Урок внеклассного чтения по повести В. Закруткина « Матерь человеческая»

МБОУ ЛСОШ №9 г. Луховицы



Урок внеклассного чтения по повести
В. Закруткина « Матерь человеческая»
























Серебрякова Л. В. , учитель
русского языка и литературы
МБОУ ЛСОШ №9


Цели урока:
-на примере героини повести раскрыть учащимся духовную красоту и величие, силу духа русской женщины, ее человечность, цельность натуры, мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны;
-помочь им увидеть ее доброту, трудолюбие, щедрость души, вызвать сопереживание за судьбы людей, на плечи которых легла основная тяжесть войны;
-воспитывать патриотические чувства, любовь к родной земле, людям, живущим и работающим на ней;
-пробуждать у учащихся желание читать;
-вызвать душевный протест против жестокости и бесчеловечности, которые несет с собою война.
Предварительная работа:
-подготовить:
-выразительное чтение отрывков из произведения,
- выставку книг В.А.Закруткина,
- сообщение о биографии писателя,
- выставку фотографий на тему «Женщина и война»;
На доске:
1.Какова тема повести «Матерь человеческая?»
2.Как сложилась жизнь героини повести?
3.Почему Мария не убила Вернера Брахта?
4.Что побуждает женщину так самоотверженно работать в поле и в тылу врага?
5.Как вы объясните смысл заглавия повести?
6.Какие мысли и чувства она у вас вызвала?
Оборудование к уроку:
Выставка книг В.А. Закруткина, портрет писателя, музыкальный центр, песня М.Исаковского «Враги сожгли родную хату».
Эпиграф:

