Элективный курс по истории для старшеклассников Великие люди истории: загадки жизни и смерти
Программа элективного курса по истории для учащихся 9 классов
« Великие люди истории: загадки жизни и смерти»
Разработал:
Учитель истории
МБОУ СОШ №2.
Уразова Анастасия
Борисовна.
Г.о Стрежевой 2014 г.
Пояснительная записка.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Прежде всего, это относится к нашему прошлому, которое, к сожалению, мы знаем поверхностно. История человечества продолжительна, и знать все о ней невозможно, но стремится к раскрытию ее тайн необходимо. Ведь прошлое имеет огромное значение для настоящего. Давно замечено, что история, как и любая другая наука, имеет свои особенности, развивается по определенным законам, которые учитывают все: от элемента случайности до причинно-следственной связи. Представление об ушедшем времени зачастую ошибочно. Выяснение и исправление ошибок – не сухая констатация факта, а сложный процесс проникновения в историю. Поэтому стремление познать прошлое, каким-либо образом попытаться спрогнозировать те или иные события, происходящие сегодня, но имевшие свои аналоги раньше, вызывает у ребят жажду поиска, неподдельный интерес и стремление применить полученные знания в наши, далеко не простые дни. Место курса «Великие люди истории: загадки жизни и смерти» в исторической науке. Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации исторического, политологического, экономического, культурологического, географического характера. Учащиеся имеют все условия для общекультурного и личностного развития . Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности, что необходимо в будущем для личностной и социальной успешности. Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения учащихся, а, следовательно, сделать обучение более интересным для них и, соответственно, получить более высокие результаты.
Цели и задачи курса.
Цель элективного курса «Великие люди истории: загадка жизни и смерти» - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Задачи курса:
1) способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории, формирование регулятивных функций включая функции саморегуляции ;
4) развивать умения самостоятельно работать с исторической и в более широком плане социальной информацией, решать творческие задачи, совершенствовать познавательное и личностное развитие;
5)совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего, вести дискуссию, формировать коммуникативное и социальное развитие;
6) сформировать и закрепить мотивацию выбора истории и других гуманитарных предметов для последующего изучения в профилированной старшей школе и высших учебных заведениях.
7) умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).,
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится метапредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения
Категория учащихся.
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.
Актуальность программы. Определяется тем, что учащиеся должны понимать процессы, связанные с формированием исторической личности и ее деятельностью, оказавшей существенное влияние на мировой ход истории.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
системность
целостность
объективность
научность
доступность для учащихся основной школы
реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного материала, содержания программы - 17 часов (2 часа неделю).
Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Инвариантность содержания – программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний, а также отбором материала в соответствии с задачами предпрофильного обучения.
Систематичность материала – обеспечивается логикой развертывания учебного содержания.
Методы преподавания. Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса:
Проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся (сообщение новых знаний не должно стать самодовлеющим, превратить занятия в сухой лекционный курс);
Использование материалов, содержащих разные версии и интерпретации событий, проблем, дискуссионных вопросов.
Формы организации учебного процесса:
• лекции с последующим опросом;
• лекции с обсуждением документов;
• беседы;
• семинары;
• практические работы;
• «мозговой штурм»;
• викторины.
. «круглый стол»
формирование творческих умений, таких как:
• умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
• умение выдвинуть гипотезу;
• умение делать обобщения;
• умение систематизировать материал;
• умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
• умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
• умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
• умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний - тесты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:
- соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
- называть характерные, существенные черты исторических личностей;
- сравнивать исторические события и исторических деятелей;
- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, вы являть сходства и отличия;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
- определять результаты социально и личностно значимого характера;
-Заинтересоваться данным курсом и уметь самостоятельно двигаться в изучаемой области;
Основные аспекты программы:
Чем содержание курса отличается от базового? Базовый исторический курс дает общую характеристику историческим событиям. Элективный курс вычленяет одно направление – загадки жизни и смерти великих людей истории
Какими учебниками и документальными материалами обеспечен курс? Курс обеспечен: историческими источниками, исторической литературой, интернет-ресурсами.
