Рабочая учебная программа Избранные главы биологии для 11 уласса
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ БИОЛОГИИ»
ДЛЯ 11 КЛАССА
Составлена на основе программы профильного обучения
«Биология растений, грибов, лишайников» для 10-11 классов
(элективные курсы), автор: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов,
программы профильного обучения «Естествознание» для 10-11
классов (элективные курсы), автор: Л.Н.Харченко, программы
«Здоровье человека и окружающая среда» для старших классов,
авторы: С.Е.Мансурова, О.А. Шклярова, М.
Программу составила: учитель биологии высшей категории
Трущелева С.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа составлена на основе программы профильного обучения «Биология растений, грибов, лишайников» для 10-11 классов (элективные курсы), авторы: И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов, М., «Дрофа», 2007г.; программы профильного обучения «Естествознание» для 10-11 классов (элективные курсы), автор: Л.Н.Харченко, М., «Дрофа», 2007г.; программы «Здоровье человека и окружающая среда» для старших классов, авторы: С.Е.Мансурова, О.А. Шклярова, М., ООО «5 за знания», 2007г. в количестве 1 часа в неделю и 34 часов в год. Количество часов и содержание курса было изменено по ряду объективных причин:
1.В медицинские вузы поступает только часть учеников, желающих получить специальности медицинского профиля.
2.Нехватка оборудования для проведения практических и лабораторных работ. 3.Оставлены наиболее значимые темы по запросу учеников.
Цель курса:
Углубление и систематизация знаний учащихся по разделам: ботаника, анатомия, общая биология (методы научного познания, вид, экосистемы) на базе сформированных понятий обшей биологии.
Задачи:
Формирование системы теоретических знаний и практических умений в области дисциплин биологии.
Создание условий для развития логического мышления, монологической письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей.
Ориентация воспитательного процесса на общечеловеческих ценностях, осознание роли природы в жизни человека и человека в дальнейшем существовании природы.
Углубление и расширение имеющихся знаний о строении и функциях человеческого организма.
Ориентация на развитие потребности заботиться о своем здоровье.
Развитие навыков работы с различными источниками информации; умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Формирование способностей проводить доступные исследования собственного здоровья, устанавливать зависящую от здоровья работоспособность, свои адаптивные возможности, оценивать особенности окружающей среды.
Развивающий курс «Избранные главы биологии» предназначен для учащихся 11 класса. Старшеклассники хуже всего отвечают на вопросы ботанического характера, испытывают трудности в оценке собственного здоровья. На планете происходит ухудшение экологической обстановки. Чтобы вносить позитивное в сложившуюся ситуацию, необходимо владеть современными технологиями. А это требует глубоких знаний по экологии.
Как правило, курс биологии растений, или ботанику, в школе изучают в 6—7 классах, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. В 6—7 классах учащиеся еще не владеют знаниями о половом и бесполом размножении, о чередовании поколений, отсутствуют необходимые базовые знания по другим предметам. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники.
Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков – неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всем мире. Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека в динамично меняющихся экологических условиях стала предметом пристального внимания в науке и практике, и так много профессий связаны с поиском и разработкой путей ее решения. Все чаще ученые обращают внимание на то, что в реальных условиях здоровье человека во многом зависит от его умения выбирать из множества общепризнанных и достаточно популярных способов и приемов оздоровления наиболее оптимальные для его организма в зависимости от реальной ситуации. В таких ситуациях правильный выбор не редко не только обеспечивает поддержание нормального состояния организма, достаточную работоспособность и устойчивость к негативным факторам, но выступает гарантом сохранения здоровья, а часто и жизни человека. Для этого человеку необходим определенный уровень информированности в области оздоровительных и здоровьеразвивающих технологий.
Современное естествознание рассматривает природу как единое целое. В качестве главной объединяющей силы выступает «живое вещество планеты» (совокупность всех живых организмов, обитающих на нашей планете). Эра жизни, наступившая после того, как в нашей Вселенной появились первые живые организмы, продолжается по сей день. Биосфера, в будущем ноосфера - закономерные этапы существования и развития Вселенной. Живое как создавшее себя и познающее себя – важнейший объект естествознания.
Развивающий курс «Избранные главы биологии» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности.
Стратегия проведения занятий
Использование нетрадиционных образовательных технологий, разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт школьников.
Создание атмосферы заинтересованности у каждого школьника.
Стимулирование ребят к высказыванию, диалогу, дискуссии, самовыражению.
