Рабочая программа по предмету Хозяйственно — бытовой труд


Рабочая программа
6 "в" класс
для детей с интеллектуальными нарушениями
(на базе ОБУССО "Детский дом "Надежда")
2016-2017 учебный
Учитель :Рудановская А.И.
г. Железногорск
2016г.
ОКОУ "Железногорская школа для детей с ОВЗ"
"Рассмотрена " Согласована" "Введена в действие"
на заседании ШМО" " "____________2016г. Приказ №____________
Протокол №_________ Зам. директора по УВР От " "_____________2016г.
От " "__________2016г. __________/О.В.Королёва/ Директор ОКУ
Руководитель ШМО _______________/Л.Г.Марченко/
___________/Н.Н.Романцова/
Рабочая программа
по предмету
"Хозяйственно - бытовой труд"
6 "в" класса
(для детей с интеллектуальными нарушениями
на базе ОБУССО "Детский дом "Надежда")
на 2016-2017 учебный год
Составила : Рудановская А.И.
учитель

г. Железногорск
2016г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа рабочей программы хозяйственно - бытовой труд:
Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012г."Об образовании в Российской Федерации".
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приказ Министерства об образовании и науки №29/2065-п от 10 апреля 2002 года.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015г. №276 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования , утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253".
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред .Блажноковой И.М. (М. - Просвещение, 2010г.)
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) ОКОУ "Железногорская школа для детей с ОВЗ, приказ по ОУ №1 - 237 от 29.05.2015 г.
Учебный план ОКОУ "Железногорская школа для детей с ОВЗ" для учащихся надомной формы обучения на 2016 - 2017 учебный год, приказ ОУ № 1 - 237 от 29.05.2016г.
Годовой календарный график ОКОУ "Железногорская школа для детей с ОВЗ" на 2016 - 2017 учебный год, приказ ОУ №1 - 237 от 29.05.2016г.
Программа составлена с учётом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа учебного предмета "Хозяйственно - бытовой труд" составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения глубоко умственных детей.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присуще глубоко умственно отсталым детям. Тяжёлые нарушения моторики. В частности зрительно- двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей ОВЗ, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводят целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжёлых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие эти детей осуществляется по специально разработанной системе в предметно- манипулятивной деятельности и дидактических играх.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, обеспечивается максимально возможная динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых детьми знаний, умений, навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.
указанные в программе предметно-практической деятельности игры не исключает применение других игр на других уроках: подвижных игр на уроках физкультуры, речевых игр на уроках русского языка, различных дидактических игр на уроках счёта и т.д. В данную программу отобраны и включены такие игры, дидактические задачи которых в наибольшей степени согласуются с целями и задачами данного предмета.
Элементарное конструирование.
Задачи обучения и воспитания:
формировать у детей положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом;
знакомить детей с различным материалом для конструирования (кубики, мягкие модули ,счётные палочки);
учить приёмам использования его для выполнения простейших построек (дорожка ,гараж ,домик, лесенка, башня, заборчик);
учить детей совместно со взрослыми и самостоятельно выполнять простейшие постройке, называть их, играть с ними по подражанию действиям педагога;
учить детей узнавать, называть и соотносить постройки с реально существующими объектами;
учить понимать простейшую инструкцию (возьми кубик, поставь кубик на кирпичик, принеси много кубиков);
формировать у детей способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу, слову
развивать у детей общие интеллектуальные умения- принятие простой задачи, удержание её до окончания деятельности (при помощи взрослого), частичное усвоение способов её до окончания деятельности, доведение работы до конца;
воспитывать интерес к созданию коллективных построек и совместной игре с ними;
воспитывать у детей оценочное отношение к постройкам;
Лепка.
Задачи обучения и воспитания:
воспитывать у детей интерес к процессу лепки. учить проявлять эмоции при работе с пластичными материалами (тесто, глина, пластилин);
формировать у детей представление о поделках как об изображениях реальных объектах;
знакомить детей со свойствами различных пластичных материалов (можно рвать на куски, придавать различные формы);
учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребёнка, совершать действия по подражанию и показу;
учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребёнка , совершать действия по подражанию и показу;
учить раскатывать материал между ладонями прямыми и круговыми движениями, соединять части, плотно прижимая друг к другу;
приучать лепить на доске, засучивать перед лепкой рукава и не разбрасывать материалы;
учить детей правильно сидеть за столом;
воспитывать у детей умение аккуратно выполнения работы;
закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и её результатам
Аппликация.
