Элективный курс Трагедия и величие ХХ века в Российской истории



Утверждаю:
Руководитель РМО учителей истории
________________ _________
«___» ___________ 20___ г.

Элективный курс
«ТРАГЕДИЯ И ВЕЛИЧИЕ XX ВЕКА В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ»

история 9 класс
МОУ _________________
Учитель Бекетова М. Н.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Трагедия и величие ХХ века в российской истории» предназначена для изучения обучающимися 9 класса. Курс рассчитан на 34 часа.
Школьный курс истории в 9 классе рассчитан на 68 учебных часов и освещает часто общую канву исторических событий, явлений, процессов. А между тем, история состоит из частных случаев, ситуаций и т. д., которые очень часто оказывают свою решающую роль в разворачивавшихся событиях. В тени часто остаются люди, которые возможно, поменяли ход истории. Из – за большой плотности материала, многие важные темы освещены поверхностно, и не дают полного представления об истинном положении дел. История Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. принадлежит к кругу проблем, интерес к которым не ослабевает с течением времени. Трагические и героические события тех грозовых лет, поведение людей, которые ценой неимоверных усилий и огромных жертв отстояли свободу и независимость своей Родины в борьбе с фашистской Германией, обладают таким мощным воспитательным потенциалом, значение которого трудно переоценить.
Целью данного курса является:
-расширить знания обучающихся по отдельным проблемам (темам) истории России ХХ столетия;
-сформировать осознанный интерес к истории, помочь в выборе профиля;
-способствовать воспитанию гражданина и патриота своего Отечества.
Задачи курса:
формировать общеучебные умения работать с историческими источниками, дополнительной литературой, исторической картой;
2) способствовать формированию коммуникативных, творческих компетентностей обучающихся;
3) воспитывать морально – этические, духовно-нравственные качества личности;
4) формировать умение видеть и объяснять мотивы, цели, результаты деятельности исторических личностей (на отдельных примерах);
5) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания
Данный курс реализуется на основе сочетания форм и методов: лекции, семинарские занятия, беседы, дискуссии, практические работы.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Формой проверки знаний являются сообщения обучающихся, решение тестов, собеседования.
По окончании элективного курса обучающиеся должны:
соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
сравнивать исторические события и исторических деятелей;
излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
объяснять в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа обучающихся к исторической литературе; демонстрация видеоматериалов; наличие наглядного материала.
Программа данного курса учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности обучающихся 9 класса.
Программа курса.
Введение 1 час
Структура курса и его особенности. Роль ХХ века в истории Российского государства. Роль личности в истории.
Тема 1. «Золото генерала Самсонова» 1 час
Лекция. Восточно-прусская операция. Трагедия русской армии и генерала Самсонова. Мифы и легенды о царском золоте.
Тема 2. Крах империи. Убийство царской семьи 1 час
Семинар. Ситуация осени 1917 г.- лета 1918 г. в России. Арест, содержание и убийство царской семьи Николая II. Расследование следователя Временного правительства Соколова.
Тема 3. Гражданская война. Террор в документах 2 часа
Практическое занятие (изучение документов по газетным публикациям, хрестоматиям и т. д.). Причины Гражданской войны. «Красный» террор. «Белый» террор. Трагедия русского народа.
Тема 4. Знаменитые провокаторы. Е. Азеф 1 час
Лекция. Провокаторство. Личность Е. Азефа – одного из наиболее ярких двойных агентов. Роль провокаторов в истории России начала ХХ века.
Тема 5. «Враги народа». Н. Бухарин, М. Тухачевский и др. 1 час
Семинар. Кто такие «враги народа» в период сталинизма. Личности: Н. Бухарина – экономиста, М. Тухачевского – боевого генерала, как наиболее яркие примеры произвола тоталитарной репрессивной системы.
Тема 6. Неизвестные страницы советско-финляндской войны 1 час
Лекция. Геополитическая обстановка в конце 1930-х гг. «Генеральная репетиция» советской армии. Кто спровоцировал войну? Цена победы.
Тема 7. Гении разведки. Н. Кузнецов, Р. Зорге 1 час
Лекция. Роль разведки в структуре ВС. Личность Н. Кузнецова – обычного инженера и гениального разведчика, Р. Зорге – профессионального разведчика.
Тема 8. Трагическое начало ВОВ. Брестская крепость 1 час
Семинар (с использованием краеведческого материала). 22 июня 1941 г. Мужество, героизм, стойкость, проявленные пограничниками и защитниками Брестской крепости. Б. Васильев «В списках не значился».
Тема 9. Битва за Москву 1 час
Семинар. Героизм московских курсантов, воинов генерала Панфилова, жителей г. Москвы. Немецкая операция «Кремль». Партизанка Таня (Зоя Космодемьянская). Л. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре»
Тема 10. Любаньская операция 1 час
Лекция с элементами дискуссии. Генерал А. Власов. Создание РОА
Тема 11. Коренной перелом. Сталинградская битва 1 час
Лекция. Строительство оборонительных рубежей. Малахов курган. Дом лейтенанта Павлова. Советские операции: «Сатурн», «Уран». «Зимняя гроза» - попытка деблокации армии генерала Паулюса. «Родина – мать».
Тема 12. Коренной перелом. Курская битва 1 час
Семинар (с использованием краеведческого материала). Бои под Понырями. Прохоровское танковое сражение. Бои за Харьков.
Тема 13. «Десять сталинских ударов» 1 час
Лекция. Операции советских войск по освобождению страны от немецко-фашистских захватчиков.
Тема 14. Партизанское движение 1 час
Лекция (с использованием краеведческого материала). Вклад партизан в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Операция «Концерт», «Рельсовая война» и др. Юные партизаны в борьбе с врагом.
Тема 15. Женщина на войне 1 час
Семинар (с использованием краеведческого материала). Вклад женщин в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Б. Васильев «А зори здесь тихие».
Тема 16. Тыл, оккупация, плен 2 часа
1. Лекция (с использованием краеведческого материала). Хатынь. Борьба советских людей против фашистской армии - мужество, героизм, стойкость, проявленные ими в тылу врага, в плену: «Молодая гвардия», пионеры – герои и др.
2. Практическое занятие. «Письмо солдату» в 1941- 2010 гг.
Тема 17. Освобождение Западной Европы 1 час
Семинар. Битва за Берлин. Освобождение Варшавы и Праги.
Тема 18. Советско-японская война 1 час
Семинар. Борьба с Квантунской армией. Завершение Второй мировой войны.
Тема 19. Курская область и Пристенский район в годы ВОВ 1 час
Практическое занятие (на основе краеведческого материала). Оккупационный период. Вклад курян и пристенцев в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.
Тема 20. Советское искусство в годы ВОВ 2 часа
Семинар. Практическое занятие. Плакатная живопись. Музыкальное искусство – «Священная война» и др. Литературные произведения писателей, поэтов–фронтовиков – М. Шолохов «Судьба человека», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» и др.

