Преображение Марии. Урок внеклассного чтения по повести В. Закруткина «Матерь Человеческая».
Преображение Марии.
Урок внеклассного чтения по повести В. Закруткина «Матерь Человеческая».
Цели урока:
1) через прочтение художественного произведения приобщить учащихся к историческому прошлому, к великому подвигу материнства в годы Великой Отечественной войны;
2) развивать навыки анализа прозаического произведения, активной мыслительной деятельности, владения монологической речью;
3) заставить задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании, о добре и зле, любви и ненависти.
Оборудование: компьютер с проектором, презентация, картины М.А.Врубеля «Богоматерь с младенцем», Б.Э.Мурильо «Мадонна в облаках», М.А.Савицкий «Партизанская мадонна», видеозапись песни В.Высоцкого «Песня о земле», фонограмма «Ave, Maria» И.-С. Баха-Ш. Гуно в исполнении Анны Герман.
Оформление доски
О Владычице Царица Небесная!
Ты мне упования и прибежище,
Покров и заступление и помощь.
Из молитвы.
Да разве об этом расскажешь – В какие ты годы жила,
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
М.Исаковский «Русской женщине».
Содержание урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок внеклассного чтения мы посвятим героическим страницам времен Великой Отечественной войны. Война – это смерть, потери, боль, страх – все так несовместимое с женским созидательным, а не разрушительным началом. Но судьба распоряжалась по-своему. И на фронте рядом с мужчинами оказывались женщины. И в тылу женщины показывали пример самоотверженного труда, стойкости, смелости, мужества. Об одной из таких женщин рассказывает донской писатель В. А. Закруткин в повести «Матерь Человеческая».
«Матерь Человеческая» - одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писатель заставляет нас пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей любовью спасти и сохранить погибающий мир. Сколько ни читаешь эту небольшую повесть, всегда переживаешь потрясение. Вечное остаётся вечным, и оно нужно нам сегодня так же, как тем, далёким, которые впервые поклонились Матери и воздали славу её терпению и любви.
3. Музыкальное вступление. (Звучит «Песня о Земле» В.Высоцкого)
Учитель: Почему урок, посвящённый повести Закруткина, начался с этой песни? Какую внутреннюю связь можно обнаружить между нею и повестью?
4. Обобщение ученика.
В песне Высоцкого перед нами измученная, искореженная, мертвая Земля, которая, на первый взгляд, никогда не поднимется из пепла. Но автор уверен: она только «затаилась на время», потому что «материнства не взять у Земли», потому что «Земля – это наша душа»…
И в повести мы видим страшную картину опустошения и разрушения. Кажется, это конец мира, который избежала только маленькая женщина Мария, которой предстоит стать Матерью Человеческой.
Учитель: Повесть написана на основе реальных фактов. В 1941 году Виталий Александрович Закруткин ушел на фронт военным корреспондентом и на войне был до последнего дня. Вот как пишет В. Закруткин в книге «Страницы о себе» об этом.
5. «Страница о себе...» ( Из воспоминаний писателя.)
Ученик 2: «Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы… Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными, городские кварталы, сожженные от начала до конца. Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого...
Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Посилилась в уцелевшем погребе…»
Учитель: Спустя много лет Закруткин решил написать повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях, стать продолжательницей рода и своей любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю.
6. Анализ произведения
Учитель: С чего начинается повесть? (С размышления о Марии – матери Иисуса и Марии - простой русской крестьянки)
- Почему автор сравнивает их? Что совершила одна Мария и через что прошла вторая? Что вы знаете о Марии, родившей Иисуса?
Ученик 3: Дала миру великого сына, потеряла его, распятого на кресте, видела его страдания и смерть. Три года странствовал Иисус по земле иудейской, проповедуя и уча. И вместе с ним всегда была Мария. После предательства одного из учеников судил Его верховный суд – синедрион. Мария слышала, как толпа кричала: «Распни его! Распни его!». И пришел день, когда Мария стояла у подножия Голгофы, где на кресте страдал её Сын, но она ничем не могла помочь Ему. Иисус поднял затуманенные страданьем глаза, увидел Мать свою и рядом любимого ученика Иоанна. Тогда он сказал матери, указывая на Иоанна: «Вот твой сын!» И сказал Иоанну: Вот Мать твоя!». И потом воскликнул: «Отче! Отче! Почто оставил меня?! И умер. Умер сын земной женщины, чтобы через три дня воскреснуть Сыном Бога.
Учитель: А что пришлось пережить второй Марии, простой русской крестьянке?
Ученик 4: Мария пережила гибель мужа и 8-летнего сына, гибель хутора, угон в Германию всех оставшихся в живых жителей, одиночество, страх, отчаяние, желание смерти.