Какие виды деятельности учащихся будут присутствовать? умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
- умение выдвинуть гипотезу;
- умение делать обобщения;
- умение систематизировать материал;
- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
- умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
- умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
-умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность
Самостоятельная работа учащихся (ее виды) - Написание реферата, доклада;
- Исследовательская работа по источникам и документам;
- Сбор информации
Критерии оценки деятельности учащихся? Учащиеся оцениваются за:
- умение выделить главное;
- за критическое осмысление документа;
- умение работать с историческими источниками
- написание одного реферата по теме.
- регулярную подготовку к курсу
Фиксирование динамики интереса учащихся к курсу? Вводным и итоговым анкетирование, через составление диаграмм сравнения.
Форма итоговой отчетности учащихся? Итоговые дебаты (в форме круглого стола).
Подготовка электронных презентаций на выбор по данному курсу
Тематическое планирование.
№ п/п уроки Содержание курса К-во часов Организация учебной работы.
1. 1 Лжедмитрий или царевич Дмитрий на троне? 1 ч. Лекция с элементами беседы.
2. 2 Чем болел Иван Грозный 1 ч. Лекция с элементами беседы. Практическая работа
3. 3 Загадка Александра Невского 1 ч. Проблемная беседа. Практикум-анализ
4. 4 Действительно существовал Робин Гуд? 1 ч. Лекция с элементами беседы.
5. 5 Мистика в жизни и творчестве Ильи Репина 1 ч. Круглый стол
6. 6 Тайна сибирского старца Федора Кузьмича 1 ч. Круглый стол; Ролевая игра.
7. 7 Кто убил Джона Кеннеди? 1 ч. Семинар
8. 8 « Анастасия»-дочь императора или самозванка? 1 ч. Практическое занятие.
9. 9 Незаконнорожденный на троне или загадка рождения ПавлаI 1ч. « Мозговой штурм»
10. 10 Клеопатра: самая красивая женщина мировой истории? 1 ч. лекция с обсуждением документов; беседа;
11. 11 Действительно ли существовал знаменитый поход Ивана Сусанина? 1 ч. викторина. «круглый стол»
12. 12 Дело Салтычихи 1 ч. Проблемная беседа. Практикум-анализ
13. 13 Был ли Н.В Гоголь захоронен заживо? 1 ч. Семинар
14. 14 Существует ли проклятие Тутанхамона? 1 ч. лекция с обсуждением документов; беседа;
15. 15 Отчего умер ПетрI ? 1ч. Круглый стол
16. 16 Подведение итогов курса 1 ч. Защита рефератов
17. 17 Подведение итогов курса 1 ч. Защита проектов
Содержание курса:
Тема1: Лжедмитрий или царевич Дмитрий на троне?
15 мая 1591 года в Угличе погиб при загадочных обстоятельствах царевич Дмитрий, а через 11 лет в России появляется человек, объявивший себя чудо спасшемся царем. Действительно ли был убит царевич или самозванец решил управлять страной?
Тема№2: Чем болел Иван Грозный?
Что известно о последнем дне жизни Ивана Грозного? Со слов очевидцев мы знаем, что в день смерти, утром, он почувствовал некоторое облегчение от болезни, принял ванную и сел играть в шахматы. От чего же умер царь Иван? Отравление ртутью, отложение солей, злокачественная опухоль, отравление мышьяком, болезнь сифилисом??? Все версии имеют обоснования
Тема№3:Загадка Александра Невского
О князе Новгородском Александре Ярославовиче Невском с уважением рассказывает история, церковь причислила его к лику Святых. Столетия назад Русь столкнулась с проблемой поиска своего места в споре Запада и Востока . В таких условиях Александр Невский решился на союз с Востоком.
Тема№4: Действительно существовал Робин Гуд?
Благородный грабитель из Ноттингемского леса-персонаж, известный на протяжении многих столетий. О его жизни повествуют баллады, пьесы, романы. Положительный герой, мужественный борец, разбойник с добрым сердцем- действительно ли он реальный персонаж истории или вымошленный герой?
