Урок по технологии в 6 классе по теме Подготовка заготовки для точения на токарном станке по обработке древесины д

МКОУ «Малостуденецкая СШ»






ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ

Конспект урока по технологии
в 6 классе



Разработала : учитель технологии
Высшей квалификационной категории
Журавлёва И.В.




2016 г.


Тема: Технология обработки древесины на токарном станке.
Модуль: Деревообработка. Цели занятия: 1. Образовательные:
1. Обеспечить усвоения устройства токарного станка, назначение, принцип действи, устройство и назначение отдельных узлов и деталей. 2. Способствовать формированию и развитию умений и навыков выбора и подготовки заготовки для точения, настройки станка, установки заготовки, управления токарным станком по дереву СТД-120М. 3. Способствовать запоминанию основной терминологии технологического процесса точения и названий элементов станка. 4. Способствовать осознанию основного учебного технологического материала. 5. Способствовать формированию представления о токарном станке как технологической машине. 6. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
Раскрыть причины брака при точении;
Выяснить последствия нарушения правил техники безопасности при подготовке станка к работе, во время точения, неправильном подборе и установке заготовки.
7. Способствовать пониманию закономерности зависимости качества обрабатываемой поверхности от скорости вращения шпинделя, положения стамески.
2. Развивающие:
1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащению и усложнению словарного запаса, усилению выразительности и оттенков). 2. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения формы). 3. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. 4. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти. 5. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Воспитательные:
1. Способствовать формированию и развитию нравственных (добросовестности, дисциплинированности), трудовых(мотивов труда и учения, добросовестного отношения к труду) и эстетических качеств личности. 2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
IV. Профориентационные :
1. Обобщить у учащихся знания о сфере трудовой деятельности токаря, столяра. 2. Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока: 1.Материальнотехническая база - столярная мастерская; - токарный станок по дереву СТД-120М - 2шт.; - набор стамесок, гаечный ключ 14Ч17; - ножовка, линейка, шило, карандаш, пластическая смазка; - цилиндрическая заготовка (Спил дерева); - компьютер; - мультимедиапроектор с экраном;
2. Дидактическое обеспечение: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - образцы объекта труда; - инструкция лабораторно-практической работы (стр. учебника 60)
Методы обучения
1. Объяснительно-иллюстративный. 2. Репродуктивный. 3. Частично-поисковый.
Словарная работа
Токарный станок, передняя бабка, задняя бабка, подручник, каретка, патрон, планшайба, трезубец, пиноль, клиноременная передача, защитный экран, шпиндель.
Формы организации познавательной деятельности:
1. Прослушивание информации. 2. Просмотр информации. 3. Повторение информации. 4. Решение заданий. 5. Практическая работа.
Тип урока
Комбинированный (изучение теоретического материала, повторение и контроль усвоения его, формирование практических умений и навыков при выполнении практической работы).
II. Ход урока
Организационный момент (2мин): - приветствие; - проверка явки учащихся; - заполнение учителем классного журнала; - проверка готовности учащихся к уроку; - доведение до учащихся плана урока (Слайд 1)
Актуализация знаний учащихся (10мин.):
Работа с карточками по проверке домашнего задания (Приложение 1), (Приложение 2).
Самопроверка по (слайду 3,4 ) презентации
- рассказ о необходимости операции точения с использованием токарного станка по дереву при проведении столярных и других работ; - сходство общего устройства станка токарного по дереву с другими технологическими машинами (наличие типовых узлов и деталей).
3. Постановка целей занятия(3мин.):
- Учитель объявляет тему занятия. - Учащиеся пытаются поставить стоящие перед ними цели. - Учитель помогает с формулировками целей. - Цели конкретизируются, записываются на доске.
4. Изложение учителем нового материала(15мин.):
рассказ с демонстрацией слайдов презентации: - Технология подготовки заготовки и установке в станок. (слайд5,6 ). - Правила техники безопасности при наладке СТД-120М. (слайд 11).