Мотивация учащихся
- поддержка индивидуального развития;
- помощь в затруднительных случаях;
- ориентация на решение поставленных задач и объяснение целей занятий;
- одобрение коллективной работы (групповой);
- опора на личный опыт.
Ожидаемые результаты
В результате изучения развивающего курса у учащихся не только расширит и систематизирует знания учащихся по ботанике, но и рассмотрит основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов. У выпускников изменится отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих, повысится уровень самосознания, воспитанности, улучшатся показатели физического и соматического здоровья, они хорошо будут знать резервные возможности организма человека. Учащиеся смогут рассматривать здоровье как основную ценность человеческой жизни и общества. Ученики получат более глубокое экологическое образование. Научатся искать подходы к решению проблем рационального природопользования, охраны природы.
Календарно – тематическое планирование
Дата проведения Кол-во
ч-в Содержание Контроль
ПромежуточныйИтого
вый
9
1 Часть 1. «Избранные главы ботаники».
Тема 1. «Клетка растений».
1.Растительная клетка. 4 Тема 2. «Ткани и вегетативные органы высших растений».
1.Ткани растений: общая характеристика. Образовательные и покровные ткани. 2.Ткани растений: основные, механические, выделительные. 3.Ткани растений: проводящие. 4.Органы высших растений. 3 Тема 3. «Семенные растения».
1.Цветение, опыление, оплодотворение. 2.Семя и плод. 3.Систематика покрытосеменных растений. 1 1.«Избранные главы ботаники»
(обобщающий урок). к/р8
1 Часть 2. «Избранные главы анатомии».
Тема 1. «Оценка индивидуального физического развития».
1.Практическая работа №1. «Гигиеническая оценка осанки». пр.р. 4 Тема 2. «Оценка физической и умственной работоспособности».
Оценка физической работоспособности.
1.Практическая работа № 2. «Исследование физической работоспособности путем определения дыхательных возможностей организма». пр.р. Оценка умственной работоспособности.
2.Практическая работа № 3. «Исследование внимания». пр.р. 3.Практическая работа № 4.
«Исследование памяти». пр.р. 4.Практическая работа № 5.
«Исследование мышления». пр.р. 1 Тема 3. «Изучение влияния социально-психологических факторов на организм человека».
1.Тестирование. тест 1 Тема 4. «Рацион питания».
1.Практическая работа № 6. «Расчет энергетического баланса в организме и составление пищевого рациона». пр.р.
1 1.«Избранные главы анатомии» (обобщающий урок). к/р17
3 Часть 3. «Избранные главы общей биологии».
Тема 5. «Происхождение живых организмов и важнейшие свойства живого».
1.Обсуждение проблемы возникновения жизни. 2.Уровни организации и свойства живых систем. 3.Химия живого вещества. 4 Тема 6. «Эволюция биосистем как необходимое условие жизни».
1.Непрерывность жизни и проблема старения живых организмов. 2.Современные взгляды на эволюцию живых организмов. 3. Современные взгляды на эволюцию живых организмов (продолжение). реферат/
презентация 4.Многообразие жизни как отражение эволюции. 3 Тема 7. «Временное единство природы».
1.Биосфера и космические циклы. 2.Понятие цикла и ритма. Механизмы биоритмов. 3.Живая клетка как фотонная единица. реферат/
презентация 4 Тема 8. «Что такое человек?».
1.Человек как сложная система. 2.Попытка раскрыть тайну антропогенеза. 3.Осмысливание места и роли человека в Природе. 4.От человека разрушающего к человеку познающему, или Человек в интерьере четырех сфер. 2 Тема 9. «Гуманизация естествознания, или Введение в биоэтику».
1.Что такое гуманизация естествознания? Причины гуманизации естественных наук. 2. Введение в биоэтику. реферат/ презентация 1 1.«Избранные главы общей биологии» (обобщающий урок). к/рИтого: 34 34 6+1+3 3
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Часть 1. «Избранные главы ботаники».
Тема 1. «Клетка растений».
Растительная клетка – типичная эукариотическая клетка. Ее состав: оболочка клетки, вакуоли, пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), отсутствие клеточного ядра. Деление клеток.
Тема 2. «Ткани и вегетативные органы высших растений».
Ткани растений: общая характеристика. Образовательные и покровные ткани. Общая характеристика растительных тканей. Классификация тканей. Образовательные ткани. Первичные меристемы. Вторичные меристемы. Верхушечные (апикальные) меристемы. Боковые (латеральные) меристемы. Вставочные (интеркалярные) меристемы. Покровные ткани. Первичные покровные ткани. Вторичная покровная ткань (пробка).
