Программа элективного курса Отдельные вопросы математики


Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Отдельные вопросы математики» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
закона Российской Федерации «Об образовании»
УП МКОУ Почетская СОШ на 2016-2017 учебный год
примерной программы основного общего образования по математике.
Элективный курс «Отдельные вопросы математики» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) для работы с учащимися 7 класса и предусматривает повторное и параллельное с основным предметом рассмотрение теоретического материала по математике
Основная цель курса:
- совершенствование общеучебных навыков и умений, приобретенных учащимися ранее;
- усвоение аппарата уравнений как основного средства математического моделирования прикладных задач.
Задачи курса: 
дать ученику возможность проанализировать свои   способности;
оказать ученику индивидуальную и систематическую помощь при повторении ранее изученных материалов по математике, а также при решении задач двумя основными способами: арифметическим и алгебраическим;
подготовить учащихся к самостоятельному решению математических задач.
Общая характеристика курса
Данный элективный курс способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. Но не всегда учащиеся могут самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за предыдущие годы обучения, поэтому испытывают трудности при решении задач. Главное из направлений данного курса – подготовка школьников к успешной сдаче экзаменов в форме ОГЭ-9. Навыки решения математических задач совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать выпускные экзамены по математике, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах. Необходимо отметить, что в данном элективном курсе высока доля самостоятельности учащихся, как на самом занятии, так и во время выполнения домашнего практикума.
Место курса в учебном плане
Элективный курс «Отдельные вопросы математики» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) для работы с учащимися 7 класса и предусматривает повторное и параллельное с основным предметом рассмотрение теоретического материала по математике

Описание ценностных ориентиров содержания курса
В 7-ом классе всё больше внимания уделяется решению задач алгебраическим методом, т.е. посредством составления математической модели. Основная цель элективного курса – научить решать задачи, научить работать с задачей, анализировать каждую задачу и процесс ее решения, выделяя из него общие приемы и способы, т.е., научить такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, исследования, а ее решение – как объект конструирования и изобретения. Таким образом, изучение элективного курса будет способствовать формированию основных способов математической деятельности.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач.
Уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа;
находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что, несомненно, поможет им при выполнении заданий ГИА.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
при решении несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
в устной прикидке и оценке результатов вычислений;
при проверке результата вычисления с использованием различных приёмов.

Календарно-тематическое планирование




№ урока
Тема
Число
уроков
Дата




план
факт

Решение текстовых задач (15 час.)


Схематизация и моделирование при решении текстовых задач
1
01.09



Схематизация и моделирование при решении текстовых задач
1
08.09



Схематизация и моделирование при решении текстовых задач
1
15.09



Задачи на совместную работу («на бассейны»)
1
22.09



Задачи на совместную работу (совместное движение)
1
29.09



Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение)
1
06.10



Задачи на среднюю скорость движения
1
13.10



Задачи на среднюю скорость движения
1
20.10



Задачи на движение по реке
1
27.10



Задачи на движение по реке
1
10.11



Задачи на смеси
1
17.11



Задачи на смеси
1
24.11



Задачи на доли
1
01.12



Задачи на проценты
1
08.12



Задачи на доли и проценты
1
15.12


Уравнения. Системы уравнений (12 часов)


Линейные уравнения, сущность их решения
1
22.12



Линейные уравнения, сущность их решения
1
12.01



Решение рациональных уравнений методом разложения на множители
1
19.01



Решение рациональных уравнений методом разложения на множители
1
26.01



Решение рациональных уравнений методом разложения на множители
1
02.02



Системы уравнений
1
09.02



Системы уравнений
1
16.02



Системы уравнений
1
23.02



Решение задач с помощью систем уравнений
1
02.03



Решение задач с помощью систем уравнений
1
09.03



Решение задач с помощью систем уравнений
1
16.03



Решение задач с помощью систем уравнений
1
23.03


Введение в теорию вероятности (8 час.)


События и их вероятности
1
06.04



События и их вероятности
1
13.04



События и их вероятности
1
20.04



События и их вероятности
1
27.04



Комбинаторные задачи
1
04.05



Комбинаторные задачи
1
11.05



Комбинаторные задачи
1
18.05



Математический КВН
1
25.05






Содержание курса
Решение текстовых задач (15 часов). Здесь даются общие сведения о задачах и их решении, рассматриваются общие методы анализа задачи и поиска решения. Большая часть времени (14 часов) отводится на рассмотрение наиболее часто встречающихся видов задач.
Уравнения. Системы уравнений (12 часов). В данной части рассматриваются модуль действительного числа (расширенный, углубленный вариант раздела базового учебного предмета), линейное уравнение и системы линейных уравнений с двумя переменными.
Введение в теорию вероятности (8 часов). Эта часть посвящена решению задач по теории вероятности из разделов «События и их вероятности», «Комбинаторные задачи».

Список рекомендованной литературы:
Виленкин Н., Потапов В. Задачник-практикум по теории вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник заданий и упражнений по математике. 7 класс: уч. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений М.: Мнемозина, 2008
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс /Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович и др. – 5-е и послд. Изд. – М.: Дрофа, 2010.
Смирнов В. А., Смирнова И. М. Геометрия на клетчатой бумаге. Издательство: МЦНМО, 2009
Талицкий и М.Л. др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.
Шарыгин И.Ф. Математика. Для поступающих в Вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2007
Шевкин А.В. Текстовые задачи: 7 – 11 классы: Учебное пособие по математике. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2003

Литература  для  учащихся: 
Большой справочник «Математика» для школьников и поступающих в ВУЗы. Д.И. Аверьянов и др. Москва: Дрофа, 2011.
Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник заданий и упражнений по математике.7 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений М.: Мнемозина, 2008
Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Книга для учащихся. Москва: Просвещение, 1986.
Интерактивный учебник-практикум [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задачи занимательного характера - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - скачать книги для самостоятельной работы (формат pdf)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] :


Дополнение - Системы наименования больших чисел [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




























Ѕђ Заголовок 115