Методическая разработка урока Столыпинская аграрная реформа в 9 классе в технологии проблемно-диалогического обучения
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии
Кафедра общественных дисциплин
Курсовая работа
Методическая разработка занятия по теме «Аграрная реформа П.А.Столыпина» в технологии проблемно-диалогического урока.
Выполнила:
Федорова Наталья Владимировна,
учитель истории, обществознания и географии
МБОУ «Ораушская ООШ» Вурнарского района
Чувашской Республики
Научный руководитель:
Терентьева Г.Г.,
старший преподаватель
Чебоксары – 2015 г.
Методическая разработка урока истории в 9 классе в технологии проблемно-диалогического обучения
Тема: Аграрная реформа П. А. Столыпина
Учитель: Федорова Наталья Владимировна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Ораушская ООШ» Вурнарского района
Чувашской Республики
Тип урока: урок совершенствования умений и навыков.
Вид урока: смешанный.
Дидактическая структура урока:
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, постановка проблемы, активизация необходимых знаний.
Формирование новых понятий и способов действий.
Применение понятий и способов действий.
Дидактический метод: проблемно-диалогический.
Форма деятельности: беседа, самостоятельная работа, работа с текстом, решение тестов и заданий в формате ОГЭ.
Способы организации деятельности: фронтальный, индивидуальный.
Цель урока – помочь учащимся уяснить, с какой целью проводилась аграрная реформа, каково её содержание, а также увидеть связь между проблемами, которые стояли перед Россией в начале ХХ века и в настоящее время; продолжить формирование навыков и умений работы с историческими документами.
Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П. А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране
Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументированно высказывать своё мнение, работать с картой, статистикой, делать самостоятельно вывод.
Методическая цель: показать использование современных педагогических технологий или их элементов на уроке истории (элементы технологии проблемно-диалогического обучения, элементы технологии развития критического чтения и мышления).
Обучающая цель: Раскрыть сущность аграрной реформы, её особенности, достоинства и недостатки, значения для дальнейшего проведения аграрного переворота
Развивающая цель: Формирование навыков работы с источниками, установление причинно – следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.
Воспитательная цель: Формирование нравственной позиции.
Оборудование: 1. Данилов А.А. История России, XX - начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. - М.: Просвещение, 2013. – 383 с.
2. Презентация к уроку « Аграрная реформа Столыпина»
3.Карточка для учащихся с заданиями, в т.ч. типа ОГЭ и ЕГЭ.
План урока:
Постановка проблемы. Аграрный вопрос и попытки его решения в начале 20-го века.
Решение проблемы. П.А.Столыпин.
Аграрная реформа Столыпина. Цели реформы.
Основные направления и мероприятия.
Выводы. Итоги и значение реформы.
Эпиграф к уроку: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»».
П. Столыпин
Технологическая карта урока
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Формы и виды деятельности.
Организационный момент. Рефлексия.
Добрый день! Все готовы к уроку? Вам понадобятся учебник и желание узнать что-нибудь новое и полезное.
В истории России всегда было достаточно много проблем. На рубеже 19-20 вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.
Фронтальная работа с учащимися
2.Постановка проблемы.
1. Как вы уже знаете, 17 октября 1905 года был опубликован Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», согласно которому в стране появилась законодательная Государственная Дума. Центральным вопросом в Думе стал аграрный вопрос, по которому предлагались разные варианты решения.
2. В 1906 году правительство выступило с программой аграрной реформы П.А.Столыпина.
Как вы думаете, в чем странность этой ситуации? В чем вы видите противоречие?
Сформулируйте это противоречие в виде вопроса.
Какие проекты Дума предлагала ?
В чем заключался аграрный вопрос в начале 20 века?
Почему аграрный вопрос был острым?
Почему правительство не соглашалось с проектами Думы?
Фронтальная работа с учащимися
5 мин.
Выбор проблемы
Почему аграрный вопрос был острым и нерешенным?
Смог ли Столыпин решить аграрный вопрос?
1 мин.
Ключевые понятия
Аграрный вопрос и программы
Выбор методов решения проблемы
Анализ текста, диаграмм, таблиц.