Была ты и пряхой и ткахой,
Умела – иглой и пилой
Рубила, возила, копала, -
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь
М.Исаковский
Ход урока.
I Организационный момент.
II. Слово учителя.
В первые месяцы Великой Отечественной войны наши войска отступали под напором гитлеровских полчищ. Но ещё труднее было тем, кто оказался на оккупированной территории. Об этом подвиге напишет Исаковский в стихотворении «Русской женщине». Чтение учителем эпиграфа
Женщины, старики, дети оставались беззащитными перед лицом жестокого врага. « Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы только за одну неделю. Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными ростовчанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожженные от начала до конца, » - пишет Закруткин в своих воспоминаниях «Страницы о себе».
III. Слово о писателе В.А.Закруткине.(доклад ученика)
Виталий Закруткин родился в эпоху водоворотов и смятения. Сначала тихая Феодосия, отец- инспектор народного образования, мать- выпускница Бестужевских курсов, почтенное, патриархальное семейство, виолончель по вечерам. Наступает 17 –й год. Семья, подхваченная водоворотом событий, мечется по всей России: Молдавия, Дальний Восток, Украина. Закруткины живут, как жили в то время все, но выжили, как выживали только по настоящему интеллигентные люди: не предавали, не продавались, работали, пахали землю, растили хлеб – они творили свой мир. А в это время подрастал и формировался старший сын. Он работал наравне с родителями, валял дурака с пацанами, но уже тогда была “одна, но пламенная страсть“ – книги . Книги, стихи, литература – становятся его миром. Забившись на сеновал, он читает и мечтает только об одном – об институте, об университете, о литературе. Это его мир. Но как далеко он от станции Завитая, от Благовещенска-на-Амуре, от Дальнего Востока. И опять интеллигентность (читай- привычка к труду), желание создать свой Мир помогают ему. Экстерном закончив факультет литературы и языка в Благовещенском педагогическом институте, после блестящей защиты новаторской дипломной работы, о творчестве Пушкина, рекомендованной к защите в качестве кандидатской диссертации, он вырывается в уже свой мир –мир литературы. Закруткин уезжает в Ленинград, в аспирантуру при институте им.Герцена. Он творит свой мир–он учится у известнейших профессоров, его руководитель -профессор Десницкий. Он живет в своем мире. Его жена – невероятной красоты женщина, руки которой он добивался много лет –с ним, растет их сын.
Но уже мало - исследовать. Хочется понять нынешнюю, современную жизнь. Уже хочется не только знать и понимать девятнадцатый век – он хочет сам писать, быть не только исследователем, но быть созидателем. Закруткин расширяет свой мир. Он выходит из века девятнадцатого в век двадцатый и пишет свой первый роман “Академик Плющев“. Немного наивный, неопытный, но уже свой, самостоятельный роман, получивший колоссальное признание и успех. Закруткин творит свой мир – он живет в мире литературы и науки, пишет многочисленные научные работы, посвященные творчеству Пушкина, Лермонтова, Толстого. Начинает работу над новым романом. Он заведующий кафедрой литературы в Ростовском педагогическом институте, его друзья Марецкая, Плятт, Эберг. ХХХХ. О лекциях Виталия Александровича ходят легенды. На его лекции приходят студенты со всех факультетов, и в аудиториях нет мест. Закруткин пишет докторскую диссертацию по творчеству Л.Толстого. Когда до защиты остаются считанные месяцы, начинается война. Разрушен мир. Но, как было уже не раз, Закруткин не может наблюдать, как уродуют его Мир. Стала хрестоматийной история о том, как порвав в военкомате бронь, он ушел на фронт. Ушел в другой, страшный мир. Он стал другим –это уже не молодой блестящий ученый, писатель, он - Солдат. Воюя, Закруткин живет в мире войны. Он пишет. Он пишет репортажи, повести, рассказы. Он пишет "Кавказские записки". Не от Москвы до Бреста, а от Ростова до Берлина прошел Закруткин всю войну, был многократно награжден. Орден Боевого Красного знамени писателю Закруткину вручал маршал Жуков в последние дни войны.
Закончилась война. Наступил мир. Сгорел дом, сгорела уже написанная, готовая к защите диссертация. Но не было вопроса - как жить. Впечатления и опыт военных лет требуют осмысления . Требуют осмысления новые грани жизни. И Закруткин, поняв, что в "поэтический бокал“ своей прежней, довоенной жизни, “воды я много подмешал“, бросает все, что раньше казалось таким нужным и важным, уезжает в “Плавучую станицу“ на берегу Дона - Кочетовскую.
