Внеклассное мероприятие по теме: «Мир профессий. Знакомство с интересными людьми».


Внеклассное мероприятие
Тема: «Мир профессий. Знакомство с интересными людьми».
Методические цели:
Ознакомить учащихся с профессиями на рынке труда.
Обеспечить на практике представление о выбранных профессиях.
Формировать информационное пространство.
Развивающие цели:
Формирование умений осуществлять осознанный выбор профессии.
Сформировать навыки целеполагания.
Развивать логику мышления при формулировке выводов по уроку.
Дать учащимся представления и знания о различных профессиях.
Продолжать формирование навыков работы с ИКТ в ходе демонстрации презентаций.
Развивать навыки работы с диагностическим материалом.
Воспитательные цели:
Воспитывать позитивное отношение к труду
Развивать творческий подход к исполнению работы.
Формировать коммуникативные умения, а именно: работать в группе, осуществлять руководство группой.
I. Организационный момент
Объявление темы, цели классного часа, распределение учащихся для выступлений (перед работой).
II. Основная часть
Вводное слово учителя.
На прошлом классном часе мы пришли к единому мнению, что каждый для себя должен определиться с выбором будущей профессии и решить, в каком ВУЗе он будет продолжать дальнейшее образование, и по какой специальности. Очень важно не ошибиться, сделать правильный выбор. А для этого надо, как можно лучше узнать свои возможности и наклонности.
С этой целью, школьным психологом было проведено психологическое тестирование по самоопределению (данные прилагаются).
Профессиональный выбор зависит:
От возможностей каждого (его способностей);
От предпочтений (интересов и склонностей);
От требований профессии к личности;
От востребованности профессии на рынке труда.
Способности делятся:
А) на общие (широкий круг знаний). К ним относятся: трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность.
Б) на специальные (качества, обеспечивающие успех в конкретном виде деятельности). К ним относятся: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Кроме того, каждая профессия предъявляет особые требования, связанные с индивидуальными возможностями человека.
III. Практическая часть
Выступление групп с презентациями по профессиям. (См. Приложения)
Для подготовки выступлений учащиеся разделены на произвольные группы.
Задание:
Дать характеристику типов профессий:
«Человек – человек»
«Человек – техника»
«Человек – знаковая система»
«Человек – художественный образ»
«Человек – природа»
IV. Выступление инженера-электрика РАО «Норильский никель» с презентацией по знакомству с профессией «электрик вентиляционных систем и горно-шахтного оборудования».
Демонстрация презентации.
V. Обсуждение выступления
Вопросы учащихся, беседа.
VI. Заключение
Подведение итогов. Данная работа по выявлению интересов и знакомство с профессиями будет продолжена.
Цели:
Расширение представления о профессиях.
Развитие познавательных интересов, наглядно-образного и ассоциативного мышления.
Воспитание уважения к труду.
Оборудование:
творческие работы обучающихся,
рисунки детей,
карточки заданий,
фотографии родителей,
выставка поделок и книг по теме: "Счастье в труде".
Ход урока
1. Орг. момент.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Предлагаю вам я тему
Так скорей, друзья, за дело.
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
Мы сейчас поговорим
И свой урок им посвятим.
Тема наша вам ясна?
О профессиях она.
- Кто знает, что такое профессия? (ответы детей).
Давайте, обратимся к толковому словарю.
Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
- Обратите внимание на слово "трудовая", а что же такое труд? (ответы детей)
Труд- это работа, занятие, дело, всё, что требует усилий, стараний, заботы.
К своему сочинению, Штурман Надя, подобрала эпиграф: "Где труд, там и радость".
Объясните смысл пословицы.
- Что сейчас является вашим трудом?
- Какую радость вам труд приносит?
Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,
Нетрудно, а всё таки надо уметь.
За что ни возьмись, нужно мастером стать
И дело любое уметь выполнять!
2. Основная часть.
История возникновения профессий.
Рядом с нами живут и трудятся люди разных профессий, и от их труда зависит насколько легка, спокойна, интересна будет жизнь человека.
Как же возникли профессии?
Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Какими?
Мужчины изготавливали орудия для охоты- копья, луки, стрелы. С хорошим оружием охота и рыбалка была успешной, и охотники приносили крупную дичь- диких козлов, оленей, кабанов, значит профессии охотника и рыбака уже были.
А чем занимались женщины?
Они растили детей, собирали плоды, обрабатывали звериные шкуры и шили из них одежду, занимались земледелием.
Мы видим, что уже в те времена люди распределяли между собой разные дела. С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии.
В Средние века возникли цеха- объединения людей одной профессии. Например - цех сапожников, цех оружейников, которые изготавливали доспехи и мячи. Всё это делали люди, любившие своё мастерство- оно было для них делом гордости и чести.
На свете много разных профессий и все они важны и почётны, начиная от простого дворника и заканчивая учёным академиком. И это действительно так. Давайте на минуточку представим себе, что все дворники не вышли на работу. Что бы случилось с нашими улицами через неделю? К чему бы это привело?