Обе эти женщины нашли в себе силы жить после такого испытания, чтобы сохранить память о погибших… Автор повести считает: то, что пережила Мария, русская женщина, не менее трагично и не менее требует уважения, поклонения и почитания. Мария стала Богоматерью, и многие верующие люди молятся ей и просят о заступничестве и помощи точно так, как это делали два старых человека, мужчина и женщина в повести.
Вот почему Закруткин в самом начале повести пишет: «Эту женщину я не мог, не имел права забыть» И вспоминает он о ней, глядя на скульптуру Мадонны, Богоматери.
Учитель: Давайте вспомним, как сложилась жизнь героини повести?
(Учащиеся рассказывают о нелегком детстве, юности героини повести). В гражданскую войну Марии было семь лет, белогвардейский карательный отряд расстрелял ее отца-коммуниста. Когда умерла мать, ей было шестнадцать лет. Затем Мария вышла замуж за Ивана. Оба работали в третьей бригаде колхоза имени Ленина: он — шофером, она — дояркой. У них рос сын Вася.
Великая Отечественная война принесла людям тяжелейшие испытания и смерть. Ворвалась она и в семью героини повести. На глазах Марии фашисты повесили мужа и десятилетнего сына, сожгли хутор, а все население его (около ста человек) погнали в Германию; и Мария, чудом спасшаяся в кукурузном поле, осталась «одна на чадной, повитой черным дымом, овеянной смертью земле...»
Учитель: После всего пережитого таким естественным кажется желание Марии умереть. И Мария обращается к Богу. Найдите в повести это обращение.
Ученик 5: « Я не смогу жить…Забери меня с этой земли…»
Учитель: Мы с вами знаем, что Мария все же находит в себе силы жить и бороться с тяготами жизни на пепелище. Почему?
Ученик 6: Она вспомнила о своем еще не рожденном ребенке; разум подсказал ей, что она должна быть продолжательницей своего рода, сохранить память о мертвых.
И Мария остается жить среди трупов и каркающих ворон, пролетающих над головой.
Учитель: Попробуем восстановить в памяти самые яркие эпизоды повести.
Ученик 7: Эпизод ухаживания за раненым немцем.
Вернер Брахт – враг, но Мария увидела в нем простого мальчишку, попавшего на войну не по своей воле. Слово «мама», произнесенное им, остановило уже поднятую для убийства руку женщины. Доброта, милосердие, сострадание – вот главные черты характера Марии. Они победили зло, заглушили чувство мести. До самой смерти Вернера Мария ухаживает за ним, как мать, и хоронит его, как и русских солдат.
Учитель: И как награда за эти сострадание и мудрость к Марии возвращаются голуби, невольно напоминая читателям о христианском символе Святого Духа. «Вдруг старый красный голубь, напугав Марию хлопаньем крыльев, сел ей на колени, завертелся и, надув прекрасную, отливавшую перламутром шею, стал ворковать, призывая свою стаю. И вся стая опустилась у ног Марии, доверчиво окружила ее, просительно встряхивая крыльями».
Ученик 8: Приход животных к подвалу, в котором жила Мария
Колхозные коровы, овцы, лошади, куры и голуби были спасены этой женщиной от голодной смерти.
Учитель: Эпизод «Описание сельского кладбища»
Мёртвые и живые оказываются крепко связанными в сознании и памяти Марии. Именно мёртвые (вернее память о них) заставляют её жить. Поистине: смертию смерть поправ… И здесь очень важное значение имеет описание сельского кладбища.
Предшествует этому эпизоду внутренний диалог разума и сердца Марии. Прочитаем этот диалог (ребята находят этот диалог в тексте и читают). Разум, безусловно, прав, подсказывая, что нужно беречь нерождённое дитя, « а не спину гнуть и силу терять на неубранных колхозных полях». Но совесть не хочет соглашаться с этим, и в поисках ответа Мария идёт на кладбище. Как вы думаете, почему? Почему она вспоминает там Радуницу – день поминовения усопших? ( Выслушать мнения ребят).
Кладбище помогает Марии ощутить ответственность за продление рода, за возрождение жизни на хуторе. Она говорит с дедом Корнеем, первым хуторянином, просит совета у матери. Как вы думаете, нашла ли она ответы на мучившие ее вопросы? Почему вы так решили?
Помянув своих земляков, ощутив неразрывную связь с ними, Мария отбрасывает всякие сомнения и принимает то решение, которое подсказывает ей сердце: « Покидая кладбище, Мария снова остановилась у могилы деда Корнея, поклонилась покосившемуся, промолвила, как будто обращалась к живому: «Ты был первым, и они не посрамили твою память, и те, кто лежит тут с тобой, и те, кого казнили и угнали злые враги. Негоже и мне быть последней…»
На следующий день Мария уже самоотверженно трудилась на поле…
Ученик 9: Сбор урожая подсолнечника, кукурузы, свеклы, моркови. Огромных усилий стоила беременной женщине эта работа. Была поздняя осень, потом зима, а она в течение нескольких недель сносила початки кукурузы и шляпки подсолнечника в воронки от снарядов, так как думала не о себе, а о том, как будет смотреть в глаза односельчан, когда они вернутся домой.