Мало кто мог понять его такое странное решение . А он никому ничего не объяснял – он просто решил создать свой мир, мир деревьев и воды, мир сделанного своими руками вина из выращенного своими руками винограда, мир полей и лесов, мир неба, мир зрелого человека. Слишком многое стало иным по возвращении с фронта, слишком многое виделось иным. Наступает период “Сотворения мира“ – большого, сложного романа. Романа всей жизни, романа обо всей жизни писателя. Он пишет его на протяжении многих лет. Устает, дает обещания закончить, бросить, но возвращается и возвращается к нему вновь и вновь.
Роман еще не был закончен, когда вышла в свет небольшая повесть “Матерь человеческая“, ставшая, наверное, лучшим произведением В.А.Закруткина. Появление повести во время работы над романом – не случайно. Строя свой мир, писатель шел от сложного к простому, шел к пониманию величия простоты, величия прожитого дня. Мария–матерь божья не совершала деяний, за которые причисляли к лику святых, но она родила бога. Мария –матерь человеческая не совершила подвигов, за которые награждали орденами- она дала жизнь своему ребенку, она дала жизнь детям, не ею рожденным. Величие этой женщины - в простоте каждого прожитого дня, в тяжелейшем труде, в желании жить.Многие ехидно говорили ,что уехав в Кочетовку, Закруткин “пошел в народ“. 10 октября 1985 г. Похороны Виталия Александровича Закруткина. Прощание шло к концу, когда в зал зашел старенький казак, одетый в поношенную, когда –то парадную форму. Подошел, постоял, грустно глядя на гроб, потом вздохнул : -“Эх, Ляксандрович, Ляксандрович, что же ты наделал“, - перекрестился и тихонько побрел к выходу.
Человек жив, пока жива память о нем. Академик Плющев, Кавказские записки, Плавучая станица, Подсолнух, Матерь человеческая, "Сотворение мира". Сотворение мира. Мир Закруткина. Мир, который он сотворил.
IY. История создания повести «Матерь человеческая».
В основе его повести лежит реальный факт. «Ранней весной 1943 года, - пишет автор, - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги.
В полдень мы въехали в черные развалины, какого- то сожженного гитлеровцами хутора.
На хуторе не было ничего живогоМы уже приблизились к выезду из руин; как вдруг из какой- то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина.. Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе.».
Тогда же, в перерыве, между боями, Виталий Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году.
Спустя много лет, вновь перечитывая этот рассказ, Виталий Александрович решил писать повесть о женщине, которая воплотила в своем характере все то лучшее, что было дано новым людям советской эпохой. «Эту женщину я не мог, не имел права забыть.» - так начинается повествование.
Y. Беседа .
1.Какова тема повести «Матерь человеческая?» ( Эта повесть о тяжких испытаниях, которые приносит человеку война, о мужестве, о нравственной силе простой советской женщины Марии, вынесшей все тяготы войны и сохранившей человеческую душу.)
2.Как сложилась жизнь героини повести?
Детство и юность героини нелегки. В гражданскую войну Марии было семь лет, белогвардейский карательный отряд расстрелял её отца – коммуниста. Когда умерла мать, ей было 16 лет. Затем Мария вышла замуж за Ивана. Оба работали в третьей бригаде колхоза имени Ленина: он - шофером, она - дояркой. У них рос сын Вася.
Великая отечественная война принесла людям тяжелейшие испытания и смерть. Ворвалась она и в семью героини. На глазах Марии фашисты повесили мужа и 10 – летнего сына, останки которых она найдет
(чтение отрывка).
«Да это ж были останки тех, кого в страшный сентябрьский день казнили гитлеровские каратели. Перед уходом из горящего хутора они сняли повешенных с тополя и швырнули в объятый пламенем бригадный домик.
Долго убивалась Мария, стоя на коленях перед грудой обгоревших костей, долго целовала черные от копоти черепа, исступленно царапала землю, замирала в беспамятстве. Она выкрикивала слова любви и материнского горя, и эти бессвязные слова переходили в истошный звериный вой
Могилу Мария копала сама. Место выбрала рядом с могилами отца и матери.
Когда снарядный ящик, в котором находились останки мужа и сына, опустила в могилу и по его деревянной крышке глухо, утробно застучали комья земли, Мария вытерла пот на лбу, посмотрела на детей.
- Сколько мне довелось тут людей схоронить,- сказала она, - и всех было жалко. Теперь вот своих хороню, а сердце мое стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слезы»
Фашисты сожгли хутор, а все население его (около 100 человек) погнали в Германию.
Мария, чудом спасшаяся в кукурузном поле, осталась «одна на чадной, повитой черным дымом, овеянной смертью земле»

