Конспект занятия по формированию целостной картины мира Три осени (старшая группа)
Занятие для детей старшей группы по формированию целостной картины мира.
Тема: Три осени 02.11.2015
Цель: Обобщить представления о характерных признаках трех периодов осени: ранняя, золотая, поздняя. Систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе(в растительном и животном мире.)
Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).
Уточнить представления о сельскохозяйственном труде людей в осенний период.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Наши умные головкиБудут думать много, ловко.Ушки будут слушать,Ротик четко говорить.Ручки будут хлопать,Ножки будут топать.Спинки выпрямляются,Друг другу улыбаемся.
Воспитатель: Ребята, на свете есть удивительная страна – страна красоты. Там живут звуки и краски, чувства и настроения. И хотя к нам в окно стучится зима, пугая нас крепкими морозами, я приглашаю вас в гости в удивительное время года о котором я прочитаю стихотворение. Вы его внимательно послушайте и скажите о чём оно.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
· О каком времени года стихотворение?· А какие еще времена года вы знаете?· Сколько месяцев длится осень?· Назовите осенние месяцы
А какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя). Чем они отличаются др. от др.
-Ранняя- днем по прежнему тепло, ночью уже становится холодно, солнце светит по летнему, но уже не греет как летом и т.д.-Золотая или средняя- листья начинают желтеть, опадать (листопад), становится прохладно, частые и затяжные дожди, люди одеваются по погоде, день становится короче.
-Поздняя- становится все холоднее и холоднее, пролетает снег, опала вся листва, перелетные птицы улетают на юг, животные меняют шубку, уходят в спячку и т.д.
дид.игра "Дикие животные"
подходим к столам. Найдите животных которые меняют свой окрас? найдите животных которые уходят в спячку, какие птицы? (крепим к доске).
Молодцы! Отлично справились с заданием! А сейчас мы превратимся с вами в осенние листочки!
Динамическая пауза «Листочки»
Мы листики осенние.(Плавное покачивание руками вверху над головой)
На ветках мы сидим.Дунул ветер — полетели.(Подуть, развести руки в стороны)
Мы летели, мы летели(Бег)
И на землю тихо сели.(Присесть)
Ветер снова набежалИ листочки все поднял.(Подуть, плавное покачивание руками вверху над головой)
Закружились, полетелиИ на землю снова сели.(Дети садятся на ковер)
Давайте мы с вами посмотрим репродукции с изображением осени и определим, какая она! (Беседа по картинам, выявить по каким признакам они определили, какая именно это осень).
Люди любят осень не только за красоту, как вы думаете, за что еще? (ответы детей)
- Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного. (Беседа об урожае, о труде людей) рассматриваем репродукции.
Человек осенью (5 мин)
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Сережа? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)- Конечно. Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)- Какие работы выполняются в парках и скверах? (В городских парках высаживают молодые деревья и кустарники.)- А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)- Катя, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.) А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дяде Диме, чтобы стало чисто.)За правильные ответы также выдаются жетоны в виде листочков.- Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
Ребятки, скажите мне, а какие дары природы мы собираем осенью?(Овощи фрукты).
- Ребятки, посмотрите у меня есть 2 корзины, в которых лежат фрукты и овощи. Но они перемешаны. Сейчас (имена 2 детей) разделят их по корзинам, а пока они это делают мы с вами кое- что выясним
- Что мы можем приготовить из овощей? ( Из них можно варить суп, солить, готовить салат.)
- А из фруктов? (Варить компот, делать сок, готовить салат, делать варенье и т. д.)
Дидактическая игра "Поваренок" команды из 4 чел. Придумывают, что они будут делать и рассказывают всем.
Спасибо ребята вам за работу, было приятно с вами играть, а сейчас скажите, о каком времени года мы с вами сегодня говорили, какая бывает осень? Что вам понравилось?