Правильно, наши улицы превратились бы в свалки. Без хлеборобов и пекарей мы бы остались без хлеба; без учителей все были бы безграмотными; без учёных мир перестал развиваться.
Все профессии взаимосвязаны между собой.
Да, нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Знаменитым скрипачом.
Да, нельзя: но можно сразу
И учиться, и мечтать!
Каждый может выбрать дело.
Чтоб оно в руках кипело.
3. Все работы хороши.
Как же узнать, какую профессию выбрать?
Некоторые дети очень рано чувствуют своё призвание. Девочки любят рисовать, шить, лечить свои игрушки. Мальчики - играть в машины, строить дома. Расскажите, кем вы мечтаете стать?
1.
У меня растут года.
Ещё, конечно, не семнадцать.
Пока мечтаю, кем работать мне тогда,
Какой работой заниматься.
2.
Когда-нибудь я вырасту
И стану чемпионом
По шахматам, по теннису,
Быть может, биатлону.
3.
А я водителем автобуса
Давно мечтаю стать.
Сидеть себе и ехать
И песни распевать.
Тому, кто без билета,
Я вежливо скажу:
"Покиньте мой автобус!
Я зайцев не вожу!"
Иногда человек долго ищет своё призвание, меняя профессию за профессией, и всё- таки находит дело по душе, которое приносит радость и ему самому, и другим людям.
Всех профессий много очень,
Всё нам здесь не перечесть.
Выбирай, какую хочешь,
Из того, что в мире есть,
Выбирай себе такую,
Что приятна для души.
В своём сочинении, Коаш Амина, говорит, что её мама любит и гордится своей профессией. Вот уже 18 лет, Оксана Владимировна, работает медицинской сестрой в терапевтическом отделении. На работе она делает уколы, ставит капельницы, выхаживает тяжело-больных людей, а иногда, вместе с врачом, спасает жизнь человеку. Мед. сестра - профессия особенная. Она должна быть не только профессионалом в своей работе, но и любить людей, быть терпеливой, милосердной, отзывчивой.
Отгадайте загадку.
Феном, щёткой и расчёской
Ловко сделает причёску.
(Парикмахер).
Если вы захотели постричь волосы или сделать красивую причёску, то вы идёте в парикмахерскую, где умелые руки мастера будут колдовать над вашими волосами.
Никто не сможет ответить, кто первым догадался стричь волосы. Но много- много тысяч лет назад первобытные женщины уже пользовались расчёсками, сделанными из зубов животных. Свои волосы они украшали цветами. Позже причёски из длинных волос стали делать и мужчины, они завивали их и вплетали в них ленточки, а если волосы были не длинные, то носили парики. И лишь недавно появился обычай носить длинные волосы для женщин и короткие для мужчин.
Ученица. Моя мама, Алёна Николаевна Матвеева, работает парикмахером. Она обладает хорошим вкусом, фантазией. Мама умеет терпеливо выслушать клиента, понять, о какой причёске он мечтает.
Это интересная и творческая профессия. Ведь невозможно встретить двух людей, которые ходили бы с одинаковой причёской.
Мастер сделает причёску
Феном, щёткой и расчёской.
Пышно локоны завьёт,
Чёлку щёткою взобьёт,
Всё в его руках горит -
Он изменит внешний вид!
Парикмахер должен быть в курсе всех модных новинок и в совершенстве владеть своей профессией. Он должен любить людей, доставлять им радость, делать обаятельнее и красивее.
Парикмахер, дизайнер, артист, художник, писатель- это творческие профессии.
Творить - это значит создавать что-то, придумывать и воплощать в жизнь свои замыслы.
Художник - рисует, создаёт красивые произведения.
Дизайнер - это особый художник, который рисует и придумывает не картины, а внешний вид мебели, одежды.
Артист или актёр кино и театра - воплощает в жизнь людей, которых придумал сценарист или писатель.
Во многих профессиях можно найти элемент творчества - в работе учителя, в работе кондитера.
Творческая профессия у Лериной мамы, а вот какая, вы сейчас узнаете.
Ученица. Моя мама, Светлана Евгеньевна Рощина, работает ювелиром - монтировщиком. Она делает красивые украшения из золота. Работа очень тонкая и требует повышенного внимания. Одно неловкое движение и изделие будет испорчено. Некоторое детали могут быть так малы, что их приходится брать пинцетом. Из таких деталей собираются серьги, цепи. Это очень интересная работа, каждый день делать что-то новое.
Игра "Подскажи профессию"
А теперь я предлагаю вам загадки о профессиях. А чтобы отгадать их, вам нужно правильно подобрать рифму:
Печь гудит, как самовар,
Сталь в ней варит : (сталевар)
Высока, стройна, как ель,
В платье модном топ- : (модель)
Мне поставила вчера
Два укола : (медсестра)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он :..(артист).
Физкультминутка
Отгадайте загадку.
Вот машина подошла,
Груз на стройку привезла.
Нажимает на стартёр
Очень опытный: (шофёр).
Водитель - это человек, управляющий машиной.
