Конспект на тему: Игра — великое изобретение человека

Конспект выступления на МО
Игра – великое изобретение человека

Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых Понятие «игра» («игрища») в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи. Платон в своем «Государстве» сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце xix века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупражнение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование (“теория предупреждения”). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».
Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н.Харузина, А.Н.Соболева, О.И.Капица, Г.С.Виноградова.
В 30-е годы ХХ столетия предпринемаются попытки создания антологий, которые ставили перед собой задачу ознакомления читателей со всей массой игр. Лучшей антологией до сих пор остается книга « Игры народов СССР » В.Н.Всеволодского-Гернгросса, В.С.Ковалевой и Е.И.Степановой вышедшей в 1933 году.
Вплоть до 70-х годов был перерыв в изданиях такого рода. И вот в 70-80 годы появились такие труды как: « Игры народов СССР» составители Л.В.Былеева, В.М.Григорьев – М., 1985; С.К.Якуб «Вспомним забытые игры»,- М., 1988; Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада. Составитель А.В.Кенеман - М., 1989 и многие другие.
С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. “ В школьном возрасте, - отмечал он- игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде” А.Амонашвили пишет: “самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий умственным развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям”
Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В период младенчества (до 1 года ), ведущим видом деятельности является непосредственно – эмоциональное общение В раннем детстве ( от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном возрасте – учеба, в подростковом – общение со сверстниками. Познавательный процесс прогрессирует к III – IV классам, у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные – в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специальных видах трудовой деятельности и в общении. В состав первого класса входят: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка. Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1)дидактическая задача;
2)игровые действия;
3)правила игры;
4)результат.
В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом); 2 - настольные печатные; 3 – словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. Игры с природным материалом воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и.т.д. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах .С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Словесные игры в можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка”, “Магазин” и.т.д.
Вторую группу составляют игры, для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц” и другие.
в третьей группе игры, которых развивают умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам“Кому что нужно?» “Назови три предмета». В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и другие.
Дидактическая игра как средство активизации внимания и развития мышления младших школьников
В дидактических играх младшие школьники учатся подчинять свое поведения правилам, формируются его движения, внимание, память, творческое воображение, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.
Формирование творческих способностей средствами занимательного и наглядного материала на уроках математики
Подготовка ребенка к школе включает формирование элементарных математических навыков и представлений, развитие математического мышления и сообразительности. Накопление математических навыков и представлений происходит с помощью дидактических игр, в процессе которых младший школьник приобретает отчетливые числовые представления и умение ориентироваться в пространстве, правильное употребление слов: направо, налево, вверх, вниз, прямо, поровну, одинаково, пополам.
2.3 Формирование элементов экологического творчества учащихся начальных классов.
Ничто так не обогащает человека, как общение с природой. Ушинский К.Д. С целью усвоения младшими школьниками знаний о правилах поведения по отношению к природе необходимо проводить дидактические игры. Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения учащимися знаний о природе. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям.
Анализ и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме
На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление умений и творчества у младших школьников.
На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в учебном процессе.
Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования игры и игровых приемов как средство формирования умственного и творческого начала младших школьников.
В исследовании принимали участие ученики 2 «а» класса (контрольная группа) и 2 «б» класса (экспериментальная группа) МОУ Лицей № 13 г Петроззаводска.
Для оценки умственной и творческой деятельности, продуктивности, оригинальности и способа создания рисунков я использовали методику, разработанную О.М.Дьяченко и А.И.Кириловой "Дорисовка фигур"
Методика Е.А.Панько «Придумай игру» направлена, на выявление умений у младших школьников создавать новую игру, формулировать правила игры, распределять роли и предвидеть возможные ситуации. Она направлена на определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению возможности более быстрого решения проблем. Для выявления креативности мы использовали специальную методику «Вербальная фантазия» (автор Р.С.Немов) «Придумай рассказ» (контрольный эксперимент) мы подвели итоги проделанной работы по развитию творческого начала средствами игры. Результаты исследования отражены в сводной таблице.
Таким образом, в результате проведенных исследований мной были зафиксированы изменения в развитии творческого начала младших школьников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями элементов творчества по сравнению с 1 классом. Данные исследования частично подтвердили гипотезу о том, что развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффективно при условии систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе. Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.