Как мы можем решить данную проблему? Какие знания нам нужны?
Аграрный вопрос и попытки его решения в начале 20-го века.
Кто такой П.А.Столыпин.
Аграрная реформа Столыпина. Цели реформы.
Основные направления и мероприятия.
Выводы. Итоги и значение реформы.
Был ли решен аграрный вопрос в России в начале 20-века и почему итоги Столыпинской аграрной реформы нельзя оценить однозначно?
Актуализация знаний
Что нам нужно знать для решения данной проблемы урока?
Отмена крепостного права,
Пережитки
Малоземелье, и как его решить
Актуализация знаний
Слайд с крестьянином
1.Какие изменения произошли в русской деревне во второй половине 19 века?
2.Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?
Предлагаю вам
Посмотреть эту картинку, посмотреть комментарий к ней и определить, к какому периоду можно отнести эту ситуацию.
3.Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?
Отмена крепостного права 1861 г.
Крестьянская община, отрезки, выкупные платежи, помещичье землевладение, малоземелье крестьян. Вывод: т.е. продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.
Малоземелье, выкупные платежи, отсталость сельского хозяйства
Анализ илл. , ответы на вопросы4 мин.
Вопросы к беседе с уч-ся.
Назовите одну из главных причин первой российской революции?
Каких изменений добились крестьяне в ходе революции?
Был ли решён аграрный вопрос в ходе революции?
Нерешенность аграрного вопроса
1905 – отмена выкупных платежей
Беседа
В начале 20 века в России возникли политические партии.
Задание №1. Установите правильное соответствие:
1. П.Н. Милюков А) октябрист
2. А.И. Гучков Б) меньшевик
3. Л. Мартов В) кадет
4. В.М. Чернов Г) большевик
Д) эсер
Тест,1 мин.
Ролевая игра
А теперь давайте определим взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса.
КРЕСТЬЯНИН – ЭСЕР.
РАБОЧИЙ – БОЛЬШЕВИК
РАБОЧИЙ- МЕНЬШЕВИК
УЧИТЕЛЬ – КАДЕТ
ПОМЕЩИК – ОКТЯБРИСТ
НИКОЛАЙ ВТОРОЙ
Ролевая игра
2 мин.
Задание №2
Приведите в соответствие политические силы и предлагаемые ими проекты решения аграрного вопроса. В чём сущность предложенных аграрных проектов?
Политические силы
Проекты решения агр. Вопроса
1
БольшевикиБ
А
Муниципализация земли.
2
МеньшевикиА
Б
Национализация земли после конфискации её у помещиков.
3
ЭсерыД
В
Использование госуд., удельных, монастырских земель; принудительное отчуждение части помещичьих за выкуп.
4
КадетыВ
Г
Продажа крестьянам государственных и удельных земель.
5
ОктябристыГ
Д
Социализация земли.
Муниципализация – передача земельных владений в ведение местных органов власти с сохранением мелкой земельной собственности
Социализация – изъятие из частной собственности и переход земли в общественное владение и в распоряжение общин на началах уравнительного землепользования.
Национализация- передача земель в руки государства
Актуализация знаний
Слайд с карикатурой Лебедь, щука и рак, обсуждение
Задание 3.
Какое решение предложили депутаты 1-й Государственной Думы? Чью программу они поддержали? Почему?
Как правительство отреагировало на данные проекты?
Анализ диаграммы Состав 1,2,3
Гос. думы
С. 39, 40, 49
Анализ документа Из «Проекта 104», с. 40
Все проекты были отвергнуты государством. А что взамен?
Работа с диаграммой и текстом.
5.Мотивация на новую тему .
Все эти проекты будут отвергнуты государством. 1906 год. Россия на распутье. Продолжается революция. Какие могли быть пути развития страны в этих условиях?
(-дальнейшее продолжение революции;
-бескомпромиссное подавление революционного движения;
-реформирование страны).
Вот здесь большую роль сыграл П.А.Столыпин. Даже сейчас –100 лет спустя – растёт интерес к жизни и деятельности этого человека на благо родины и своего народа.
