Урок по технологии 7 класс Вышивка атласными лентами.
Урок технологии в 7 классе
Тема урока: Вышивка атласными лентами.
Раздел: Рукоделие. Художественные ремесла
Цели урока: Формирование и развитие у школьников творческих умений и индивидуальных способностей;
воспитание уважения к народному искусству;
способствовать развитию эстетических качеств личности;
выполнить вышивку лентами.
Задачи урока :1. Обучающие:• познакомить учащихся с историей лент; • научить ребят владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.2.Воспитательные:• формировать устойчивый интерес к истокам декоративно-прикладного искусства;• воспитывать эстетический вкус; умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;• воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность..3.Развивающие:• создавать условия для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству;• развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;• развивать моторику рук, глазомер.
Методы проведения занятий:
беседа с объяснением нового материала;
практическая работа учащихся;
показ наглядностей;
демонстрация трудового приема.
Методическое оснащение урока:1) Материально-техническая база:• инструменты, приспособления: гобеленовая игла, пяльцы, ножницы;• материалы: канва, атласные ленты.2) Дидактическое обеспечение:• дополнительная литература;• презентация учителя• образцы объектов труда.Ход урока1) Организационный момент:• Приветствие.• Проверка явки учащихся.• Проверка готовности учащихся к уроку.• Доведение до учащихся плана урока.
2) Разминка учащихся : блиц- вопросы.
Какие вы знаете виды декоративно – прикладного творчества?
Старинный вид женского рукоделия. (Вышивка.)
3. Вышивкой были украшены предметы быта, головные уборы, обувь, а также…(одежда).4. Нитки для вышивания. (Мулине).5. Инструмент для вышивания. (Игла.)6. Для вышивки узоров учитывают…(цвет ниток).7. Ткань, переплетение нитей которой образуют клетки разной величины. (Канва.)8.Специальное приспособление для натягивания ткани. (Пяльцы.)
Вышивание – древних славян ремесло, И душою я в нем растворяюсь, И становится снова на сердце тепло, Когда пялец привычно касаюсь.
Шелковые ленты и тесьма, применяемые для различной отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить окружающий нас мир.
Слайд. Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента.
Слайд. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче.
Слайд. Ленты “оживляют” прическу, а отделанные ими шляпки,
Слайд. сумочки и платья приобретают так называемую изюминку.
Слайд. На Западе принято: готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу.
Слайд. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают елки в преддверии Рождества и встречи Нового года.
Слайд. У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами и цветами, перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами в зависимости от пола ребенка.
Ребята – Как будет называться наша тема урока?
«Вышивка шёлковыми лентами»
Запишите в тетрадь определение этих слов. БАНТ, ЛЕНТА.
Немного истории. (Сообщение учащихся) Слайд. С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы "оживить" свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы в Древнем Риме.
Слайд. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время.Слайд. Но только в 14 веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных золотыми и парчовыми лентами. Спрос на ленты продолжал расти. В 1560 году во Франции 50 тысяч ткачей, изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты. В начале 18 века начался период бурного распространения роскошных и красивых лент.
Слайд. Король Франции Людовик 14 украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой. Слайд. Король Людовик 15 любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим.
Слайд. Платья стали объемными и просторными, богато украшены лентами. В моду вошли "летящие платья" с многочисленными лентами. Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами.
Слайд. Знатные дамы стали украшать свои платья и зонтики мелкими розочками из лент. В ателье, "Поставщики королевского двора" с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру.Из Франции этот вид вышивки перекочевал в Англию. А оттуда разошелся по всем странам. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность.
Слайд. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и на шляпах.После Второй мировой войны интерес людей ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало.
Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и больших расходов. К тому же здесь применяются простые приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что хочется его потрогать руками. И я уверена, что в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!
Изучив шаговое описание различных видов швов, без труда можно повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи.
Слайд. Помимо этого появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку, оформить детский полотняный рюкзачок или дамскую вечернюю сумочку, расшивать скатерти, салфетки, полотенца и многое другое.
Физкульт минутка : Перед практической частью
Слайд. Практическая работа: « Вышивка лентами».• Вводный инструктаж учителя строится на основе презентации • Сообщение названия практической работы.• Ознакомление с объектом труда (образцом).• Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления) Слайд. Инструктаж по технике безопасности. - рабочий инструмент и материал разложите в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.- содержите в порядке и чистоте рабочее место ,не допускайте загромождения его инструментами, мусором;- ни в коем случае не берите в рот иголку;- будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;- храните иглы в определенном месте – в игольнице;- игла всегда должна быть с ниткой;- нельзя вкалывать иглу в одежду;- передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями. -по окончании работы:- приведите в порядок рабочее место.
Приспособления и материалы:
Иглы. В давние времена куски кожи или ткани сшивались не иглами, а рыбьими косточками. С тех пор иглы сильно изменились и сегодня они производятся различных видов и размеров. Для вышивания применяются разные иглы: тонкие – для легких тканей и толстые – для плотных. При шитье шелковой лентой используются острые иглы, ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом затяжек. Также отличительной особенностью вышивальных игл является широкое ушко, чтобы можно было без затруднений вдеть ленту в ушко.
Ленты. Огромное разнообразии имеющихся в настоящее время в продаже лент и тесьмы. Ленты две основные группы: ленты, которые можно стирать и декоративные ленты. Ленты и тесьму, подлежащие стирке, делают из тканей высшего качества с кромкой. Декоративные ленты используются только для отделки. У большинства из них нет кромок, то есть их края особым способом уплотнены, чтобы при использовании ленты не распускались. Декоративные ленты нельзя стирать.
Бусины и бисер выпускаются разных форм и размеров. Обычно они применяются для украшения и придают вышивке особое изящество.
Ткани.Для основы при вышивке шелковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани.
Хлопковую рогожку ;
Льняную одноцветную ткань;
Шелковые ткани:
Шерстяные ткани.
Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила лента.
Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного сочетания ткани и ленты.
Канва – сетчатая, хлопковая или льняная ткань. Применяется для вышивания крестиком и лентами.
Пяльца. Так же при вышивке используют пяльцы, они предназначены для того, чтобы во время работы ткань была хорошо натянута. Это гарантирует равномерность стежков.
Ножницы. Ножницами мы будем пользоваться для отрезания ленты под углом, для быстрой заправки ленты в ушко иглы.
Правила работы и виды швов.
Инструкционная карта :
Как завязать узел на ленте.
Шов – петельки по кругу.
Узор – «Роза».
Шов – петелька с глазком.
Шов «петельки с прекрепкой сверху».
Слайд. Виды вышивки шелковыми лентами.
Заключительная часть:
Вопросы для закрепления нового материала:
Для чего люди занимаются прикладным творчеством?
Какой ширины должны быть шелковые ленты?
Анализ и оценка работы:
Подведение итогов и оценка работы на уроке.
Домашнее задание:
Предложить учащимся придумать свою композицию вышивки (рисунок) из стежков и швов уже изученных на уроке. Принести ткань, пяльцы, иглы для вышивания, ленты атласные, нитки мулине, ножницы, наперсток.