Ткани растений: основные, механические, выделительные. Основные ткани (паренхимы). Ассимиляционная паренхима. Запасающая паренхима. Водоносная паренхима. Воздухоносная паренхима (аэренхима). Механические (опорные) ткани. Колленхима. Склеренхима. Выделительные ткани. Ткани наружной секреции. Ткани внутренней секреции.
Ткани растений: проводящие. Ксилема (древесина). Трахеиды. Сосуды Трахеи). Другие элементы ксилемы. Флоэма (луб). Ситовидные трубки. Клетки – спутницы (сопровождающие клетки). Другие элементы флоэмы. Проводящие пучки.
Органы высших растений. Возникновение органов в процессе эволюции. Организм растения как совокупность органов. Вегетативные и генеративные органы. Гомологичные и аналогичные органы. Тропизмы. Развитие вегетативных органов в онтогенезе.
Тема 3. «Семенные растения».
Цветение, опыление, оплодотворение. Цветение. Опыление. Самоопыление. Перекрестное опыление. Оплодотворение.
Семя и плод. Общая характеристика семени. Строение семени. Зародыш. Ткани семени, запасающие питательные вещества. Семенная кожура. Прорастание семян. Плод. Сухие односеменные плоды. Сухие многосеменные плоды. Сочные односеменные плоды. Распространение плодов и семян.
Систематика покрытосеменных растений. Сравнительная характеристика двудольных и однодольных растений. Характеристика основных семейств двудольных покрытосеменных растений. Крестоцветные. Розоцветные. Бобовые (Мотыльковые). Пасленовые. Сложноцветные. Характеристика основных семейств однодольных покрытосеменных растений. Лилейные. Злаковые (Злаки).
«Избранные главы ботаники» (обобщающий урок).
Часть 2. «Избранные главы анатомии».
Тема 1. «Оценка индивидуального физического развития».
Практическая работа №1. «Гигиеническая оценка осанки». Метод соматоскопии. Упражнения для исправления осанки.
Тема 2. «Оценка физической и умственной работоспособности».
Оценка физической работоспособности.
Практическая работа № 2. «Исследование физической работоспособности путем определения дыхательных возможностей организма». Проба с задержкой дыхания. Проба Серкина.
Оценка умственной работоспособности.
Практическая работа № 3. «Исследование внимания». Исследование концентрации внимания. Переключение произвольного внимания.
Практическая работа № 4. «Исследование памяти». Исследование кратковременной памяти. Исследование смысловой памяти.
Практическая работа № 5. «Исследование мышления». Тест на определение темпа мыслительной деятельности.
Тема 3. «Изучение влияния социально-психологических факторов на организм человека».
Тестирование (3 серии тестов).
Тема 4. «Рацион питания».
Практическая работа № 6. «Расчет энергетического баланса в организме и составление пищевого рациона». Расчет энергетического баланса. Составление пищевого рациона.
«Избранные главы анатомии» (обобщающий урок).
Часть 3. «Избранные главы общей биологии».
Тема 5. «Происхождение живых организмов и важнейшие свойства живого».
Обсуждение проблемы возникновения жизни. Креационизм. Самопроизвольное (спонтанное) зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Биохимическая эволюция. Лабораторные синтезы фрагментов нуклеотидов. Физико – химические законы образования нуклеиновых кислот и белков.
Уровни организации и свойства живых систем. Молекулярный. Клеточный. Тканевый. Органный. Организменный. Популяционно-видовой. Биогеоценотический. Биосферный. Единство химического состава. Обмен веществ. Самовоспроизведение (репродукция). Наследственность. Изменчивость. Рост и развитие. Раздражимость. Дискретность. Ритмичность. Относительная энергозависимость. Гомеостаз (саморегуляция).
Химия живого вещества. Живое вещество Земли. Важная роль воды. Вода как растворитель. Теплоемкость воды. Теплота испарения воды. Теплота плавления воды. Плотность и поведение воды вблизи точки замерзания. Поверхностное натяжение и когезия. Вода как реагент. Вода и процесс эволюции. Органогенные элементы. Макромолекулы.
Тема 6. «Эволюция биосистем как необходимое условие жизни».
Непрерывность жизни и проблема старения живых организмов. Деление клеток. Митоз. Мейоз. Синтез белка. Роль РНК. Механизм синтеза белка. Транскрипция. Трансляция. Функция рибосом. Старение живых организмов.
Современные взгляды на эволюцию живых организмов. Географическое распространение организмов. Классификация организмов. Селекция растений и животных. Сравнительная анатомия. Сравнительная эмбриология. Сравнительная биохимия.
