История России в лицах. Личность в истории России: элективные курсы
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc336891404 \h 3Тематическое планирование учебного материала PAGEREF _Toc336891405 \h 5Основное содержание программы. PAGEREF _Toc336891406 \h 8Требования к уровню усвоения учебного материала PAGEREF _Toc336891407 \h 10Список литературы PAGEREF _Toc336891408 \h 11
Пояснительная записка. Программа составлена на основе «Программы История России в лицах. Личность в истории России: элективные курсы // Сост. Н.И. Чеботарева – Волгоград » и предусматривает 35 часов (1 час в неделю) согласно количеству часов по учебному плану.
Основными целями курса являются:
• развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;
• формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;
• воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;
• восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
• знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими и объясняющими развитие общества;
• формирование исторической грамотности на современном международном уровне;
• развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
Главной прерогативой современного образования является воспитание человека активного, самостоятельного, способного принимать осмысленные решения и нести за них ответственность.
Интегрированный характер исторического образования позволяет формировать с опорой на другие школьные предметы целостную картину мира, что обеспечивает его особую мировоззренческую роль в системе профильного образования.
Задачами курса являются:
1) повышение интереса к историческим закономерностям;
2) формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности;
3) умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;
4) воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;
Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутри предметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
Содержание программ предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.
Тематическое планирование учебного материалап/п Тема Количество часов Дата Коррекция
Тема 1. Рюрик и призвание варягов. 1 Тема 2. Олег правитель. 1 Тема 3. Князь Святослав. 1 Великий князь Ярополк. 1 Тема 4. Ольга - устроительница Русского 1 государства. Ольга Святая Кирилл и Мефодий. Основатели славянской1 письменности Детство Владимира. 1 Принятие христианства на Руси 1 Владимир Святославович Святой. Принятие христианства на Руси Владимир - креститель Руси. 1 Итоги деятельности князя Русская правда» - первый русский закон. 1 Культура Руси после принятия христианства 1 Тема 5. 1 Владимир Мономах - единоборец. Владимир Мономах. Путь к власти. 1 «Русская правда» - первый русский закон.( правда Ярославичей ) 1 Борьба с кочевниками. Борьба за единство русских земель. 1 Чингисхан - великий воин 1 «Поучение детям» - первое светское произведение. 1 Тема 5. Защитники Отечества. Святослав Игоревич. Князь-воин. 1 Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославович. Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защита Руси. 1 Ярослав Мудрый. Оборона от печенегов. Владимир Мономах. Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей. Любеческий съезд 1097 г. 1 Тема 6.
Носители идеалов православия. Княгиня Ольга. Владимир Святославович: милосердие 1 Борис и Глеб. Илларион. Антоний Печерский. Феодосий Печерский. Нестор 1 Тема 7.
Юрий Владимирович Долгорукий - основатель города Москвы. 1 Тема 8.
Андрей Боголюбский. История иконы Владимирской божьей матери. История основания резиденции в Боголюбово. 1 Тема 9.
Александр Невский - защитник земли русской. Выбор Руси между Востоком и Западом. Александр Святой. Александро-Невская лавра. 1 Обобщающий урок по разделу Образование ДРГ 1 Зодчество ДРГ 1 Обычаи славян до христианства и после его принятия 1 Самостоятельная работа по темам: первые киевские князья.
1 Контрольная работа по темам принятие христианства на Руси.
1 Проверочная работа по темам раздробленность Руси
1 Проверочная работа по темам «Русь между Западом и востоком»
1 Подготовка учащихся рефератов. Докладов. Презентаций
1 Подведение итогов курса, обобщение 1 Резерв. л
Итого 35
Основное содержание программы.I Киевская Русь (9 ч.).
Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги.
Легендарное призвание варягов с Рюриком. Норманская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры норманистов с их противниками об основании Древнерусского государства.
2. Олег - победитель греков.
Олег - основатель государства Киевская Русь, противник проникновения христианства на Русь. Внешняя политика войны с Византией.
3. Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая Святослав. Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Урон и погосты. Ольга - первая христианка на Руси. Святослав - полководец и дипломат.
4. Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко, в крещении Василий.
Успешные походы на запад, походы на вятичей радимичей волжских булгар. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной религии.
II. Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца » (26 ч.)
1. Борис и Глеб - великие святые церкви. Святополк. Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава.
2. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый.
Воина Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда».
3. Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха.
«Уставы» Владимира Мономаха. Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира Мономаха на половцев. «Поучение Владимира Мономаха».
4. Юрий Долгорукий.
Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве.
5. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое Гнездо - «политика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель».
6. Мстиславы Храбрые - пример незлобия в мире и ужасных битвах.
Правление великого князя Мстислава, князя, знаменитого подвигами славными. Поход против ордена Меченосцев.
7. Святой Александр Невский.
Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского.
8. Великий князь Михаил Ярославович - Отечестволюбец и Юрий - князь Московский.
Соперничество Михаила Ярославовича Тверского и князя Юрия Данилович Московского.
9. Иван Данилович Калита.
Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нем общественную безопасность и тишину ... дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Подавление восстания в Твери, строительство Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества.
10. Дмитрий Иванович Донской.
Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва.
Требования к уровню усвоения учебного материалаВ процессе обучения происходит формирование следующих умений:
• анализ и сопоставление фактов;
• оформление письменных сообщений;
• анализ документов;
• поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
• поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
• поиск признания найденного решения окружающими;
• выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
• умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).
Формирование творческих умений и навыков, таких как:
• видеть проблему;
• сформулировать проблему;
• выдвинуть гипотезу;
• составить план решения проблемы, задачи;
• делать обобщения и выводы;
• систематизировать материал;
• составить план по теме;
• делать прогноз;
• анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);
• оценивать. свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
• использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.
Список литературыЛитература для учителя
Бестужев-Рюмин К.Н. О составе русских летописей до конца XIV века. СПб., 1868.
Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь - Москва 1996.
Королев А.С. Загадки первых русских князей. М. 2002.
Королев А.С. История междукняжеских отношений на Руси в 40-е - 70-е годы X века. М. 2000.
Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX - XIV веказ: (материалы и исследования). М., 1978.
Литература для учащихся
Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI - IX вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. М., 2000.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Москва, 1989 г.
Федотов Г. Святые Древней Руси. - М., 1990.