Конспект урока на тему Тема любви в трагедии И.В. Гете «Фауст»


Тема урока: Тема любви в трагедии И.В. Гете «Фауст»
Разработала: учитель русского языка и литературы Мифодовская А.А.
03.03.2016


Тема урока: Тема любви в трагедии
Тип урока: комбинированный
Цель урока: продолжить изучение и анализ трагедии И.В. Гете «Фауст»
Задачи:
рассмотреть философскую трагедию Гете как художественное воплощение идей эпохи Просвещения;
раскрыть идейное и художественное содержание трагедии;
развивать навыки  литературоведческого анализа драматургического произведения;
воспитывать жизнеутверждающие начала, противостояние злу.
Методы: коллективная и самостоятельная работы, рассказ, беседа
Оборудование: текст трагедии И.В. Гете «Фауст»
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
- 45 лет назад наш соотечественник, первый землянин,  увидевший планету из космоса, воскликнул в восхищении и восторге: «Какая же она голубая!». Теперь иное видят космонавты: планета подернута дымкой, похожей на городской смог, сверхточные приборы фиксируют на черном фоне космического вакуума темный шлейф. Что это? Одни объясняют сбоем аппаратуры или особым составом стекла окуляров и иллюминаторов. Другие утверждают, что это темная энергетика человечества, скопившаяся за тысячелетия, энергетика убийств и насилия, подлости и предательства, зависти и корысти, неблаговидных поступков, слов, мыслей. И те, и другие признают: мир находится на грани хрупкого равновесия и на чаше мировых весов не золото и серебро, нефть и газ, а то, что в наших душах, энергетика души каждого из нас.
Но любой из нас еще по детским сказкам крепко-накрепко усвоил прописную истину: Зло победимо, Добро и Красота обязательно восторжествуют, какие бы испытания ни преодолевали персонажи.
Вот и Гете проводит своего героя через дьявольские искушения в поисках Истины.
И мы с вами проведем урок поиска истины, на котором рассмотрим трагедию Гете как художественное воплощение идей эпохи Просвещения, попытаемся раскрыть идейное и художественное содержание трагедии и, надеюсь, получим урок жизнеутверждающей силы  Разума и Добра. Именно к этому сводится спор о человеке, спор о его душе, о смерти и бессмертии, низости и возвышенности Человека.
В качестве эпиграфа я предлагаю записать афористичные предсмертные слова Гете «Больше света!..», потому что  воспринимаю их и как призыв, и как завет мудрого просветителя: «Больше света в нашу жизнь! Больше света в наши души!»
Запись эпиграфа в тетрадь
3. Проверка домашнего задания (опрос)
Вопросы:
Что легло в основу трагедии Гете? (Средневековая легенда о докторе Фаусте)
Фауст – плод народного вымысла или у литературного Фауста был реальный прототип? (Действительно, в Германии в конце 15 века жил маг и чернокнижник доктор Фауст)
Как в произведении сочетается реальное с вымыслом?
Почему по жанру данное произведение мы относим к философской трагедии?
На чем основан конфликт трагедии?
Рассмотрим соотношение образов Фауста и Вагнера, трагедию Фауста-ученого. (Фауст и Вагнер – коллеги, ученые. Вагнера интересует только наука, он чужд жизни людей. А Фауст глубоко страдает от бессилия и разочарования. Его душа стремится к идеалу и к жизни).4. Самостоятельная работа «Система образов (схема, комментарий взаимосвязи).
(Рядом с Фаустом множество второстепенных персонажей, без имен. Но это те, кто возвращает к жизни человека просвещенного, но разуверившегося, это те, ради кого Фауст решается на дальнейшие поиски смысла жизни)5. Коллективная работа «Изображение социального быта немецкой провинции 18 века».
(Кто герои и как они взаимосвязаны, мы выяснили. А вот где происходят события, какова социальная среда, атмосфера?)6. Беседа с учащимися
Рассмотрим трагедию Фауста – любящего человека.
(Трагедия Фауста и Маргариты не бытовой случай из частной жизни. Это – символ недостижимости совершенства, идеала на земле. Порыв Фауста к людям стал роковым для Гретхен, Валентина. Фауст понимает теперь, как велика ответственность человека пред другим человеком).7. Итог урока
В чем же нашел Фауст смысл жизни, сказав: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»?  (в борьбе, в труде ради народа, в исканиях).
-Фауст мучился, страдал, но жизнь его была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил, он щедро отдавал себя науке, любви, служению красоте, труду ради блага других. Верой в человека проникнуты строки последнего монолога Фауста:
                               Лишь тот достоин жизни и свободы,
                               Кто каждый день идет за них на бой.
-История Фауста сложна, фантастична и реальна. Дерзания Фауста помогают понять, что достичь душевную гармонию возможно, только трудясь  во благо других, неся ответственность перед людьми и природой, освободившись от цинизма, зависти.
Больше света!
(выставление оценок)
8. Домашнее задание (подготовка к сочинению)