Многообразие жизни как отражение эволюции. Формы организации живой материи. Биогеографические области биосферы. Биогеоценозы.
Тема 7. «Временное единство природы».
Биосфера и космические циклы.
Понятие цикла и ритма. Механизмы биоритмов.
Живая клетка как фотонная единица.
Тема 8. «Что такое человек?».
Человек как сложная система.
Попытки раскрыть тайну антропогенеза. Теологическая версия. Биолого – психологическая версия. Психоаналитичесая версия. Символическая версия. Деятельностно – трудовая (информационная) версия.
Осмысливание места и роли человека в Природе.
От человека разрушающего к человеку познающему, или Человек в интерьере четырех сфер. Человек и техносфера. Человек и ноосфера. Человек и телеосфера. Человек и космосфера.
Тема 9. «Гуманизация естествознания, или Введение в биоэтику».
Что такое гуманизация естествознания?
Причины гуманизации естественных наук.
Введение в биоэтику.
«Избранные главы общей биологии» (обобщающий урок).
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В результате изучения курса учащиеся должны
Знать:
Реакцию организма на действие вредных факторов среды.
Молекулярно-биологические основы ряда важнейших процессов в клетках, тканях и органах растительного и человеческого организма.
Биологическую терминологию и символику.
Примеры взаимопроникновения наук.
Экологические проблемы современности.
Уметь:
Работать с современной биологической и медицинской литературой, пользоваться электронным учебником.
Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими в объектах живой природы и в окружающей среде.
Выполнять задания творческого характера: составлять краткие рефераты и доклады, учебно-исследовательский проект по интересующим темам, представлять их на школьной конференции.
Использовать полученные теоретические знания на практике: для ведения здорового образа жизни (ЗОЖ), экологически грамотного поведения с другими людьми и в окружающей среде.
Оформить реферат (доклад) графиками, диаграммами, таблицами, кратко и эмоционально рассказать о главном.
Оперировать полученными знаниями для становления собственной картины мира человека.
Делать выводы и обсуждать результаты самонаблюдений.
Распознавать изученные объекты на таблицах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Правил поведения в природной среде.
Улучшения экологической обстановки на планете.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ:
1.Устный опрос: индивидуальный и фронтальный (беседа по вопросам).
2.Контрольные вопросы.
3.Тестовые задания.
4.Практические работы.
6.Творческие работы (реферат, сообщение, презентация).
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1. При устном и письменном (контрольная работа) опросе ответ ученика оценивается по пятибалльной шкале.
Отметка «5» ставится, если в ответе ученик показывает знания основных теорий, законов, общебиологических понятий; логично излагает основные положения и принципы биологических закономерностей, признаки биологических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь; конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами, составляющими основу выводов, обобщений и доказательств.
Отметка «4» ставится, если в ответе ученик не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает биологические неточности, негрубые биологические ошибки.
Отметка «3» ставится, если ученик имеет неполные фрагментарные знания по теме, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления.
Отметка «2» ставится, если в ответе ученик допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует.
2. При тестировании все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют измерительные материалы (тесты). Оценка результатов выполнения теста оценивается по 5-балльной шкале. Если не выполнено 3/4 заданий, выставляется оценка «2», если выполнено 50 % заданий, выставляется оценка «3», если выполнено 3/4 заданий верно, тест оценивается оценкой «4», оценка «5» выставляется уже при положительных ответах, по количеству превышающих на оценку «4».
Участие ученика в совместной деятельности (групповой работе, дискуссии, проекте, игре) следует оценивать по критерию «Коммуникация в учебном диалоге» (критерии прилагаются).
Критерии оценки работы в группе:
Не забывает цели (задачи) работы.
Сотрудничает с другими членами группы.
Работает, не мешая другим.
Вежлив со всеми членами группы.
Честно выполняет свою часть работы.
Ищет пути улучшения работы группы.
Критерии для самооценки учащихся групповой работы:
Уважительное отношение к другим.
Интерес к другим людям, чужому мнению.
Умение слушать других.
Увлеченность работой.
Способность воспринимать чужие проблемы.
Способность справедливо судить о других.
Умение сотрудничать с другими.
Способность сначала думать, потом действовать.
Честность.
Искренность.
Допущение возможности совершения ошибок.
Критерии свободного мышления:
Принимает во внимание новые идеи.
Делая что-то, ищет новые пути.
Во время дискуссии руководствуется в первую очередь фактами, а не чувствами.
Узнав о новых фактах, меняет выводы.