Тема№5: Мистика в жизни и творчестве Ильи Репина
О великом русском художнике Илье Репине, казалось бы, все уже сказано, в 2005 году исполнилось 75 лет со дня смерти художника. Но до сих пор неожиданно открываются новые факты, появляются новые трактовки картин..
Тема№6: Тайна сибирского старца Федора Кузьмича
Так велико желание видеть на вершине власти идеального правителя, царя доброго, а лучше – праведного, и так их было мало в истории, что в каждом историческом персонаже пытаются найти заветный облик. И вот оказывается, что эти чаяния не напрасны, что в России есть святой, чья судьба для христианского мира уникальна. Им был император АлександрI – благословенный, как звали его в народе.
Тема№7: Кто убил Джона Кеннеди?
В 1963 году убийство Джона Кеннеди потрясло весь мир. Ни одно из событий американской истории не вызвало такого количества публикаций и страстных споров. До сегодняшнего дня убийство президента США содержит несколько неразрешенных вопросов. Действительно ли убийца был один, на самом деле Харви Освальд был убийцей. В чем заключается причина убийства?
Семинар № 1 «Кто убил Джона Кеннеди?». Учащиеся защищают заранее подготовленные ими работы (рефераты, доклады, сообщения) по данной теме.
Тема№8: « Анастасия»-дочь императора или самозванка?
Почти незамеченным прошло столетие младшей дочери Николая II Анастасии. Оно и понятно. За свою короткую жизнь великая княжна ничем особенным отличиться не успела. Но ее имя стало в XX веке легендарным благодаря фильмам, книгам. Спасибо за это нужно сказать женщине , которая около 60лет выдавала себя за великую княжну. Тайна ее происхождения ушла вместе с ней в могилу, но достижения современной науки развеяли красивую легенду.
Тема№9: Незаконнорожденный на троне или загадка рождения ПавлаI
Любопытное человечество всегда привлекали тайны, тем более если они касались императорского двора. К таким тщательно оберегаемым тайнам всегда принадлежал секрет истинного происхождения некоторых коронованных особ, скрывающих настоящую « голубизну» их крови. Одной из тайн рождения является тайна ПавлаI. Кто был кровный отец императора?
ПетрIII или один из фаворитов Екатерины Великой?
Тема№10: Клеопатра: самая красивая женщина мировой истории?
Не только в фильмах, но и в жизни тысячи мужчин были очарованны привлекательностью Клеопатры. Эта женщина прельстила даже
Великих римских полководцев. Многочисленные портреты пытались передать прекрасные черты ее лица, но миф о красоте Клеопатры не имеет под собой никаких обоснований. Так ли это? Что об этом говорят современники и современная наука?
Тема№11: Действительно ли существовал знаменитый поход Ивана Сусанина?
Советский энциклопедический словарь 1964 года отзывается об этой личности со всем уважением: Сусанин Иван Осипович ( ум.1613году)
Крестьянин с. Костромского, замученный польскими интервентами, отряд которых он завел в непроходимую лесную глушь. Современные историки предполагают, что вся эта история, выдуманная от начала и до конца.
Тема№12: Дело Салтычихи
Хроника царствования первых лет ЕкатериныII богата описаниями уголовных процессов, связанных с массовыми истязаниями и убийствами помещиками своих крепостных. Особняком в этих процессах стоит « Дело Салтычихи»- московской дворянки, умертвившей около 140 тысяч человек.
Тема№13: Был ли Н.В Гоголь захоронен заживо?
Николай Васильевич Гоголь.. легенда, связанная с его смертью, заставляет содрогнуться: похороненный заживо, в состоянии летаргического сна. Почему при вскрытии гроба не обнаружили черепа, почему Андрей Вознесенский написал стихотворение:
Вскройте гроб и застыньте в снегу.
Гоголь, скорчась, лежит на боку.
Вросший ноготь прорвал сапогу.
Семинар № 2 «Действительно ли Н.В Гоголь был захоронен заживо?». Учащиеся защищают заранее подготовленные ими работы (рефераты, доклады, сообщения) по данной теме.