5. Учащиеся расписываются в журнале техники безопасности.
6.Учитель назначает пару для работы на токарных станках.
Предлагает им выбрать заготовку по размерам, данным на чертеже. Учащиеся готовят заготовку для точения.
Так как станков в мастерской только два остальные учащиеся продолжают работу по изготовлению детской лопатки, с применением технологического приема изготовление ручки лопатки конической формы ручным столярным инструментом. Повторяется алгоритм выполнения работы.
Учитель раздаёт заготовки для изготовления совка лопатки. Учащиеся определяются с операциями и переходами при выполнении операций. Повторяют, как выполняется работа с применением шаблона стойки лопатки.
Повторяется Т.Б. при выполнении работы.
7. Практическая работа(25мин.):
Подготовка к работе токарного станка, подготовка к точению заготовки, установка заготовки на станке. (Выполняют двое учащихся)
Учитель инструктирует учащихся - разъяснение задач практической работы; - ознакомление со средствами, используемыми при выполнении работы ( СТД-120, линейка, гаечный ключ, шило, ножовка, карандаш, заготовка); - ознакомление с учебно-технической документацией (инструкция по выполнению практической работы, технологическая карта стр.57 учебника «заготовка для точения»)
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы; - инструктаж по технике безопасности.
Самостоятельная работа учащихся по выполнению практической работы по изготовлению детской лопатки.(40 мин)
Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися практической работы):
Формирование новых умений: - проверка организованности начала работы учащихся; - проверка организации рабочих мест учащихся (верстак, инструменты, станок); - соблюдение правил безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания. Усвоение новых знаний: - проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации; - инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
Целевые обходы: - инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом; - концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций; - оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; - контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения; - рациональное использование рабочего времени учащимися.
заключительный анализ работы учащихся: - анализ выполнения самостоятельной работы учащимися; - разбор типичных ошибок учащихся; - вскрытие причин допущенных ошибок; - повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
8. Уборка рабочих мест(10мин.).
9. Подведение итогов занятия учителем(4мин.): - сообщение учителем о достижении целей занятия; - объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся; - выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся; - сообщение о теме следующего урока - задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
10. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания(1мин.):
- изучить содержание учебника §9; - ответить на вопросы стр. 61 учебника.
- продумать тип соединения ручки и совка лопатки. Разработать технологию соединения.
Литература:
П.С. Самородский, В.Д.Симоненко, А.Т. Тищенко. Технология. Трудовое
обучение. М. «Вентана-Граф». 2014 г.
Технический паспорт на станок токарный по дереву (учебный) СТД-120М. Министерство просвещения РСФСР. Главучтехпром. «Просвещение» М. 1988. Рефлексия
Суждения
Да
Нет
Не знаю

На уроке я:
узнал много нового;
показал свои знания;
3. с интересом общался с учителем и одноклассниками.




На уроке я чувствовал себя:
свободно;
скованно;
уютно.




На уроке мне понравились:
Процесс изучения устройства станка по дереву.
Выполнение практической работы.
Методы проверки знаний.





Приложение 1


















Приложение 2
Тест
“ Устройство токарного станка СТД-120М -6 класс”
1. Токарный станок это:
а) технологическая машина
б) транспортная машина
в) энергетическая машина
2. Кинематическая схема станка показывает:
а) передачу движения от двигателя на шпиндель
б) последовательность обработки детали
в) устройство станка.
3. Подручник предназначен:
а) для поддержания заготовки
б) для поддержания резца
в) для фигурного точения
4. В токарном станке применяется:
а) плоскоременная передача
б) клиноременная передача
в) шестеренчатая передача
5. Главное движение резания:
а) вращательное движение заготовки
б) продольное поступательное движение стамески
в) поперечное движение стамески
6. Пиноль находится:
а) в электродвигателе
б) в задней бабке
в) в передней бабке




Picture 415