Давайте познакомимся со Столыпиным. Слушая, попробуйте выделить главные черты характера Столыпина.
Сообщение учащегося.
Приложение 2.
Беседа
9июня 1906 года Николай 2 царским манифестом распустил 1 Государственную Думу, обвинив её в революции. Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета министров П. А. Столыпина, он был министром внутренних дел.
Его называли вешателем, реакционером, реформатором. Но я не нашла карикатур, связанных с реформой и его деятельностью.
Инд. Сообщение, критическое слушание
Анализ слайда
: Деятельность П.А.Столыпина вызывала споры современников; по-разному она оценивается и сегодня. Какую страну получил вновь назначенный премьер-министр?
24 августа была опубликована правительственная программа реформ. (Слайд)
Главным инструментом проведения реформы стали кнут, штык и виселица(«столыпинские галстуки»).
-Указ о Введении военно-полевых судов по делам о терроре и вооруженном грабеже от 19 августа 1906 г., предусматривавших упрощенную форму судопроизводства.
-Дела рассматривались в течение двух дней при закрытых дверях, приговор вступал в силу немедленно и приводился в исполнение в течение 24 часов.
-Во многих районах страны вводилось «военное» или «особое» положение, усилились высылки без суда и следствия.
-Было казнено 3825 человек, а 26 тыс. человек отправлены на каторгу (для сравнения: эсеры в ходе террора убили 4126 человек; целью покушений было от силы два десятка чиновников, остальные были убиты случайно, в ходе этих покушений).
-Была предпринята попытка урезать автономию университетов.
-В 1906-1911 гг. было закрыто 500 профсоюзов, а в оставшихся резко сократилось число членов.
-Было запрещено 978 газет и журналов.
Революционные беспорядки
Репрессивные меры.
Реформы
Фронтальная работа с учащимися
1 мин.
Задание №3. Документ №1
На основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.
“Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу
“Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы стали продавать Крестьянскому банку. Опора не в них, а в цареЕдиноличное хозяйство мелких земельных собственников – основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий”.
“Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении”.
(цель: “успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьей земли).
(цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян)
(цель: продолжение модернизации России)
Практическая работа с документом, технология критического мышления
5 мин.
Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 г.
Давайте выделим основные направления и мероприятия аграрной реформы.
Работа с учебником параграф 8 , с.44-45, или 67(по группам):
Работа в парах, 5-7 мин
Задание №4. 1 гр. – Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины( стр. 44-45);
Что вам известно о крестьянской общине? Почему она мешала развитию капитализма?
Каким образом планировалось разрушить общину?
Дайте определение понятиям “отруб” и “хутор” (учебник, стр. 48)
Как реформа решала вопрос с помещичьим землевладением?
Осн. итоги
3мин+1
2гр. – Переселенческая политика (стр. 46);
Какие проблемы призвано было решить переселение крестьян?
Какие льготы предоставлялись переселенцам?
Итоги.
Удалось ли выполнить цели?
3 мин.+1
3 гр. – Крестьянский вопрос: кооперация(47 стр.).
Почему крестьяне не торопились с выходом из общины?
Какую форму объединения предпочли крестьяне?
Что такое артель и кооператив?
Итоги
3 мин.+1
6.Работа с понятиями. Запись в словари.
Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.
Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.
Всего 3 мин.+3 мин.
Работа с терминами (задания ОГЭ части В):
Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Понятия
Определения
А) отруб
1) форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности, форма связей между предприятиями, занятыми производством определенной продукции
Б) хутор
2) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне
В) кооперация
3) крестьяне, переселенные из центральных губерний на свободные казенные земли за Урал
Г) переселенцы
4) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины, с переселением из деревни на свой участок
А
Б
В
Г
2
4
1
3
Кому выгодно данное мероприятие?
Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.
Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительно рабочую силу – батраков. Как говорил П. А. Столыпин: « Ставка не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных».
Кулак -мироед
Давайте попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.
Задание №6.: Определить какие результаты имела данная реформа? Вписать в таблицу положительные и отрицательные результаты реформы.
