Конспект урока по предмету Хозяйственно бытовой труд
Конспект урока по предмету Хозяйственно бытовой труд для учащихся 5 класса для детей с умеренной умственной отсталостью
Тема: «Еженедельная уборка пола».
Цели:
закреплять и расширять умения и навыки регулярной уборки помещения;
обучать приёмам мытья и подметания полов;
развивать тактильное ощущение, мелкую моторику рук;
воспитывать трудолюбие и аккуратность.
Оборудование: веник, ветошка, ведро, швабра, образцы тканей ветоши для мытья полов.
Ход урока.
1. Беседа по теме.
– Назовите виды современных жилых помещений. (индивидуальные дома: изба, коттедж, щитовой дом, хата; многоквартирные дома: однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные квартиры)
- Перечислите правила содержания жилых помещений (окно, отопление, коврик чистота)
2. Одним из важных правил содержания жилых помещений является содержание в чистоте.
Народная пословица гласит: «Чистота – залог здоровья».
- Почему необходимо поддерживать чистоту в доме? (чтобы быть здоровым)
- Перечислите основные виды уборки помещений. (генеральная, ежедневная, еженедельная, сезонная)
- Как часто выполняют еженедельную уборку?
- Назовите последовательность, в которой выполняется уборка в жилых помещениях. (разложить вещи по местам, подмести пол, вытереть пыль, вымыть пол).
Тема урока: «Уборка полов».
- Назовите способы уборки полов. (мытьё, влажная уборка, подметание)
Если за неделю накопилось много сора, то лучше начать уборку пола с подметания.
3. Практическая часть.
I. Подметание.
- Послушайте стихотворение А.Барто о девочке, выполняющей уборку в квартире.
- Подумайте, какие ошибки допустила девочка.
Вновь приходит, как всегда,
После вторника среда, и уже часов с шести
Внучка пол взялась мести.
В пол минуты подмела,
Пыль такую подняла,
Что котёнок расчихался
И уполз из-под стола.
Пыль – это крошечные твёрдые частички, достаточно лёгкие. Поднимая высоко веник, мы подбрасываем частички пыли вверх, воздух перемещает их по комнате. И мы не убираем сор и пыль, а разносим в разные стороны.
- Как правильно подметать веником?
Чтобы не поднимать пыль, пол подметают короткими и не слишком сильными взмахами. Когда вы подметаете ковёр или дорожки, не забывайте чаще смачивать веник и стряхивать воду на ковёр. Тогда вы не поднимите много пыли. Весь сор соберите в совок и выбросите в мусорное ведро. Веник нужно помыть и поставить в специально отведённое место.
Демонстрация 1-2 учениками приёмов подметания пола.
II. Мытьё.
- Какой инвентарь нам потребуется для мытья пола?
Сегодня мы научимся правильно подбирать тряпку – ветошку для мытья пола.
Ветошка – старая изношенная ткань (словарная работа)
Ребятам предлагается два вида ткани (синтетическая и х/б ткань). Требуется определить, какая ткань лучше впитывает ( проводим опыт).
Вывод:
Для мытья пола лучше брать тряпку, хорошо впитывающую воду – ветошку из х/б ткани.
Мытьё пола удобнее выполнять, предварительно разбив его на участки (квадратной, прямоугольной формы и т. п., которые можно ограничить каким – либо ориентиром (парты, стол, диван)Для объяснения приёма педагогу надо встать сзади ученика, взять его руки и самому руками ученика произвести все действия.
Опускаем тряпку в ведро с водой. Несколькими движениями как бы стираем её, чтобы смыть прилипшую к ней пыль, грязь, мусор (можно просто полоскать, затем слегка отжимаем. Надо, чтобы вода сильно не стекала с тряпки, но и не была сухой. Расправив тряпку, кладём её на пол и проводим полосами, накладывая одну полосу на другую. Протерев участок пола, прополаскиваем тряпку, хорошо отжимаем и вытираем вымытый участок досуха.
Ведро с водой для мытья пола лучше ставить в одно определённое место.
Выполнение 1-2 учениками мытья пола.
4. Итог урока.
- О чём важн помнить, подметая пол?
- Какую ветошку лучше брать для мытья пола?