Предпрофильный курс Изобразительно-выразительные средства языка.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предпрофильному курсу «Изобразительно-выразительные средства языка» разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ.;Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;
Основной образовательной программы начального / основного / среднего общего образования МБОУ «СОШ №3 г. Щигры Курской области»;
Учебного плана МБОУ «СОШ №3 г. Щигры Курской области»;
Устава МБОУ «СОШ №3 г. Щигры Курской области»;
положения МБОУ «СОШ №3 г. Щигры Курской области» «Об элективных курсах предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и профильного обучения учащихся 10-11 классов школы»;
положения МБОУ «СОШ №3 г. Щигры Курской области» о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю);
положения МБОУ «СОШ №3 г. Щигры Курской области» «Об элективных курсах предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и профильного обучения учащихся 10-11 классов школы».
Цели программы
Изучение речевого опыта не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, её свойства и особенности могут будить мысли и чувства, поддерживать обострённое внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному.
Выразительность речи – это одна из актуальнейших проблем языкового сознания, определяющая уровень функционирования литературного языка в обществе. Целенаправленное улучшение речи связано с осознанием её как самостоятельного явления действительности, непрерывно связанного с работой сознания и конкретно выражаемой информацией. Важную роль при этом играет знание изобразительно-выразительных средств и умение практически их применять
Школьная программа по русскому языку предусматривает изучение определённой группы изобразительно-выразительных средств языка, но этого материала явно недостаточно для достижения высокого уровня компетенции учащихся по данному вопросу. Более того, проведение итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ требует системного подхода к изучению изобразительно-выразительных средств языка.
Данный курс предусматривает изучение теоретических закономерностей определения и разграничения изобразительно-выразительных средств языка, а также формирование навыков практического выделения данной речевой конструкции в тексте.
Задачи программы
- изучить понятие «выразительность речи»;
- исследовать выразительность как совокупность речевой структуры;
- разграничить изобразительно-выразительные средства на стилистические фигуры и тропы, дать их определение;
- сформировать практические навыки выделения и разграничения данной языковой структуры в тексте.
Курс «Изобразительно-выразительные средства русского языка» рассчитан на учащихся общеобразовательной школы 9 классов, желающих развить навык анализа текста, и подготовиться к прохождению итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Данный курс предусматривает изучение теоретических закономерностей определения и разграничения изобразительно-выразительных средств языка, а также формирование навыков практического выделения данной речевой конструкции в тексте.
Общая характеристика учебного курса
Программа данного курса опирается на основную программу по русскому языку и литературе, а именно на сведения, полученные в 5-9 классах в процессе изучения уроках русского языка, и сведения об изобразительно-выразительных средствах, используемых в художественных произведениях, с которым обучающиеся знакомятся на уроках литературы. В процессе занятий курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка» материал, изученный на уроках русского языка и литературы, не просто повторяется, а систематизируется на более высоком уровне понимания, обобщается и дополняется новыми сведениями. Занятия курса предусматривают систематическое наблюдение за использованием различных языковых средств на примере лучших образцов художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Работа с текстами позволит не только совершенствовать речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа произведения.
Следовательно, курс «Изобразительно-выразительные средства русского языка» помогает реализовать на практике идею межпредметных связей курса русского языка и русской литературы.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка» в 9 классе учебным планом МБОУ «СОШ № 3 г. Щигры Курской области» на 2015 – 2016 учебный год предусматривается 17 учебных часов – из расчета 0,5 часа в неделю.
Формы текущей и промежуточной аттестации
Текущий контроль представляет собой зачёт, задания которого направлены на проверку как теоретических знаний, так и на выявление уровня сформированности практических умений. Промежуточный контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ (индивидуальных или групповых) по анализу изобразительно - выразительных средств художественного текста и презентация этих проектов в любой форме (реферат, эссэ, электронная презентация)
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Элективный курс «Изобразительно-выразительные средства языка» направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе закрепления знаний об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает совершенствование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная перера-
ботка текстов, поиск информации в различных источниках, а также
способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Содержательные линии учебного курса
Понятие выразительности. Основные условия выразительности речи. Определение выразительности как языковой структуры, усиливающей действенность высказывания экспрессивно-эмоциональными оттенками. Пять условий выразительности речи человека.
Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры и тропы.
Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза. Стилистические фигуры как особые синтаксические построения, усиливающие образно-выразительную функцию речи. Стилистические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, парцелляция, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие.3. Практические работы.
