Интегрированный урок химии и географии по теме Целлюлоза как сырье лесной и деревообрабатывающей промышленность России»
Интегрированный урок географии и химии 9 класс по теме: «Целлюлоза как сырье лесной и деревообрабатывающей промышленность России»
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний и умений по темам: «Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира», «Целлюлоза».
Задачи урока:
Общеобразовательные:
способствовать формированию знаний составе и свойствах целлюлозы, подвести учащихся к идее зависимости свойств веществ от его строения, применения вещества в зависимости от свойств.
сформировать представление о значении лесной и деревообрабатывающей промышленности, факторах размещения, центрах промышленности; рассмотреть проблемы и перспективы развития.
совершенствование учебно-интеллектуальных навыков и умений, (умения обобщать, сравнивать, анализировать, исследовать, дискутировать)
осуществление межпредметной связи химии и географии.
Развивающая: продолжать развивать умения сравнивать, делать выводы о наличие взаимосвязей между составом и свойствами веществ.
Воспитательная: формирование навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной деятельности; готовности к самостоятельной образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной деятельности, воспитание уважительного отношения к природе и ее богатствам.
Тип урока: интегрированный урок по обобщению и систематизации знаний.
Методы обучения: беседа, дискуссия, выполнение экспериментальных работ, использование ТСО.
Оборудование: атлас, контурная карта, презентация
Ход урока
Этапы урока (время) Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный, 2 мин Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих Приветствуют учителя
Целепологание
5 мин Учитель географии задает вопросы:
Какое дерево является самым распространенным в России?
Назовите виды деревьев, которые растут в лесах нашей области.
Почему предприятия мебельной промышленности размещены в крупных городах?
Учитель химии задает вопросы:
Назовите формулу целлюлозы и особенности её строения.
Как вы думаете, какая тема нашего интегрированного урока?
Лиственница, запасы древесины составляют 22% от мировых.)Дуб, сосна, ель, береза и тдНаличие рабочей силы, спрос,
электроэнергия и тд( С6Н10О5)n , Линейное строение
Целлюлоза как сырье лесной и деревообрабатывающей промышленность России
Повторение и систематизация знаний 15 мин Учитель географии: Лесная промышленность состоит из нескольких взаимосвязанных производств, какие это производства?.(слайд 6) С помощью различных современных технологий из древесины получают разнообразные виды продукции. Названия отраслей лесной промышленности отражают основные стадии производства продукции, а какие это отрасли?
Какие конечные стадии переработками лесной промышеленности мы изучали?
Какова их сущность?
Давайте подробней остановимся на ЦБП
Учитель химии:
Обратимся к строению молекулы целлюлозы. (Слайд 10) Целлюлоза представляет собой длинные нити, содержащие 300—10 000 остатков глюкозы, без боковых ответвлений. Эти нити соединены между собой множеством водородных связей, что придает целлюлозе большую механическую прочность при сохранении эластичности.
Давайте решим задачу:
Рассчитайте массу триацетата целлюлозы, который можно получить из древесинных отходов массой 1,62 т. (массовая доля выхода равна 75%). Массовая доля целлюлозы в древесине составляет 50%. Учащиеся отвечаю на вопросы учителя
лесохимическая и ЦБП
Лесохимическая промышленность основана на химической переработке древесины. К ней относятся: сухая перегонка древесины, углежжение (получение древесного угля) и различные виды канифольно-скипидарных производств
Целлюлозно-бумажная промышленность - отрасль промышленности, выпускающая различные виды бумаги, картона и изделий из них, целлюлозу, изоляционные волок-нистые и твёрдые древесно-волокнистые плиты. Побочными продуктами отрасли явля-ются этиловый спирт, кормовые дрожжи, канифоль, скипидар и жирные кислоты.
Один ученик решает задачу у доски, остальные в рабочей тетради.
Практическая работа 10 мин Учитель географии :Работа с контурной картой в парах:
Найдите на карте «Лесная промышленность» атласа и отметьте на контурной карте
1. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) в Европейской и азиатской частях России:
1. Архангельск, Кондопога, Котлас в Архангельской области.
2. Братск, Усть-Илимск, Байкальск в Иркутской области.
3. Сыктывкар в республике Коми.
4. Сегежа и Кондопога в Карелии.
5. Соликамск, Краснокамск на Урале.
2. Лесные порты: Архангельск, Игарка, Онега, Нарьян-Мар. Учащиеся отвечают и обсуждают вопросы, заданные учителем
Обобщение материала 5 мин Учитель химии:
Из всех растительных ресурсов Земли, самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Они больше всего пострадали от хозяйственной деятельности и раньше других стали объектом охраны. 1|3 поверхности суши приходится на леса. Но ежегодно их площади сокращаются. Каковы же причины сокращения лесов?
За 10000 лет сведено 2/3 лесов Земли. Леса уничтожаются так быстро, что площади вырубок превышают площади посадок деревьев. К настоящему времени в зоне смешанных и широколиственных лесов сведено около 1/2 из первоначальной площади, в субтропиках - 80%; в зонах муссонных дождей - 90%. Вырубленные участки не восстанавливаются, на их месте образуются кустарниковые формации, а при сильной эрозии почвы происходит опустынивание. Из-за вырубки деревьев мелеют реки., понижается уровень грунтовых вод, климат становится засушливым, возникают песчаные и пылевые бури. Для чего вырубают леса?
Каков же выход из создавшейся ситуации?
А что может сделать каждый из вас?
Учащиеся обсуждают поставленные вопросы учителем.
Стихийные лесные пожары.
Вырубка лесов.
Вредители и болезни деревьев.
50% древесины используют как топливо,
лес поставляет сырье для получения 20000 изделий и продуктов,
с ростом народонаселения увеличивается потребность в с/х продуктах. Для их выращивания необходимы поля.
правильное ведение лесного хозяйства,
борьба с потерями древесины,
борьба с лесными пожарами,
защита лесов от вредителей,
вторичная переработка бумажного сырья.
Подведение итогов 3 мин Подведение итогов урока, анализ реализации поставленных целей, выставление оценок.
Учитель географии: Вся наша жизнь — это множество взаимосвязей. И сегодня мы с вами убедились: невозможно полностью изучить какое — либо явление с одной стороны. Мы не могли бы с вами точно определить факторы размещения предприятий химической промышленности, без знаний особенностей этого производства.
Учащиеся выставляют оценки в дневник и слушают учителя.
Рефлексия 4 мин Учитель географии: У вас на партах имеются листочки 3 цветов, на доске вы видите дерево, только оно без листьев, в зависимости от вашей самооценки на уроке вы должны прикрепить листочек к дереву:
Зеленый- на уроке мне было все понятно, узнал много нового и интересного.
Желтый- были вопросы, вызывающие затруднение.
Красный- я ничего не понял и на уроке я скучал Учащиеся, в зависимости от своего самоанализа, прикрепляют листок на дерево.
Домашнее задание 1 мин Учитель химии: По предложенным вопросам напишите мини эссе.
Какое значение имеет бумага?
Почему изобретение бумаги считается прогрессом в развитии человеческого общества?
Учитель географии: подготовьте сообщение о предприятиях нашей области связанных с лесной промышленностью и деревообработкой. Учащиеся записывают домашнее задание.