Элективный курс по курсу История в лицах

Рабочая программа элективного курса по истории России в 9-х классах.

ИСТОРИЯ РОССИИ В ЛИЦАХ (X - XIX вв.)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса "История России в лицах" ориентирована на расширение знание учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.
В процессе предпрофильной подготовки целесообразно формировать знания об исторических личностях.
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.
Курс «История России в лицах» рассчитан на 34 часа изучения в 9 классе в рамках препрофильной подготовки и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XIX века.
Цели:
Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.
Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.
Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
Задачи:
Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.
Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
- расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
- через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
- развивать умения составлять характеристику исторической личности;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
- воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
- воспитывать патриотические чувства.
В данной программе более глубоко и объемно изучается деятельность
великих исторических личностей, оставивших неизгладимый след в истории
нашего государства. Рассматриваются актуальные проблемы развития России
в определенные периоды.
Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса, состоит из 17 тем.
Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также
заложено использование следующих видов контроля: тестирование или
защита рефератов.
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху,
вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и
роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать
учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории.


Предполагаемые результаты изучения курса:

самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы:
анализ исторической литературы и исторических источников,
эвристическая беседа,
лекция,
дискуссия (дебаты),
сюжетно-ролевая игра («Суд»),
подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
«мозговой штурм» и др.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»).
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.















Учебно–тематический план

№ темы
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы и методы обучения
Формы контроля

1
Введение.
1
Мини-лекция, беседа
Анализ исторической личности по выработанным критериям

2
Исторические источники как средство познания прошлого
1
Лекция с элементами беседы
Эссе, проблемные задания, сообщения

3
Многообразие исторических вспомогательных дисциплин
1
Лекция с элементами беседы
Мини-сочинение, проблемные задания

4
Историческая хронология и система счисления времени.
1
Лекция с элементами беседы
Составление сравнительной таблицы.

5
Древняя Русь. Реформаторы и законодатели Древней Руси.
1
Работа в группах, составление сравнительной характеристики
Эссе, проблемные задания, сообщения

6
Русь удельная. Защитники Отечества.
1
Лекция с элементами беседы
Составление исторического портрета, проблемные задания

7
Объединение Руси вокруг Москвы. Собиратели Руси.
2
Лекция с элементами беседы
Составление исторического портрета.

8
Россия в XVI веке. Избранная рада. Опричнина. Иван Грозный
2
Групповая работа. Регламентированная дискуссия. Деловая игра.
Презентация исторических портретов «Кто есть кто?»

9
Россия периода Смуты. Правители и патриоты.
1
Составление плана по ходу лекции
Мини-сочинение, проблемные задания

10
Россия в XVII веке. Первые Романовы. Государственные деятели и реформаторы. Добрые люди Древней Руси.
3
Комбинированное занятие: беседа, работа в группах, лекция
Составление сравнительной таблицы.

11
Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.)
3
Комбинированное занятие: беседа, работа в группах, лекция
Составление исторического портрета, проблемные задания

12
Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)
2
Лекция с элементами беседы
Составление исторического портрета.

13
Россия во второй половине XVIII в.
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. Павел I. Попытки укрепления режима.
3
Комбинированное занятие: беседа, работа в группах, лекция
Презентация исторических портретов «Кто есть кто?»

14
Россия в первой четверти XIX в.
Александр I. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.
3
Лекция с элементами беседы
Эссе, проблемные задания, сообщения

15
Россия во второй четверти XIX в.
Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом.
2
Комбинированное занятие: беседа, работа в группах, лекция
Составление исторического портрета, проблемные задания

16
Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. в России. Александр II. Отмена крепостного права. Земельная, административная и судебная реформы в Кабарде и Балкарии
3
Комбинированное занятие: беседа, работа в группах, лекция
Составление исторического портрета, проблемные задания

17
Россия в конце XIX в.
Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы.
3
Комбинированное занятие: беседа, работа в группах, лекция
Составление исторического портрета, проблемные задания

18
Итоговое занятие
1
Регламентированная дискуссия
Историческое эссе. Презентация творческих работ.



Содержание курса.
Тема 1. Введение (1 ч.)
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

Тема 2. Исторические источники как средство познания прошлого (1ч.)
Роль истории в жизни людей. Исторические источники, их классификация. Исторический факт.

Тема 3. Многообразие вспомогательных исторических дисциплин (1ч.) Вспомогательные исторические дисциплины (археология, геральдика, метрология, нумизматика, палеография, хронология, генеалогия и др.) и их особенности. Объекты исследования. Особенности приемов исследования.

Тема 4. Историческая хронология и система счисления времени (1ч.)
Хронология исторических деятелей и правителей России. Единицы счета времени. Типы календарей. Юлианский и григорианский календарь. Эры и их виды. Русская система счета времени.

Тема 5. Древняя Русь. (1ч.)
Реформаторы Древней Руси: Княгиня Ольга – первая налоговая реформа.
Законодатели Древней Руси: Ярослав Мудрый – Русская Правда.
Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».

Тема 6. Русь удельная (1 ч.).
«Защитники Отечества». Александр Невский (1220(?)1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат.

Тема 7. Объединение Руси вокруг Москвы (2 ч.).
Иван Калита (?-1340). «Тишина великая по всей русской земле». Подавление тверского восстания. Значение деятельности князя.
Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван Ш (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.

Тема 8. Россия XVI века (2ч.).
1. Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530(?)-1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр (?-ок. 1566). Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский (1528-1583). Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.
«Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский (?- 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.
2. Деловая игра «Суд над Иваном Грозным». Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.