Практические работы выполняются на основе текстов, взятых из контрольно-измерительных материалов за 2005 – 2006 учебный год к ЕГЭ по русскому языку.
4. Зачётное семинарское занятие проводится в форме защиты проектов.
Учебно – тематическое планирование.
№
п/п Название тем курса Всего
часов В том числе
Лекции.
беседы Семинары Практические
занятия
1. Понятие выразительности. Основные условия выразительности. 1 1 2. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. 4 3 1 3. Нахождение тропов в предложенном тексте. 2 2
4. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры. 5 4 1 5. Выделение и разграничение стилистических фигур в предложенном тексте. 2 2
6. Создание тропов и стилистических фигур. 1 1
7. Итоговая зачётная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» в форме защиты проектов. 2 2
Календарно – тематическое планирование
№
п/п Название тем курса Обучающийся должен знать и уметь Домашнее задание Примечание
1. Понятие выразительности. Основные условия выразительности. Знать роля художественных средств в речи. См. лекцию Презентация
2. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Знать изобразительно-выразительные средства языка, тропы. См. лекцию Презентация
3. Эпитет, сравнение, метафора. Знать определения эпитета, сравнения, метафоры. См. лекцию 4. Метонимия, синекдоха, гипербола и литота. Знать определения метонимии, синекдохи, гиперболы и литоты. См. лекцию 5. Ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.
Знать определения иронии, аллегории, олицетворения, перифраза.
См. лекцию 6. Нахождение тропов в предложенном тексте. Уметь находить тропы в тексте, определять их роль. См. лекцию 7. Нахождение тропов в предложенном тексте. Уметь находить тропы в тексте, определять их роль. 8 Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры. Знать изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры. См. лекцию Презентация
9. Анафора, эпифора, параллелизм. Знать определения анафоры, эпифоры, параллелизма. См. лекцию 10. Антитеза, оксюморон, градация. Знать определения антитезы, оксюморона, градации. См. лекцию 11. Инверсия, эллипсис, парцелляция. Знать определения инверсии, эллипсиса, парцелляции. См. лекцию 12. Умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие. Знать определения инверсии, эллипсиса, парцелляции. См. лекцию См. лекцию 13. Выделение и разграничение стилистических фигур в предложенном тексте. Уметь находить стилистические фигуры в тексте, определять их роль. 14. Выделение и разграничение стилистических фигур в предложенном тексте Уметь находить стилистические фигуры в тексте, определять их роль. 15. Создание тропов и стилистических фигур. Уметь создавать неповторимые художественные образы при помощи изобразительно - выразительных средств языка Творческая работа 16. Итоговая зачётная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» в форме защиты проектов. Уметь выполнять исследование на предложенную тему, защищать работу в форме защиты проектов. 17. Итоговая зачётная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» в форме защиты проектов. Уметь выполнять исследование на предложенную тему, защищать работу в форме защиты проектов. Требованиек уровню подготовки учащихся
По окончании курса учащиеся должны знать:
- определение выразительности речи;
- должны разграничивать понятия: тропы и стилистические фигуры;
- знать характерные структурные особенности изучения изобразительно-выразительных средств языка.
Уметь:
- находить тропы и стилистические фигуры, приводить примеры;
- определять конкретно-текстуальные значения изобразительно-выразительных средств языка;
- использовать средства выразительности в речи.
Аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, содержащую изобразительно-выразительные средства языка;
- извлекать информацию об изобразительно-выразительных средствах языка из разных источников, включая лингвистические словари, справочную литературу.
Говорение и письмо:
- осуществлять выбор изобразительно-выразительных средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- свободно владеть изобразительно-выразительными средствами языка при выражении своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному.
Учебно – методические материалы
Головин И.Б. Основы культуры речи. – Санкт-Петербург: Слово. 1983.
Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. (Под ред. Т.А. Ладыженской) – М.: Просвещение. 1991.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.
Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи. – М.: Знание. 1991.
Розенталь Д.Э. Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. М.: 1985.
Список литературы для учащихся.
Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение. 2014.
Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. проф. Максимова В.И. – М.: Гардарики. 2014.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: 1987.
Борисовская Е.Н. Русский язык. Литература. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: ЗАО «Славянский дом книги». 2003.
Баранов М.Т. Костяева Т.А. Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. – М.: Просвещение. 1991.