Тема№14: Существует ли проклятие Тутанхамона?
30 ноября 1922 года вся Британия узнала сенсационное известие, Говард Картер обнаружил гробницу египетского фараона Тутанхамона. Великая маска мумии Тутанхамона из золота и лазурита стала самой известной находкой в истории археологических раскопок. Но вскоре поползли зловещи слухи о том, что люди, имевшие отношение к изучению гробницы или находившиеся рядом, умирают один за другим.
Тема№15: Отчего умер ПетрI?
Последние два месяца Петр1 спал очень мало. Первое время он неподвижно лежал в постели под белой буркой, глаз не раскрывал, полагал, что удастся еще подремать, но по прошествии недели понял- началась бессонница с сопровождением болей. Петр Великий умер на шестом десятки. Перед своей смертью очень сильно болел. Чем же болел первый император России?
Тема№16,17: Подведение итогов курса
Учащиеся выбирают наиболее заинтересованную их тему и пишут по данной теме реферат, защита данного реферата сопровождается показом электронных презентаций.
Примерная тематика итоговых рефератов:
Убийство царевича Дмитрия
Болезни и смерть Ивана Грозного
Александр Невский отношения с востоком и Западом
Робин Гуд: реальность или миф?
Разгадка творчества Ильи Репина
Жизнь и деятельность старца Федора Кузьмича
Убийство Джона Кеннеди
Осталась ли в живых дочь императора Николая – Анастасия
Кровный отец императора Павла
Действительно ли Клеопатра отличалась небывалой красотой
Иван Сусанин: реальность или миф?
Расправы Дарьи Салтыковой
Причины смерти Н.В. Гоголя
Существует ли проклятие Тутанхамона
Болезни Петра Великого, причина смерти.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Валишевский, К. Иван Грозный. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2003. – 432 с.: ил.
2. Вурста, Н. И., Саяпин, В.В. Репетитор по истории России. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 576 с.
3. Головатенко, А. История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты.- М.: Школа-Пресс, 1994. – 240 с.
4. Имена из отечественной истории. Кн. 1 / Сост. А.П. Прохоров. М.: Школа-Пресс, 1992. - 80 с.
5. История России в портретах. В 2-х тт. Т. 1. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1997. – 512 с., ил.
6. История России в портретах. В 2-х тт. Т. 2. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1997. – 496 с., ил.
7. Кобрин, В.Б. Иван Грозный. - М., 1989.
8. Павленко, Н.И. Петр Великий. - М., 1990.
9. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в. Мультимедийное пособие. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий».
10. Чернова, М. Н. История. Внеклассные мероприятия (5-11 классы) - Айрис-Пресс, 2007. – 240 с.
11. Непомнящий, Н.Н. 100 великих загадок истории.- М.:Вече, 2010-480 с.
12. Б.И. Гутберлет. 50 великих заблуждений.- Кэпитал Трейд Компания, 2010.-256с.
13. А. Козаченко. Последнее царствование XVIII века.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.-238с.
14. А. Козаченко. Тайны смутного времени.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.-256с.
15. А. Козаченко. XX век: Загадки, версии, гипотезы.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.-256с.
Список использованной литературы:
1. Б.И. Гутберлет. 50 великих заблуждений.- Кэпитал Трейд Компания, 2010.-256с.
2. А. Козаченко. Последнее царствование XVIII века.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.-238с.
3. А. Козаченко. Тайны смутного времени.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.-256с.
4. А. Козаченко. XX век: Загадки, версии, гипотезы.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.-256с.
5. Головатенко, А. История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты.- М.: Школа-Пресс, 1994. – 240 с.
6. Имена из отечественной истории. Кн. 1 / Сост. А.П. Прохоров. М.: Школа-Пресс, 1992. - 80 с.
5. История России в портретах. В 2-х тт. Т. 1. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1997. – 512 с., ил.
7. Непомнящий, Н.Н. 100 великих загадок истории.- М.:Вече, 2010-480 с.