Ученик 10: Захоронение наших убитых солдат.
Картины, которые открывались нашим глазам при чтении, разрывают сердце. А Мария нашла в себе мужество и похоронила всех убитых, найденных ею в окопах за селом. Смерть каждого она переживала, как личное горе. Но к моменту погребения родных она уже не в состоянии плакать: «Сколько довелось мне тут людей схоронить, и всех было жалко… Теперь вот своих хороню, а сердце моё стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слёзы…
Ученик 11: Спасение детей, эвакуированных из Ленинградского детского дома, найденных Марией в отдаленной копне сена. Каждому из этих ребятишек она стала настоящей матерью, обогрела, накормила, сшила одежду и т.д. Детей семеро, наверное, не случайно, ведь семь по народным представлениям является счастливым числом. С появлением их на хуторе Мария «оттаяла», как будто ожила.
Ученик 12: Рождение сына. Появление сына Васеньки – огромное выстраданное счастье для Марии. Ради него она выжила, выстояла в этих трудных условиях. Мария называет его «кровиночкой», слезы радости выступают у нее на глазах. В этот момент «…она почувствовала, что в этом тихом младенческом дыхании рожденного ею человека заключается вся ее жизнь, все помыслы и надежды, все, что есть у нее на испепеленной , искромсанной, изуродованной войной земле». В этом момент ей показалось, что она родила всех «малых людей» и должна отвести от них смерть.
Учитель: В конце апреля возле погреба, в котором Мария прожила всю осень и зиму, неожиданно зацвела обожженная пожаром яблоня. На ней распускались редкие почки, еще чернели оголенные, тронутые пламенем полумертвые ветки, и уже белые, с красноватой сердцевиной лепестки цветов засияли, нежно и трепетно, красуясь на утренней заре. Для чего автор вводит описание яблони?
Ученик: Ожившая обожженная пожаром яблоня - символ возрождающейся жизни.
7. Осмысление названия произведения
Учитель: Как вы думаете, почему В. Закруткин назвал свое произведение «Матерь человеческая»?
Ученик: Мария берет на себя ответственность за чужих детей, за чужих животных, за раненого немца. Она для всех них становится матерью.
Учитель: Почему командир полка «опустился перед Марией на колени и молча, прижался щекой к безвольно опущенной маленькой руке»?
Ученик: Перед нею преклонил колено командир полка, пришедшего весной в сожженную деревню, как перед Богородицей. В данном эпизоде Мария предстает в облике Богоматери с младенцем на руках, прошедшей путь мученичества и самоотверженной любви. Поэтому автор назвал свое произведение «Матерь человеческая», а не «Мать», «Мама». «Матерь» - слово старославянское, слово высокого стиля.
Учитель: О святых вещах нужно говорить возвышенными словами. Вспомните, как очень уважительно М. Горький отозвался о Матери: «Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!»
Сегодня у вас перед глазами образ Богородицы с ребенком на руках, представленный на репродукциях картин Рафаэля «Сикстинская Мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» и Казанской иконы Богородицы. Подобный образ увидел и командир отряда.
Каждая мать рождает ребенка на страдания. И она знает, на что отдает свое дитя. Горе Богородицы, отдающей сына людям, может быть понятно любой матери. Богородицу особенно любят на Руси, она считается покровительницей России. И нам нужно помнить, что, оскорбляя даже слово «мать», мы оскорбляем и Богородицу, и свою собственную маму.
8. Выявление авторской позиции.
Учитель: Какова авторская позиция в этом произведении?
Ученик: Все, о чем мы говорили, помогает нам понять взгляд писателя на войну. Мы не видим сражений, перед нами обыкновенная, простая русская женщина и типичная судьба ее в годы войны. Закруткин показывает античеловечную, антигуманную, противоестественную сущность войны. Перед нами широкая река горя людского и горя материнского. С другой стороны, писатель раскрывает необыкновенный характер русской женщины, ее силу духа, способность выстоять, выжить в тяжелейших условиях военного времени.
Обобщение учителя.
Истоки ее нравственного подвига в любви, милосердии, вере в людей. Это помогло Марии спасти и сохранить «погибающий» мир. Не зная толком Богоматери, она последовала Её примеру, став утешительницей и заступницей, поистине Матерью Человеческой.
Можно сказать, что благодаря таким, как Мария, Земля жива.
9.«…Пусть поколения знают…»
( Класс затемняется, включается фонограмма «Ave, Maria» И.-С. Баха-Ш. Гуно в исполнении Анны Герман).
10. Подведение итогов. Рефлексия.Благодарю вас, ребята, за активное участие на уроке. Вы порадовали меня и всех присутствующих своими ответами (учитель ставит оценки каждому ученику). Что вам
понравилось на уроке? А что не понравилось? (ответы обучающихся).