( чтение отрывка)
«Сейчас, в эти минуты, тяжкое неутешное горе Марии - смерть мужа и малого сына, два дня назад повешенных немцами на старом хуторском тополе, как бы уплыло, заволоклось туманом, сникло перед лицом этой новой смерти, и Мария, пронзенная острой, внезапной мыслью, поняла, что её горе только невидимая мире капля в той страшной, широкой реке горя людского, черной озаренной пожарами реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась все шире и шире и все быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем жила на этом свете все свои недолгие 29 лет»
- После всего пережитого таким естественным кажется желание Марии умереть!
(чтение отрывка)
« Так молилась Мария неведомо кому, так выкликала свою смерть. А жизнь властно звала её, напомнив о том, что она не одна, что в ней теплится иная, пока ещё слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная слабая жизнь, что в чреве её живет оно, ещё незрячее, глухое, безъязыкое, малый комок, который растет днем и ночью.
Живой, незрячий комок не видит, как жестоко истязают один другого люди, как безжалостно убивают они друг друга. Растущий в теплой тьме материнского чрева, глухой, он не слышит, как уродуя землю, грозно гремят орудия смерти, не ощущает, как вздрагивает потрясенная земля, как натужно трещат вырываемые из земли живые корни деревьев Безъязыкий, он не может сказать: « Опомнитесь, люди! Пожалейте тех, кто ещё не пришел, но придет в мир! Пожалейте тех, ещё не рожденных, ещё не зачатых! Оставьте им светлое солнце, и небо, и воды, и землю! Ведь это вы, мужчины и женщины мира, в прекрасной любви, в исступленных ласках, в торжествующем слиянии живой своей плоти вызываете к жизни нового человека, являющегося из небытия, чтобы наслаждаться обретенной жизнью и быть счастливым Что вы оставите ему, которого сами воззвали к жизни? Дым пожаров, изувеченную землю, кровь, трупный смрад и черную пустыню? А он, идущий в мир, достоин иного. Он должен возделывать поля, трудиться в поте лица, чтобы добыть хлеб насущный. Так же, как вы, давшие ему жизнь, он захочет насладиться весной песнями птиц, запахом цветов, лесной прохладой. И так же, как вы, он захочет обрести счастье в любви, в великом и таинственном слиянии человеческой плоти, в том несказанно прекрасном единстве мужчины и женщины, которое делает жизнь неистребимой и одолевает даже смерть
«Оставьте ему все это, люди! Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить.»
- Что заставляет Марию жить?
Мысли о нерожденном ребенке, о том, что она. женщина – мать обязана уберечь то живущее в ней, что связывало её с погибшим Иваном, с Васяткой, отогнали желание смерти
- Вокруг Марии был пепел и сажа. «Куда ж мне деваться на этом пожарище?»
Маленькая женщина смогла выстоять, выжить в нечеловеческих условиях. Нас поражает умение Марии оборудовать под жилье погреб, очистить от трупов кошек и собак колодец, хоронить мертвых солдат, одной работать в поле.
3.Почему Мария не убила Вернера Брахта?
( Она не убивает фашиста Вернера Брахта, не подчинилась слепо охватившему ее чувству мести. «Её остановило слово «мама». Чувство материнства, жалости к беззащитному солдату, почти мальчишке, не позволило ей убить его .Убить беззащитного раненого мальчишку значило для Марии стать на один уровень с фашистами, убившими ее сына и мужа. Этого Мария не могла допустить. Мария ухаживала за ним и похоронила его, когда он умер.)
4.Что побуждает женщину так самоотверженно работать в поле и в тылу врага?
( Мария самоотверженно работала на колхозных полях потому, что она чувствовала связь с теми, кого уже нет, кто когда- то трудился на этих полях. В этом чувстве связи со всем, что было на родной земле, с теми, кто жил и трудился на этой земле до тебя,- сила Марии, сила человека вообще. Чувство причастности к судьбе всего народа помогло Марии понять, что её горе - это капля в море горя народного. И это сделало Марию сильной, помогло ей выжить. Она думала не только о тех, кто жил здесь до неё. Она думала о тех, кто придет сюда после победы. Она думала о своем будущем ребенке. Как важно для человека быть кому- то нужным! Сознание своей необходимости даёт человеку душевную силу!)
5.Как вы объясните смысл заглавия повести?
(У главной героини большое доброе сердце, измученная морально и физически, она не остаётся равнодушной к горю других. ) Эпизод встречи Марии с ребятишками из детдома не оставляет никого равнодушными. Мария чувствовала себя матерью этих обездоленных войной детей, и не только их, а всех детей вообще. Это чувство особенно обострилось у Марии, когда она родила сына
( чтение отрывка из повести). «Сын спал В это мгновение обессилевшей после родовых мук Марии показалось, что она родила их всех, беззащитных, рассеянных войной по неприютным, угрюмым полям малых людей, от которых она, родившая их мать, должна отвести смерть
Её одолевала дремота. Слабой рукой она гладила пушистую голову сына, всхлипывала. Ей почудилось, что в свисте пуль и грохоте снарядов, в разгуле убийств, жестокости, крови она родила не только сына и тех семерых мальчиков и девочек, которые стояли там, наверху, под яблоней, но, содрогаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от неё, матери, защиты и ласки.
- Вы будете жить, - в изнеможении шептала Мария, - вы все будете жить
Ни смерть, ни огонь, ни раны изуродованной войной земли не могли остановить жизнь.»
- Мария – мать своего ребенка, мать осиротевших детей, она мать всему живому – матерь человеческая»
6.Какие мысли и чувства у вас вызвала повесть?
( Повесть заставляет нас задуматься над тем, на что способен настоящий человек в тяжелых обстоятельствах .Книга напоминает людям о том, что несет война. Об этом надо знать нам, молодым, не испытавшим ужасов войны. Советским людям война принесла огромное горе, невиданные испытания. И наш народ проявил несгибаемую стойкость, мужество, благородство души в эти трудные годы. На примере величия народного подвига должно воспитываться молодое поколение, не знавшее войны.)
YI. Заключение. Слово учителя.
В одной из горьковских «Сказок об Италии» Женщина- Мать говорит: « Люди – это всегда дети своих матерей ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын прославим Женщину – Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!» Вот чем, прежде всего, взволновала сердца читателей эта небольшая повесть.
(чтение отрывка)
«Её мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку. Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами.
Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы, куры.
Подъехав к Марии, командир полка, остановил эскадрон, сошел с коня. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жесткой руке».
Горестным обликом Матери человеческой писатель прославил героическое начало, всепобеждающую силу любви к жизни.

15