Тема: Буква Х, х. Звуковой анализ слов «хобот», «хвост». Анализ звуков [х], [х’].
«Обучение грамоте»1 класс «Школа 21 века»
Тема: Буква Х, х. Звуковой анализ слов «хобот», «хвост». Анализ звуков [х], [х’].
Цели:
Познакомить детей со звуками [х], [х’], новой согласной буквой Х. совершенствовать навыки грамотного чтения, развивать фонематический слух, творческие способности, внимание , мышление, память, воспитывать бережное отношение к животным, трудолюбие, желание получать знания.
Обучение УУД: умение давать развернутые ответы, составлять предложения и рассказы, учить добывать информацию из разных источников, учить работать с большим объемом информации, подлежащей запоминанию. Воспитывать умение работать в группах, чувство ответственности за порученное дело.
Формировать навык анализа звука, осознанного, правильного чтения.
Ход урока:
Организация класса в начале урока.
Проверка домашнего задания
А) Чтение стихотворения с. 167.
Задание на смекалку:
- На доске трое часов: одни идут верно, другие стоят, третьи спешат на 10 минут. Какие часы идут верно?
Б) Чтение рассказа стр. 170 (Вопросы по содержанию).
В) Повторение ранее изученных букв.
БЗВ
АЮХ О
1-В Обведите согласные буквы
2-В Обведите гласные буквы
- Чем отличаются согласные от гласных?
Общее задание: Раскрасьте ту букву, которая вам не знакома.
Основная часть.
А) – Кто догадался, какая буква пришла к нам на урок? Сложите карточки в рукавицы Деда Мороза, он проверит и к концу урока пришлет вам ответ.
- Сегодня у нас в гостях буква Х, а кто будет помогать знакомиться с ней, попробуйте узнать:
Спят усталые игрушки,
Книжки спят!
Одеяла и подушки ждут ребят!
- Из какой передачи пришла эта песенка?
- Кто из героев будет нашими помощниками? (Хрюша)
Б) Выделение звуков из слов «хвост», «хобот».
- Хрюша пришел и стихи принес:
Слон слону приснился страшный,
А приснилось ему вдруг,
Что хобот оторвался!
Анализ слова «хобот» стр. 175 «Грамота»
Кто нам машет под кустом
Пушистым, рыженьким хвостом?
(Лиса)
Анализ слова «хвост» стр. 175 «Грамота»
- Сравните звуки в словах «хобот» и «хвост».
- Дайте им характеристику? (Согласные, твердые, глухие)
- Неужели звук [х] может быть только твердым?
- Придумайте слова, чтобы звук [х’] был мягким.
Хохотала громко Мила,
В рот смешинка угодила
Хи-хи-хи!
Вдруг – бух!
Упала
И смешинку потеряла!
- Анализ слова «хи-хи-хи»
Вывод: Звуки [х], [х’] обозначаются на письме Х (ха).
В) Физкультминутка «Хомка».
- Сколько раз услышали звук [х] во время физкультминутки? (8)
- Я диктую слова услышите звук [х]или [х’] – хлопок в ладоши.
1 ряд: хворост, хитрец, хорошо, халва, Хабаровск
2 ряд: Архип, охра, охрана, похож.
3 ряд: пастух, лопух, мох, орех.
Г) Чтение слогов – слияние.
- Хрюша сел на петуха –
Мы смеялись: ха-ха-ха!
- Хрюша сочинял стихи –
Мы смеялись: хи-хи-хи!
- Хрюша рисовал окно –
Мы смеялись: хо-хо-хо!
- Хрюша нам на петухе –
Мы смеялись: хе-хе-хе!
- Хрюша кушал наш уху –
Мы смеялись: ху-ху-ху!
Д) Печатание новой буквы в тетради «Грамота» с. 53
Е) Упражнение в чтении слов с новой буквой.
- Хрюша пригласил на чай своих друзей: Каркушу, Филю и Степашку. Раздал им чашки, налил чая, но в чай всегда кладут: сахар. Давайте поможем Хрюше.
(6 кусочков нужно разложить в 3 чашки поровну. Сколько кусочков попадает в каждую чашку?) 6:3=2- Почему-то гости чай не пьют?
- Поможем ответить буква, с которой мы сегодня познакомились?
… УД ОБЕД, КОГДА - …ЛЕБА НЕТ.
- Давайте угостим друзей булочками, которые выросли на хлебном дереве.
4263390212090Батон
00Батон
2120265154940Крендель
00Крендель
-2286031115Хлеб
00Хлеб
3672840-405765Хворост
00Хворост
1882140-472440Баранка
00Баранка
-13335-139065Булка
00Булка
- Выбирайте только те кондитерские изделия, в которых есть буква Х.
- Не могу оторвать. Почему?
- Хлеб не растет на деревьях!
- Чтобы угостить друзей, нужно верно составить путь от зерна до булки (Работа в группах).
Ж) Работа с учебником «Грамота» стр. 175
- Чтение слов, подчеркивание звуков.
- «Найди слово в слове» СТР. 176.
З) Упражнение в словообразовании.
- Угощения достанутся и вам: девочкам – баранки, мальчикам – крендели.
- На оборотной стороне зашифровано слово : А1 В2 А3 Л4 Х5
- Пронумеруйте буквы, а теперь запишите их в заданном порядке: 51423
Халва
(Деление слов на слоги, расстановка ударения, характеристика первого звука).
Итог урока.
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Произнесите твердый звук.
- Произнесите мягкий звук.