Тема 21. Советское и современное киноискусство о ВОВ 2 часа
Практическое занятие. «Судьба человека», «Звезда», «Мы из будущего».
Тема 22. Поисковое движение 1 час
Семинар (на основе краеведческого материала). Розыск неучтенных захоронений, погибших в годы ВОВ. «Вахты Памяти». ППО «Факел».
Тема 23. Нюрнбергский процесс в фотографиях и документах. 1 час
Семинар (с использованием краеведческого материала). Зверства фашистов на оккупированной территории в фотографиях и документальных материалах Нюрнбергского процесса.
Тема 24. Советско – китайский конфликт 1968 г. Полуостров Даманский 1 час
Лекция. Советско-китайские отношения в 1960-е гг., территориальные споры. Маневр Бубенина. Применение установки системы «Град».
Тема 25. Афганская война в письмах, песнях, фотографиях 1 час
Практическое занятие (с использованием краеведческого материала). Суть афганской войны. Воспоминания участников. Судьба военнослужащих.
Тема 26. Август 1991 г.: причины и последствия 1 час
Семинар. Ситуация в стране к августу 1991 г.: экономические проблемы, кризис политической власти. События 19-22 августа 1991 г. и их итоги.
Тема 27. Октябрь 1993 г. Рождение новой России 1 час
Семинар. Кризис государственной власти: противоречия законодательной и исполнительной ветвей власти. События 22 сентября – 4 октября 1993 г. в Москве. Конституция 1993 г. – формирование парламентаризма.
Тема 28. Восстановление Конституционного порядка в Чеченской республике 1 час
Лекция. Кризис федеральной власти, борьба с сепаратистами. Хасавюртовское соглашение. Политика федеральных властей на Северном Кавказе по восстановлению мира.
Итоговое занятие 1 час
Круглый стол «Роль ХХ века в истории России»
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование тем курса Всего часов Лекции Практич.
занятия Семи
нары Формы контроля
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30 Введение
«Золото генерала Самсонова»
Крах империи.
Убийство царской семьи
Гражданская война. Террор в документах
Знаменитые провокаторы.
Е. Азеф
«Враги народа». Н. Бухарин, М. Тухачевский и др.
Неизвестные страницы советско-финской войны
Гении разведки. Н. Кузнецов, Р. Зорге
Трагическое начало ВОВ. Брестская крепость
Битва за Москву
Любаньская операция
Коренной перелом. Сталинградская битва
Коренной перелом. Курская битва
«Десять сталинских ударов»
Партизанское движение
Женщина на войне
Тыл, оккупация, плен
Освобождение Западной Европы
Советско-японская война
Курская область и Пристенский район в годы ВОВ
Советское искусство в годы ВОВ
Советское и современное киноискусство о ВОВ
Поисковое движение
Нюрнбергский процесс в фотографиях и документах
Советско-китайский конфликт. Полуостров Даманский
Афганская война в письмах, песнях, фотографиях
Август 1991 г.: причины и последствия
Октябрь 1993 г. Рождение новой России
Восстановление Конституционного порядка в Чеченской республике
Итоговое занятие 1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 2
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1 Собеседование
Сообщения
Участие в семинаре
Работа с тестами. Опрос
Сообщения
Участие в семинаре
Работа с тестами
Сообщения
Участие в семинаре
Работа с тестами.
Опрос
Работа с тестами. Опрос
Участие в семинаре
Работа с тестами.
Сообщения
Участие в семинаре
«Письмо солдату»
Работа с тестами. Опрос
Работа с тестами
Сообщения
Сообщения
Опрос
Собеседование
Опрос
Участие в семинаре
Работа с тестами
Участие в работе
Участие в семинаре
Участие в семинаре
Работа с тестами
Круглый стол
Итого 34 12 7 15