящие через разорённые сёла; здесь дети, напуганные, обездоленные, осиротевшие , глядящие на зрителей расширенными тоскливыми глазами. Но самой созвучной можно назвать картину «Мать партизана», в котором особое значение приобрел символический смысл образа. Молодая женщина сидит на земле. Из глубины полотна, красного пространства фона, бежит к ней смеющийся мальчик. Он – лишь воспоминание. А наяву – строй чёрных виселиц. Страшно это противопоставление картины Мадонны без младенца, возникшей как греза , детской фигурки и чёрных столбов с перекладинами. Символ убитого счастья, символ истребления жизни и попрания материнского чувства».

Слайд 10-11
На глазах Марии убиты муж и сын, соседка Феня, девочка Саня Зименкова, односельчане угнаны в Германию: от полной, яркой жизни не осталось ничего и никого кроме воспоминаний и неё самой. Зачем жить? И Мария молится: «Я не могу жить, Господи, я не хочу жить. Может, Ты всё таки есть, Господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась Если ты есть, Господи, видишь моё горе! Разве можно так жить? У меня всё отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночка Васеньку удавили, дитё ни в чём не повинное И хаты наши все спалили, одна зола от них осталась. И Саню, девчонку, как звери убили. И людей всех угнали, никого не оставили Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой Земли.»

Почему она пересиливает свою боль, поднимается над горем и остаётся жить? Что ей в этом помогает?

Убитая горем, Мария зовёт смерть, но жизнь властно напоминает ей о том, «что она не одна, что в ней теплится иная, пока ещё слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная слабая жизнь». И она остаётся жить, погребая одного за другим тех, с кем сталкивает её судьба. Сначала это девочка Саня, потом пожилой немецкий солдат, затем умерший у неё на руках Вернер Брахт и молоденький политрук Слава и только в последнюю очередь муж и сын. Для каждого из погибших Мария находит свои слова, напоминающие народный плач.

О ком говорит Мария эти слова?
Слайд 12-13
«Пальцы-то у тебя в чернилах, девчоночка хоть школу вашу закрыли, а грамотной ты хотела быть Учительницей быть хотела. Не довелось тебе выучиться» - это для Сани.
«Вот и отгулял ты на земле. Видать по всему, был ты ещё честным, чистым парнем, не замаранным убийствами и кровью. Скучал, как все дети, по отцу, по матери Потому и ко мне тянулся, мамой называл. Когда вам , детям, плохо становится, вы все матерей вспоминаете А что из тебя получилось бы, если бы ты не был убит, если б не умер? Бог знает! Твои же друзья да наставники быстро приучили б тебя к тому, что делают сами И людей бы ты убивал, и девчонок вроде Сани насильничал и расстреливал, и хаты поджигал бы на чужой земле Может, и лучше, что ты помер и остался чистым» - это о В. Брахте. Для Марии все мёртвые (даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова

Чтение стихотворения Э.Асадова «Письмо с фронта», А.Дементьева Баллада о матери».

Но к моменту погребения родных она уже не в состоянии плакать: «Сколько довелось мне тут людей схоронить , и всех было жалко.. Теперь вот своих хороню, а сердце моё стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слёзы».

Слайд 14-15
Чтение стихотворения Муссы Джалиля «Варварство».

Однако, именно после этих похорон она ощущает в себе «сильные, требовательные толчки его, нерождённого, не ведая ни страха смерти, ни болезней, ни горечи утрат, ни любви, ни ненависти, он уже был готов подойти к истокам своей полной страдания и счастья дороги и, подчиняясь зовущей его силе жизни, толкал тёплое и томное материнское чрево локотками, коленками и головой»

Слайд 16
Какую роль играет описание сельского кладбища в повести? И почему она вспоминает там Радуницу – день поминовения усопших?

