Литературный ринг для учащихся 4 класса Тема «О дружбе, доброте и отзывчивости»
Литературный ринг для учащихся 4 класса
Тема «О дружбе, доброте и отзывчивости».
Цели: на материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей, развивать у детей чувство взаимопонимании, поддержки, воспитывать любовь к художественной литературе.
Оборудование: заготовки отрывков из литературных произведений, цветок доброты, карточки, разрезанные пословицы.
Ход классного часа.
Дети входят под музыку «Настоящий друг».
- Добрый день, ребята! У нас классный час, и мы сегодня с вами поговорим о доброте, дружбе и отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком. Добрые чувства проявляются у людей в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботе о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Делать добрые дела очень трудно, потому что добрые дела делаются не для себя, а для кого – то, значит, человеку нужно уделить внимание, потратить силы и время.
Послушайте стихотворения о доброте.
Давайте поклоняться доброте,
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом,
Давайте воевать за доброту.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда.
Ты должен быть кому-то нужен
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету.
Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
Н. Рачков.
Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай ими.
Л. Н. Толстой говорил: «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни».
Всегда помни о тех, кто тебе сделал добро, будь благодарным. Чувство благодарности – показатель интеллигентности и доброты человека.
Чуткость, отзывчивость на горе и страдание других людей, свойственны добрым людям. « Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» ( В.Сухомлинский).
Доброе слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать и нежным благоухающим цветком и живой водой, возвращающим веру в добро.
А как много слов образовано от слова добро!
На доске изображен «цветок доброты».
- Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели.
- Давайте прочитаем слова на лепестках этого цветка.
Доброжелательность, добросовестность, добродетельность, добросердечность, добродушие, добропорядочность, добронравие.
Вот какими качествами должен обладать человек, чтобы про него сказали , что он добрый.
А сейчас проведем литературный ринг между тремя командами.
Итак, литературный ринг начинается! Каждой группе предлагается для чтения текст. Подготовьте чтение этого текста и придумайте вопросы по нему для другой группы.
1. Конкурс. Читай, понимай, задавай, отвечай.
В. Донникова «Канавка».
Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В посёлке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку. Тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.
Витя подбрасывает мяч. Но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном – и чуть не упала.
- А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вот сколько молока пролила!
А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.
- Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.
Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из неё птицы воду пьют. Возле незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»
Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток…, сделал переход.
Теперь можно было переходить спокойно.
Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!
Вопросы. Почему все ругали канавку?
Почему Вите нравилась канавка?
Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку?
Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке?
Э. Шим «Брат и младшая сестра»
Санька и его младшая сестричка Варя идут из леса. Набрали земляники и несут в кузовках.
Моя бабушка поглядела и посмеивается:
- Что же ты, Саня… Маленькая Варя больше тебя набрала!
- Ещё бы! – отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
- Что же ты, Саня… - говорит бабушка. – Маленькая – то больше набрала!
- Ещё бы! – отвечает Санька. Она к земле ближе, вот и набрала.
В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.
И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыпает…
Идем обратно. У Вари ягод больше, у Саньки – меньше.
Встречается бабушка.
- Что ж ты, говорит, - Саня? Малина – то высоко растёт!
- Высоко, соглашается Санька.
- Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!
- Ещё бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!
Почему же Санька незаметно для маленькой Вари подкладывал ей в кузовок землянику, грибы, малину? Понравилось ли вам, как Санька относился к своей маленькой сестре? Почему?
В. Осеева «До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну!- нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
-У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.- Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Почему воспитательница сказала девочкам: « Ваша дружба до первого дождя»?
Почему покраснели Маша и Таня?
И. Туричин «Дружба».
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Серёжа.
- Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.
- Давай, - согласился Вася.
Серёжа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
Пожар! Пожар! – кричит.
Подбежали другие ребята.
-Мы тоже пожарные!
Серёжа заслонил машину от ребят.
Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть. Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиком. Подбежал к нему Серёжа.
- Я – твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов.
- Давай, - согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
- И меня примите.
-Не примем,- сказал Серёжа.
-Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты вчера говорил!