Выявляет в источниках и в обыденной жизни стереотипы и предрассудки.
Рассматривает различные аспекты проблемы.
Овладение культурными формами работы:
«3» - Ученик способен выполнить задание по полученному образцу и в соответствии с предложенной инструкцией.
«4» - Ученик способен увидеть и предложить некоторые пути решения поставленной задачи; различает типы носителей исторической и обществоведческой информацией, понимает специфику каждого из них; может представить результат своей деятельности в формах, адекватных полученному заданию.
«5» - Ученик умеет самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность по выполнению задания; способен освоить и интерпретировать информацию, извлеченную из источников различных типов и уровней сложностей; может представить результат своей деятельности в формах, пригодных для публичного ознакомления.
Коммуникация в учебном диалоге:
«3» - Ученик способен воспринять либо эмоционально поддержать чужую позицию; умеет выслушать чужие аргументы.
«4» - Ученик способен сформулировать собственную позицию, осознать сущность поведения в предложенной роли, но затрудняется в аргументации.
«5» - Ученик способен сформулировать собственную позицию, активно ее отстаивать и развивать в ходе учебного диалога; может в течение определенного времени поддерживать темп совместной деятельности, брать на себя ответственность за командный результат.
3. Практические работы оцениваются по «5»-балльной шкале в зависимости от качества и полноты выполненных заданий.
4. Творческие работы оцениваются по «5»-балльной шкале, исключая оценку «2», в зависимости от полноты содержания материала, устного изложения материала и ответа на возникающие вопросы.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Детская энциклопедия «Помоги себе и другим» (Познавательный журнал для девочек и мальчиков), 2005г.
«Невидимые нити природы», И. Акимушкин, М., «Мысль», 1985г.
«Биология», В.Н. Ярыгин, М., «Медицина», 2001г.
«Биологический энциклопедический словарь», М., «Советская энциклопедия», 1989г.
«Биология», К. Вилли, В. Детье, М., «Мир», 1974г.
«Введение в биологию», П. Кемп, К. Армс, М., «Мир», 1988г.
«Основные биологические понятия и термины», Н.Ф. Реймерс, М., «Просвещение», 1993г.
«Биология в цифрах», Р.Флинт, М., «Мир», 1992г.
«Занимательная биология», И. Акимушкин, «Молодая гвардия»,1972г.
«Биология»: В 3 т. /перевод с англ./, Н. Грин, У. Стаут, Д.М. Тейлор, «Мир», 1987г.
«Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека», И.Д. Зверев, М., «Просвещение»,1983г.
«Популярный биологический словарь», Н.Ф. Реймерс, М., «Наука»,1990г.
«Введение в экологию человека» (Человек и природа, природа самого человека): учебное пособие, И.М. Швец, Н.А. Добростина, Нижний Новгород, «Нижегородский университет»,1994г.
2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1. «Биология. Элективные курсы» (профильное обучение), 9-11 классы,
О.Е.Аверчинкова,М., «АЙРИС-пресс», 2007г.
2. «Биология, экология, здоровый образ жизни», В.В. Балабанов, Волгоград,
«Учитель», 2001г.
3.«Элективные курсы: профильное и предпрофильное обучение»,
Практическое руководство для учителя, Г.А. Воронина, М., 2006г.
4. «Физиология высшей нервной деятельности и психология», Л.Г. Воронин,
Л.Г. Колбановский, В.Н. Маш, М., «Просвещение»,1984г.
5.«Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и
гигиене человека», Л.Г. Воронин, В.Н. Маш, М., «Просвещение»,1983г.
6.«Предпрофильная подготовка учащихся основной школы»: Учебные
программы элективных курсов по естественно-математическим
дисциплинам, М., «АПК и ПРО», 2003г.
7.«Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании»,
//«Биология в школе», №4, О.В. Петунин, М., 2004г.
8.«Профильное обучение в школе: Модели, методы, технологии», М.,
«Классика – стиль», 2006г.
9. «Анатомия, физиология и гигиена человека», пособие для учителя,
А.Г. Хрипкова, М., «Просвещение», 1985г.
10.«9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных
курсов», И.П. Чередниченко, Волгоград, «Учитель», 2007г.
11.«Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область
Естествознание» /Министерство образования Российской Федерации –
Национальный фонд подготовки кадров, М., «Вита-Пресс», 2004г.
12.«Экология человека. Культура здоровья», учебное пособие для учащихся
8 класса общеобразовательных учреждений, М.З.Федорова,
В.С.Кучменко, Г.А.Воронина, М., 2005г.