Мёртвые и живые оказываются крепко связанными в сознании и памяти Марии. И те и другие помогают ей осознать свою великую миссию. Её разум подсказывает ей, что нужно беречь нерождённое дитя и не гнуть спину на неубранных колхозных полях. Но совесть не хочет соглашаться с этим, и в поисках ответа она идет на кладбище.

Почему она вспоминает там Радуницу – день поминовения усопших?

Кладбище – это единственное, что осталось от родного хутора. Здесь лежат те, кто основал его, кто жил рядом с Марией, кого она знала и помнила. Здесь история её рода и память о нём. Недаром хуторяне чтили дедовский обычай и ежегодно отмечали родительский день. « Радуница как бы объединяла людские поколения и делала людей добрее и лучше»

Как вы думаете, нашла ли она ответы на мучившие её вопросы? Почему вы так решили?

Помянув своих земляков, ощутив неразрывную связь с ними, Мария отбрасывает всякие сомнения и принимает то решение, которое ей подсказывает сердце: «Покидая кладбище Мария вновь остановилась у могилы деда Корнея, поклонилась покосившемуся кресту, промолвила , как будто обращалась к живому: «Ты был первым, и они не посрамили твою память, и те, кто лежит тут с тобой, и те, кого казнили и угнали злые враги. Негоже и мне быть последней»

На следующий день Мария уже самоотверженно трудилась на поле

Какую роль сыграл в жизни Марии немецкий солдат Вернер Брахт? Почему она не убила его?

Вернер Брахт помогает понять ей её великое предназначение в этом мире
.
Вспомните, какое чувство испытала она, впервые увидев его в своём погребе?
Слайд 17
«Ненависть и горячая , слепая злоба захлестнули Марию, сдавили ей сердце..»: «убей убийцу. За «полураздавленным, недобитым гадёнышем» она увидела «раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ножки повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки». Но жизнь повернула всё по-своему.

Почему не совершила она этого страшного, несовместимого с материнской природой поступка?
Слайд 18
Раненый мальчишка успел сдавленно выкрикнуть единственное слово «мама» «слабый крик пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза»

Кем стала Мария для совсем ещё юного немецкого солдата В.Брахта?

Мария стала названой матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила на путь утешительницы и заступницы

Слайд 19
Милосердие победило злобу, погасило чувство мести. И как награда за сострадание и мудрость к Марии возвращаются голуби, невольно напоминая читателям о христианском символе Святого Духа. «Вдруг старый красный голубь, напугав Марию хлопаньем крыльев, сел ей на колени, завертелся и надув прекрасную, отливавшую перламутром шею, стал ворковать, призывая свою стаю. И вся стая опустилась у ног Марии, доверчиво окружила её руку, воркуя и просительно встряхивая крыльями».


Вспомните, в какие ещё минуты жизни Мария испытывает острое чувство материнства?

Когда она нашла голодных, измученных детей в копне сена, а потом, когда они впервые назвали её мамой.

Слайд 20
Когда она начинает ощущать себя матерью всех?

После рождения собственного ребёнка. «Слабой рукой она гладила пушистую голову сына, всхлипывала. Ей почудилось, что в свисте пуль и грохоте снарядов, в разгуле убийств, жестокости, крови она родила не только сына но, содрогаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от неё, матери, защиты и ласки». Мария, познавшая боль и горе своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не сострадать всем. Завершилось её преображение в Матерь Человеческую.

Что же помогло ей выжить?

Материнское чувство ответственности и любви. Не зная толком Богоматери, она последовала Её примеру, став утешительницей и заступницей, поистине Матерью Человеческой.

8. Сопоставление образов Богоматери, Мадонны, Матери на иконах и полотнах художников и героини повести Закруткина.
Слайд 21-22 (21 слайд – Врубель, Савицкий, 22 слайд – Васнецов, Б.Э.Мурильо)
Внимательно всмотритесь в эти полотна и скажите, что объединяет все эти полотна? Какой образ кажется вам наиболее близким героине Закруткина?