Тема 9. Россия периода Смуты (1 ч.).
Правители: Б. Годунов (1552-1603). Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриар-шества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I(1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский (1552-1612). Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Выкрикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием П. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам.
Патриоты: Патриарх Гермоген(1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интернвентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация. К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский (1578-1642). Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин (7-1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной культуре России.

Тема 10. Россия в XVII веке (3 ч.).
Первые Романовы на Российском престоле. Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.

Тема 11.Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.) (3 ч.).
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Тема 12. Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)
(2 ч.).
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Тема 13. Россия во второй половине XVIII в. (3 ч.).
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Тема 14. Россия в первой четверти XIX в. (3 ч.).
Александр I. Негласный комитет. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.
Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.
Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. Просветители Кабарды и Балкарии.
Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.

Тема 15. Россия во второй четверти XIX в. (2 ч.).
Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.
Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.
Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Тема 16. Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. в России. (3 ч.).
Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России. Земельная, административная и судебная реформы в Кабарде и Балкарии

Тема 17. Россия в конце XIX в. (3 ч.).
Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.
Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».


Тема 18. Итоговое занятие. (1 час)
Подведение итогов. Презентация творческих работ.


Литература
1. Х.Буганов, В. И, Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. - М., 1991.
2. Васяева, М. К Смутное время - время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 6. - С. 22-29.
Великие государственные деятели России. - М., 1996.
Древнерусская литература: книга для чтения. - М., 1993.
Жития и творения русских святых. -М., 1993.

Замалеев, А. Ф., Овчинникова, Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. - Л., 1991.
Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. - М., 1993.
Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: биографические повествования. - Челябинск, 1994.
9. История государства Российского: жизнеописания. ГХ-
XVI вв.-М., 1996.
10. История государства Российского: жизнеописания.
XVII век. -М, 1997.
История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. - М., 1993.
Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1.-СП6., 1993.
Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. - М., 1990.
Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-ХП.-Калуга, 1993.
Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн.-М., 1993.
Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990.
17'. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. - 1996. - № 11-12.
Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993.
Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории.-1995.-№5-6.
Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. -1992.-№10.
Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории.-1996.-№Ю.
22. Лютых, А. А-, Скобелкин О. В., Тонких В. А. История Рос-'' СШ: курс лекций. - Воронеж, 1993.
Морозова, Л. Е. Гермоген, патриарх всея Руси // Вопросы истории. - 1994. - № 2.
Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. М., 2001.
Найденова, Л. П. Священник Сильвестр // Преподавание истории в школе. - 2002, - № 3. - С. 24-27.
Никольский, Н. М. История Русской церкви. - Минск, 1991.
Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. - М., 1995.
Перхавко, В: Б. История России в лицах: ГХ-наЧало XVII в. - М., 2000.
Рассказы русских летописей. -М., 1993.
Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Федорович - Петр Ш. М., 1998.
Русское православие: вехи истории. - М., 1989.
Сорокин, Ю. А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. -1992.-№4-5.
Страницы российской истории / сост. П. П. Афанасьев. -М., 1995.
Путилов, Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. -СПб., 1999.
Соловьев, С. М. Об истории Древней Руси. - М., 1993.
Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. - М., 1997.
Хрестоматия по истории России. - Т. 1. - М., 1994.
Хрестоматия по истории России. - Т. 2. - М., 1995.
Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей. - Т. 5. - Ч. I. - М., 1995.










































Календарно - тематическое планирование элективного курса
"История России в лицах" ( 34часа)


урока
Содержание
Кол.
часов
сроки

1
Введение. Анализ исторической личности по выработанным критериям
1


2
Исторические источники как средство познания прошлого
1


3
Многообразие исторических вспомогательных дисциплин
1


4
Историческая хронология и система счисления времени.
1



Древняя Русь.
1


5
Древняя Русь. Реформаторы и законодатели
1



Русь удельная
1


6
Русь удельная. Защитники Отечества
1



Объединение Руси вокруг Москвы.
2


7
Объединение Руси вокруг Москвы.
1


8
Собиратели Руси.
1



Россия XVI века
2


9
Россия в XVI веке. Избранная рада.
1


10
Опричнина. Иван Грозный
1



Россия периода Смуты
1


11
Россия периода Смуты. Правители и патриоты.
1



Россия в XVII веке
3


12
Россия в XVII веке. Первые Романовы.
1


13
Государственные деятели и реформаторы.
1


14
Добрые люди Древней Руси.
1



Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.)
3


15
Преобразования Петра Великого
1


16
Реформы внутренней политики Петра I
1


17
Северная война. Провозглашение России империей.
1



Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)
2


18
Причины дворцовых переворотов
1


19
Российские монархи эпохи дворцовых переворотов.
1



Россия во второй половине XVIII в.
3


20
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм
1


21
Павел I. Попытки укрепления режима.
1


22
Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
1



Россия в первой четверти XIX в.
3


23
Александр I. Негласный комитет
1


24
Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий.
1


25
Движение декабристов
1



Россия во второй четверти XIX в.
2


26
Николай I. Усиление самодержавной власти
1


27
Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в.
1



Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. в России.
3


28
Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы.
1


29
Отмена крепостного права
1


30
Земельная, административная и судебная реформы в Кабарде и Балкарии.
1



Россия в конце XIX в.
3


31
Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Убийство Александра II.
1


32
Александр III. Контрреформы.
1


33
Общественные движения 70-90-х гг. XIX в.
1


34
Итоговое занятие.
1











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15