Предпрофильный курс Химия в быту
ХИМИЯ В БЫТУ
Программа для предпрофильной подготовки по химии учащихся 9-х классов.
Учитель химии МОУ СОШ №94
Ткаченко С.Н.
Ростов-на-Дону, 2010 г.
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 10 часов.
Курс «Химия в быту» позволяет связать изучаемый материал с жизнью, применять полученные знания на практике.
Целью этого курса является ориентация учащихся на продолжение образования в профильных химико-биологических классах.
Задачами курса являются:
- Способствование более осознанному выбору естественно - научного профиля для дальнейшего обучения;
- Развитие экспериментальных умений учащихся;
- Ознакомление учащихся с учебным материалом «Химия в быту»
В целях усиления практической подготовки школьников теоретические знания сопровождаются практическими работами, это дает возможность учащимся быть более самостоятельными, выдвигать свою гипотезу, обосновывать и проверять ее.
Содержание программы.
Введение
Тема 1 Вода
Лабораторный опыт №1 Растворимость веществ в воде. (Один плюс один не всегда два)
Тема 2 Спички. Д.о. Самовозгорание свечи.
Тема 3 Бумага и карандаши.
Тема 4 Стекло.
Тема 5 Мыла и моющие средства.
Лабораторный опыт №2 Почему мыло не мылится?
Тема 6 Химические средства гигиены и косметика.
Тема 7 Химия в домашней аптечке.
Тема 8 Химия в продуктах питания.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема Количество часов
Введение 0,5
Тема 1 Вода. Л.О. 1 1,5
Тема 2 Спички. Д.О. 0,5
Тема 3 Бумага и карандаши 0,5
Тема 4 Стекло 1
Тема 5 Мыла и моющие средства 1
Тема 6 Химические средства гигиены и косметика. 2
Тема 7 Химия в домашней аптечке. 2
Тема 8 Химия в продуктах питания. 1
Практикум. Методические рекомендации
Лаботарный опыт №1 Растворимость веществ в воде (Один плюс один не всегда два)
Оборудование: бюретки или измерительные цилиндры, этиловый спирт, глицерин, уксусная кислота, ацетон.
Ход работы:
Вначале проделайте опыт растворения веществ, взятых в равных объемах, например 50 мл ацетона и 50 мл воды. Для более точных измерений целесообразно воспользоваться бюретками с градуировкой или измерительными цилиндрами. При растворении ацетона или раствора кислоты (щелочи) в воде нарушения в сумме объемов нет. Но если растворить спирт в воде (50 мл воды 50 мл спирта), то объем раствора уменьшится. Вместо ожидаемых 100 мл получим 97 - 98 мл. Аналогичное уменьшение объема при растворении в воде глицерина и уксусной кислоты.
Увеличение объема можно наблюдать при растворении 50 мл нитрометана в 50 мл спирта Растворение сопровождается понижением температуры поэтому измерять объем следует после того, как раствор примет комнатную температуру.
Лабораторный опыт №2 Почему мыло не мылится.
Оборудование: жесткая вода, мыло, две пробирки.
Ход работы: Заранее приготовьте жесткую воду, пропуская через известковую воду из аппарата Киппа оксид углерода (4) до тех пор, пока образующийся вначале осадок карбоната кальция полностью не растворится.
В одну пробирку налит до ½ объема водопроводной воды, а в другую- жесткой. Бросьте в каждую пробирку по одинаковому кусочку мыла. В пробирке с водопроводной водой образуется при встряхивании мыльная пена. В пробирке с жесткой водой пена не образуется. А на стенках ее оседает белый налет. В жесткой воде мыло не пенится , так как присутствующие в жесткой воде растворимые соли кальция дают с мылом нерастворимую кальциевую соль стеариновой кислоты (С17Н35СОО)2Са.
Демонстрационный опыт. Самовозгорание свечи.
Оборудование: Свеча, папиросная бумага. Речной песок или каолин, глицерин, перманганат калия.
Ход работы: Расправьте фитиль свечи в виде веера. Из папиросной бумаги в 2-3 слоя сделайте трубочку диаметром 1-2 мм, высотой 1 см и промажьте синтетическим клеем. С нижней стороны трубочку сомните так, чтобы из нее не высыпалось содержимое.
Сначала насыпьте на 1/3 объема трубочки мелкие кристаллики перманганата калия, затем промытый и просушенный речной песок или каолин. Толщина слоя определяется экспериментально в зависимости от необходимого времени для самовозгорания. Трубочку-запал установите в центре веера и укрепите фитилем свечи. Нанесите 2-3 капли глицерина на верхнюю часть трубочки и поставьте свечу в заранее предусмотренное место. После неоднократной тренировки можно добиться, чтобы свеча зажигалась по знаку экспериментатора.
Проблемы самостоятельных исследований.
Достижения химии могут не только служить во благо, но и причинять вред.
Какие лекарства, обязательно должны входить в домашнюю аптечку.
Витамины.
Полезно или вредно мыло.
Химия и красота. Из чего делают косметику.
Скажи мне , что ты ешь, и я скажу кто ты.
Маркировка пищевых продуктов
Использованная литература
1. Краткая химическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1961-1967. Т. 1-5
2. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. 1983.
3. Августиник А.И. Керамика. - Л.: Стройиздат, 1975.
4. Андреев И.Н. Коррозия металлов и их защита.- Казань: Татарское книжное издательство, 1979.
5. Бетехтин А.Г. Минералогия. - М.: Гос. Издательство геологической литературы.1950.
6. Бутт Ю.М., Дудеров Г.Н., Матвеев М.А. Общая технология силикатов. - М.: Госстройиздат, 1962.
7. Быстрое Г.П. Технология спичечного производства. - М.-Л.: Гослесбумиздат. 1961.
8. Витт Н. Руководство к свечному производству. - Санкт-Петербург: Типография внешней торговли, 1851.
9. Войцеховская А.Л., Вольфензон И.И. Косметика сегодня. - М.: Химия, 1988.
10. Чалмерс Л. Химические средства в быту и в промышленности - Л.: Химия, 1969.
11. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии - М.: Просвещение. 1995.
12. М.Д. Машковский Лекарственные средства.
13 Основные лекарственные препараты и готовые формы Издательство медицинской литературы.-М. 1963.
14. Кукушкин. Статья «О химических средствах гигиены и косметики» 2003 г.
15. статья «Химия вокруг нас» Редакция журнала «Здоровье» , 1998 г.
16. Сервер Российских новостей Newnews». Статья «Опасные ингредиенты в составе косметики и бытовой химии» .
17. Т.Осипова, С. Щур «Пища для ума по поводу пищи для тела». Журнал Основы безопасности жизнедеятельности №9 2004 г.