Задачи обучения и воспитания:
воспитывать интерес к выполнению аппликаций;
формировать у детей представление об аппликации как об изображении реальных объектов;
знакомить детей с основными правилами работы с материалами и инструментами, необходимыми для выполнения аппликации;
вырабатывать умения и навыки работы с бумагой: мять бумагу и разглаживать её ладонью, разрывать произвольно, отрывать небольшие кусочки, сгибать бумагу по прямым линиям произвольно в любом направлении, разгибать её и разглаживать по месту сгиба, сгибать листы бумаги пополам, совмещая углы и стороны;
учить раскладывать готовые геометрические фигуры из цветной бумаги(круг, треугольник, квадрат) на полоске бумаги в указанном порядке, выбирая по цвету или чередуя на листе бумаги, образуя определённый рисунок;
учить складывать изделия, состоящих из двух готовых деталей: грибок, дом с крышей и т.д., правильно соотнося части;
закреплять у детей положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и её результатам.
Календарно - тематическое планирование (70ч.)
№ Раздел, тема урока Количество
часов Тип урока Дата проведения Примечания
I четверть (16ч.)
1. Это чудо пластилин 1 вводный 2. Мяч большой и маленький 1 вводный 3. Бумага и клей 1 вводный 4. Мячи большие и маленькие 1 комбиниров. 5. Волшебные кубики 1 комбиниров. 6-7 Урожай на тарелке "Мой овощи перед едой" 2 комбиниров. 8 Орешки для белочки 1 комбиниров. 9 Башня для мышки(из2-х кубиков) 1 комбиниров. 10 Высокий дом с крышей(кубики) 1 комбиниров. 11-12 Сбор грибов 2 комбиниров. 13 Наши учебные вещи 1 комбиниров. 14 Дорожка для машины 1 комбиниров. 15-16 Осенний карнавал. Экскурсия в природу. 2 Урок закрепл. и систем. знаний II четверть(16 ч.)
17-18 Осенние листья(пластилинография) 2 комбиниров. 19-20 Осеннее дерево 2 комбиниров. 21-22 Заборчик 2 комбиниров. 23-24 Разноцветные мелки 2 комбиниров. 25-26 Ежи и ежата 2 комбиниров. 27-28 Карамельные палочки 2 комбиниров. 29-30 Лесенка(счётные палочки) 2 комбиниров. 31-32 Новогодняя сказка. Наряжаем ёлку 2 урок закрепл. и систем. знаний III четверть (20 ч.)
33-34 Ёлочка(чётные палочки) 2 комбиниров. 35-36 Волшебный цветок(панно) 2 комбиниров. 37-38 Вкусное печенье 2 комбиниров. 39-40 Нарежь бумагу и наклей 2 комбиниров. 41-42 Угощение для кукол 2 комбиниров. 43-44 Ворота 2 комбиниров. 45-46 Подарок папе 2 комбиниров. 47-48 Домик(мягкие модули) 2 комбиниров. 49-50 Домик 2 комбиниров. 51-52 Бублики и баранки 2 комбиниров. IV четверть(18 ч.)
53-56 Наша улица(коллективная работа) 4 комбиниров. 57-58 Посадка лука на перо 2 комбиниров. 59-61 Посадка семян на рассаду 3 комбиниров. 62-63 Экскурсия в природу, на огород 2 комбиниров. 64-65 Уход за мебелью 2 комбиниров. 66-67 Первая буква моего имени 2 комбиниров. 68-70 Уход за посудой 3 комбиниров. Перечень учебно - методического обеспечения (литература и средства обучения)
1 .Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М. 1983г.
НИИ дефектологии АПНСССР
2. Программа обучения уч-ся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб, ЦДК проф. Баряевой, 2011г.
3. "Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта", Маллер А.Р., Цикото Г.В., М.,1988 г.