Слайд 23
Каждый образ по-своему значим. Все живописцы стараются подчеркнуть в своих героинях любовь женщины-Матери к своему ребёнку, младенцу, мудрую сосредоточенность на нём и его жизни. Почти в каждой из них чувствуется затаённая печаль, предчувствие будущего страдания и готовность принять его ради жизни на Земле.
Наиболее близки героине Закруткина картина Савицкого «Партизанская мадонна», Врубеля, Васнецова. В их глазах читается с особой силой скорбь и любовь не только к Младенцу, но и ко всему роду человеческому.

Какова же идея этого произведения?
Слайд 25
9. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

Хоть в повести будто и есть отторжение веры, но всё в ней невольно приближает нас к небу: образ Мадонны, образы предков и родителей и , наконец, почти иконописное описание Марии ( описание Марии в конце), а затем самый конец. Конец повести по-своему символичный, он как раз и рушит ложное противопоставление образов Девы Марии, Матери Иисуса Христа, и Матери Человеческой, простую, но в своём материнском подвиге поднявшуюся до святости: «засияет над Землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной любви»
Тысячи, миллионы людей припадут к стопам Матери – восстановится связь времён и поколений и символом единения станет Мать Бога и человека
То, что вечно – человечно. (эпиграф) Мама Это чистый родник, из которого черпает человек силы. Это наша опора, наша защита, наша надежда, наша любовь. Сердце матери – это самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.

Слайд 26
Стихотворение С. Острового.

Мать, я землю изъездил. Я многие знал города.
И добро повидал, и война по мне смертью строчила.
Но друзей своих, мать, не бросал я в беде никогда.
И не лгал никогда. Это ты меня научила.

Ты меня научила не прятать у сердца обид.
(Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая?)
Если слово ты дал – это значит навеки. Гранит.
Если в гору идёшь, поднимайся, других не толкая.

Ах, завет материнский, и что тебя в мире мудрей!
Ты нас к звёздам ведёшь даже в тёмные ночи глухие.
Я берусь утверждать: в мире мало плохих матерей!
Отчего же тогда появляются люди плохие?

Отчего же тогда по земле ещё ползает зло?
И смердит себялюбство? И сушит сердца скопидомство?
А ведь как на планете бы сделалось людям светло,
Если б всех матерей своих слушаться стало потомство!...

Это вы нас учили, куда бы мы в жизни нее шли, –
Мы судьбу свою метили самой высокою метой!
Если бьёмся с врагом – так уж бьёмся за счастье Земли!
Если счастье несём – то уж делимся с целой планетой!

Мама, как ты добра!... Как была ты огромно добра!
Целый город, бывало, к тебе приходил за советом.
Если мёрз человек, ты ему отдавала тепло.
И всегда незаметно, всегда от души. Сокровенно.

Вот за это за всё – я твой сын! И пока я живу,
Мама имя твоё я несу через жизнь как святыню.
Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.
Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.
Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.
Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!
Настоящая Мать – человеку даётся однажды.

Слайд 27
Стихотворение Э.Асадова «О скверном и святом».
10. Подведение итогов урока. Оценивание работы обучающихся на уроке.
Слайд 28
11. Рефлексия.
Что понравилось вам на этом уроке?
Что показалось вам сложным?
Какие уроки добра вы усвоили из этого урока?

12. Домашнее задание:
1 уровень: подготовить проект памятника матери;
записать уроки добра, усвоенные на данном уроке.
2 уровень: записать уроки добра, усвоенные на данном уроке
Слайд 28








Владимир Высоцкий
Текст песни «Песня о земле»

Кто сказал: «Всё сгорело до тла,
Больше в землю не бросите семя»?!
Кто сказал, что Земля умерла? –
Нет, она затаилась на время.
Материнства не отнять у земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли? –
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки, как раны, зияют.
Обнаженные нервы земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет.
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поёт,
Что она замолчала навеки?
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин.
Ведь Земля – это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу!
Кто поверил, что Землю сожгли? –
Нет, она затаилась на время.



·15