Любой мальчишка в детстве мечтает стать шофёром, и ему кажется, что интереснее профессии нет на свете.
Ученик. Мой папа, Алексей Сергеевич Споров, работает на "КАМАЗЕ".
Вот огромный грузовик!
Он водить его привык,
Грузы возит он на нём,
Если строят новый дом.
Возит кирпичи, песок,
Он бы гору сдвинуть мог!
Целый день он с ним вдвоём,
Он в кабине за рулём.
Да, профессия шофёра очень интересная. Но простая она только на первый взгляд.
Во-первых, шофёр должен знать правила дорожного движения. Во- вторых, должен знать устройство машины, чтобы уметь починить её.
Водитель должен помнить, что от его внимания и умения зависит не только сохранность груза, но и жизнь пассажиров и находящихся на дороге людей.
Серёжин папа, Алексей Сергеевич, работает на грузовой машине. Если мы обратимся к сочинению, Гоасари Артёма, то узнаем, что его папа работает водителем в пожарной части.
Пожарная машина должна быть всегда исправна. Ведь при чрезвычайных ситуациях нужно вовремя прибыть, подать воду, лестницу - всё это входит в обязанности водителя.
Ребята, давайте по опорным словам определим профессии.
1. Доска, мел, учебник.
- Чему учитель учит детей?
2. Сцена. Роль, грим.
3. Ножницы, ткань, швейная машина.
- В чём состоит работа портного?
4. Кирпич, цемент, дом.
Оглянитесь вокруг! И дома, и школы, магазины, станции метро - всё построено строителями.
Строитель - древняя профессия. Она появилась много тысяч лет назад, когда люди выйдя из пещер, стали возводить жилища. Тогда один человек занимался всеми работами от начала до конца. Любая стройка в наши дни - дело целого коллектива строителей, каждый имеет свою специальность и выполняет определённую работу.
Каменщики, плотники, маляры, сантехники, а также экскаваторщики, водители:. все они трудятся во благо людей.
5. Весы, прилавок, товар.
- Что делает продавец?
Продавцы товары знают,
Даром время не теряют.
Всё, что просим продадут,
Это их привычный труд!
Елена Борисовна Попова - продавец. На работу она приходит рано, ведь надо успеть подготовить товар к продаже, разложить на витрине. Продавец хорошо должен знать свой товар, помнить цены. Значит, ему необходима хорошая профессиональная память!
Большое значение имеет и внешность продавца! Спецодежда его должна быть чистой, аккуратной. Согласитесь, у мрачного, неряшливо одетого продавца не хочется покупать товар!
Но главное, конечно, доброе вежливое отношение к людям, сдержанность, обаятельная улыбка - вот качества, необходимые продавцу и все они есть у Е. Б. Поповой.
Игра в команде: "Определи профессию по описанию".
(Дети читают на карточке описание и определяют профессию человека).
Физкультминутка
Сегодня мы с вами определяли профессии по загадкам, по опорным словам, по описанию.
Попробуйте определить людям какой профессии нужны эти предметы. (Учитель показывает предметы и дети узнают профессию человека).
3. Заключительная часть.
Вы сегодня много узнали о новых профессиях, но мне интересно знать, а какие профессии у ваших пап?
1.
Дрожит мостовая и воет мотор -
Это к нам едет папа - шофёр.
По синему небу летит самолёт
Им управляет папа - пилот.
2.
Дружно шагает с военными в ряд
В серой шинели папа - солдат.
Вылечит тысячи сломанных рук,
В детской больнице папа - хирург.
Молодцы, а какие профессии у ваших мам?
3.
Тёплые вещи быстро и тихо
Шьёт для детишек мама - портниха.
Зубки больные без всяких уколов
Вылечит мама - врач-стоматолог.
Вкусной колбаски достала с витрины
Мама, она - продавец магазина.
4.
Без нас не может жить никто -
Ни взрослые, ни дети.
Мы шьём и платья, и пальто,
И всё, что есть на свете.
5.
Пошёл ребёнок в первый класс,
Ему я форму сшил как раз
И говорю с любовью:
- Носи же на здоровье.
6.
А что бы делали без нас
Все люди остальные
Когда б в один и тот же час,
Исчезли вдруг портные.
7.
Повар мастер щей, борщей
И рагу из овощей
Вкусный сварит он бульон,
Торт испечь сумеет он.
Знают повара секреты
Приготовленья вкусных блюд.
Спасибо скажем им за это -
Быть поваром - нелёгкий труд.
8.
Знаю я про вас немало:
Как зовут,
Кто ваша мама.
Знаю рост и знаю вес,
Кто как спит,
И кто как ест.
Не свожу с вас строгих глаз:
Я лечу, ребята, вас.
Учитель
Быть может, станешь маляром,
А может, инженером.
Возможно, будешь столяром,
Возможно, милиционером.
Профессий много на земле,
Но выбирай, любя.
Решай, мой друг, кем быть тебе.
Ведь каждая из них - важна.
4. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Людей, каких профессий мы сразу узнаём по их одежде?