- То – вчера, - сказал Серёжа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
Почему Серёжа назвал сначала своим другом Васю, а потом, Борю?
Можно ли назвать Сережу настоящим другом?
Представители от групп читают текст и задают вопросы, которые подготовила вся группа для другой группы.
Прослушав и проанализировав рассказы, мы заметили, как важно быть добрым по отношению к окружающим, справедливым, честным, во время оказывать помощь.
2. Конкурс пословиц и поговорок.
У русского народ много пословиц и поговорок о добре, дружбе.
Прочитайте пословицу и объясните, как вы её понимаете.
Жизнь дана на добрые дела.
Сам пропадай, а друга выручай.
Доброе слово-половина счастья.
Давайте назовем пословицы и поговорки о доброте и дружбе, которые вы подобрали заранее.
Спеши делать добро.
Без добрых дел нет доброго имени.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
От добра добра не ищут.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело дороже богатства.
.Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Делай людям добро – будешь и сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Добрый человек в добре век живёт.
За доброго человека сто рук.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Чего не сделаешь силком, того добьёшься добром.
Друзей то много, да друга нет.
Друг и брат великое дело: не скоро добудешь.
И всяк тебе друг да не вдруг.
Нет друга ищи, а нашел береги.
Без беды друга не узнаешь.
Друга узнать – вместе пуд соли съесть.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг денег дороже.
Друга на деньги не купишь.
Кто друг прямой, тот брат родной.
- Вот сколько вы нашли пословиц и поговорок о добре. Какие пословицы можно подобрать к рассказам.
3. Соедини
Соедини стрелками пословицы и соответствующие качества человека:
Леность Не спеши языком – торопись делом.
Дружелюбие Кто ленится, тот не ценится.
Болтливость Человек без друзей, что дерево без корней.
Честность Кто правдой живет, тот добра наживёт.
Трудолюбие Хочешь много знать, меньше надо спать.
Любознательность Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Как вы думаете, легко ли быть по- настоящему добрым? Путь к доброте нелегкий, на нем человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека свой путь к доброте.
4. Конкурс ситуаций.
Сейчас я прочитаю отрывки из 2 рассказов. Послушайте внимательно. Ответьте на вопросы. Почему совершались добрые дела? Как бы вы поступили на месте мальчиков?
1.)Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Ответьте на вопросы. Почему совершались добрые дела? Как бы вы поступили на месте мальчика?
2.)Когда старушка – соседка попросила мальчика купить ей в магазине молоко, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.
Ответьте на вопросы. Почему совершались добрые дела? Как бы вы поступили на месте мальчика?
Где и как вы проявляете доброту?
Выступления детей о своих добрых делах.
Помните, что все ваши слова, действия, поступки отражаются на людях. Проверяйте себя всегда: не причиняете ли вы людям, окружающим вас, неприятность, боль, обиду. Старайтесь жить так, чтобы людям было легче, когда вы рядом.
5. Собери пословицу.
Каждая группа получает конверт с пословицей о дружбе. Надо собрать пословицу (из отдельных слов) и прикрепить к доске.
Пословицы: «Друг за друга стой – выиграешь бой». «С хорошим товарищем веселей при удаче, легче в бою».
Кого можно назвать своим другом?
Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг.
6. «Собери ромашку».
Настоящий друг должен быть (На лепестках ромашки дети пишут качества друга.)
Качества: дружелюбным, драчливым, любознательным, равнодушный, трудолюбивым, невнимательным, сообразительным, неверным, болтливым, честным, отзывчивым, жадным, аккуратным, корыстным, справедливым, грубым, веселым, невоспитанным, добрым, злым, вежливым, внимательным, смелым, воспитанным, полезным, бескорыстным, ленивым, трусливым.Первая команда выбирает качества присущие другу.
Вторая команда качества, которых не должно быть у настоящего друга.
Третья команда-контролеры.
Итог.
Действительно ли важно, чтобы человек обладал добротой, чуткостью, отзывчивостью, умел дружить? Почему? В чем это проявилось на сегодняшнем занятии?
Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице. Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других, кто всегда учитывает интересы других людей.
Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.