Урок литературы в 6 классе. Рей Брэдбери. Рассказ Каникулы.. Мысль о необходимости человеческой целостности, о победе человечности над злом
ТЕМА: РЕЙ БРЭДБЕРИ. РАССКАЗ «КАНИКУЛЫ». МЫСЛЬ О НЕОБХОДИМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ, О ПОБЕДЕ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ НАД ЗЛОМ.
ЦЕЛИ: - познакомить с отдельными моментами из жизни и творчества писателя, его рассказом «Каникулы»;
- дать понятие о научно – фантастической литературе.
Эпиграф:
«Зачем нужно покорять космос? Для чего?.. Космос – это попытка человека стать причастным вселенной. Наша жизнь и будущее человечества зависит от этого… Да, конец наступит. Земля не вечна. Прах или звезды. Выбирайте. Я выбираю звезды.»
Р. Брэдбери.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
Чтение статьи учебника.
Работа в тетради.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением научно- фантастической литературы.
- Кто может объяснить значение этих слов? (сочетаются научные сведения и фантастические)
Научно – фантастическая литература вышла из сказки. В сказке в зародыше содержится все многообразие тем и приемов изображения, характерных для литературы на все протяжении ее развития. Научно – фантастическая литература широко использует главный прием изображения в сказке – прием фантастики. И, конечно же, научно – фантастическая литература взяла из сказки образ волшебной силы, олицетворяющей всемогущество.
Чтение рассказа «Каникулы».
Анализ произведения.
- Выделите ключевые слова- образы в описании пейзажа.
- каким образом достигается ощущение тревоги в описании чудесного летнего дня на берегу моря?
- По каким деталям текста видно, что семья осталась в одиночестве на всем материке?
- Доставляет ли им настоящую радость возможность отдыхать у моря?
- Довольны ли они тем, что им никто не мешает , а кругом тишина и трава?
- Когда и при каких обстоятельствах исчезли все люди?
- В чем особенность порядка изложения событий в рассказе?
- Изложите события во временной и логической последовательности.
- Найдите общее в сюжете рассказа и народной волшебной сказки. (золотая рыбка, щука и т.д.)
- Стало ли хорошо семье , когда по их желанию все другие люди исчезли с лица земли?
- Как они были наказаны?
- Найдите ключевые слова- образы, раскрывающие трагическое одиночество героев.
- проследите изменение настроения отца с течением времени от радости в день исчезновения людей до отчаяния , мечте о том, чтобы вечером лечь спать , а « ночью все каким – то образом вернулось на свои места».
- Прочтите, как мальчик играет у моря.
- Подумайте о том, что мальчик написал в записке.
- А что написали бы вы?
- Какой страшной карой наказывается эгоизм мужа и жены, не пожелавших никого оставить на земле, кроме них?Обобщающая беседа.
- Какую художественную роль играет прием фантастики в рассказе «Каникулы»?
- В чем смысл названия рассказа?
- От трудностей жизни люди ушли на каникулы, но стали ли они счастливыми?
Самостоятельная работа.
- прочитайте предложенный в учебнике отрывок.
- Если вам знакомо это произведение, расскажите, что произошло с путешественниками дальше. Если вы его не знаете, попробуйте сочинить продолжение этого фантастического рассказа.
(Чтение рассказов, придуманных учащимися)
Работа по развитию речи.
- Прочитайте эпиграф, объясните его смысл.
- Что имеет в виду автор?
Итог урока.
- В чем особенности творчества Р. Брэдбери.
- Как вы понимаете выражение: «фантастика о будущем помогает жить в настоящем»?
Домашнее задание.
Читать рассказ Р. Брэдбери «Зеленое утро».