Не забывайте, что цель – это планируемый результат.
Анализ ответов
Каждый по одному +
Все минусы – один-два ученика
Вывод, оценка
Практическая работа
.Рефлексия.
Ребята, Вам понравилась реформа и ее результаты? Давайте попробуем ответить на наш вопрос и оценить реформу Столыпина.
Смог ли Столыпин решить аграрный вопрос?
Столыпин понимал, что результаты его труда скажутся далеко не скоро. «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».
Реализация этой реформы привела к ещё большему расслоению крестьянства, началу разрушения общинных порядков и показала более высокую эффективность производительной деятельности фермерских хозяйств.
Краткосрочность проведения реформы не способствовала её завершению, изменить коренным образом ситуацию в деревне не удалось. Крестьяне по-прежнему требовали решения аграрного вопроса путём ликвидации помещичьего землевладения.”
Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, соображения Столыпина выходят на первый план.
Не было поддержки, не было руководства, в 1911 году Столыпин убит, не было мирного времени, т.к. Россия втягивается в 1 мировую войну.
В июне 1917 года реформа была отменена.
Почему?
А теперь скажите, Кто был доволен реформой из наших персонажей?
Кто у нас еще появился?
КРЕСТЬЯНИН – ОБЩИННИК.
КРЕСТЬЯНИН – ФЕРМЕР.
СТОЛЫПИН
Его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал реформатором – одиночкой. “Монархия смогла удержать власть, только начав решать наболевшие вопросы, главным из которых был аграрный. Но проект Столыпина, направленный на разрушение общины, не совпадал с требованиями представителей крестьян в Госдуме (трудовиков и эсеров) и в большей степени отражал программу октябристов.
КРЕСТЬЯНИН – ЭСЕР.
РАБОЧИЙ – БОЛЬШЕВИК
РАБОЧИЙ МЕНЬШЕВИК
УЧИТЕЛЬ – КАДЕТ
ПОМЕЩИК –ОКТЯБРИСТ
НИКОЛАЙ ВТОРОЙ
Слайд- карикатура
Какое отношение к фермерам. Как их по другому называли?
Кулак мироед
НРК
Посмотрите на слайд и выскажите свое мнение о событиях. Что изображено? Где это могло произойти, Почему?
Атменевское восстание в Чувашии
Давайте посмотрим на слайд и расставим эти карикатуры в хронологическом порядке
Рефлексия
Ребята, вы довольны своей работой на уроке? На уроке Вы испытывали затруднения? В чём? Если вы правильно выполнили задания этого урока и смогли ответить на проблемный вопрос, можете оценить свои знания на пять баллов.
8.Домашнее задание.
Спасибо за урок. Задание на дом – повторить по учебнику основные положения и итоги аграрной реформы.
Карточка урока «Аграрная реформа П.А. Столыпина»
учени___ 9 __ класса _______________________________________
Задание №1. Установите правильное соответствие:
1. П.Н. Милюков А) октябрист
2. А.И. Гучков Б) меньшевик
3. Л. Мартов В) кадет
4. В.М. Чернов Г) большевик
Д) эсер
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Задание №2
Приведите в соответствие политические силы и предлагаемые ими проекты решения аграрного вопроса. В чём сущность предложенных аграрных проектов?
Политические силы
Проекты решения аграрного вопроса
1
Большевики
А
Муниципализация земли.
2
Меньшевики
Б
Национализация земли после конфискации её у помещиков.
3
Эсеры
В
Использование государственных, удельных, монастырских земель; принудительное отчуждение части помещичьих за выкуп.
4
Кадеты
Г
Продажа крестьянам государственных и удельных земель.
5
Октябристы
Д
Социализация земли.
Какое решение предложили депутаты 1-й Государственной Думы? Чью программу они поддержали? Почему?
Анализ диаграммы Состав 1,2,3 Гос. Думы, С. 39, 40, 49
Анализ документа Из «Проекта 104», с. 40
Или Слайд с карикатурой Лебедь, щука и рак, обсуждение
Задание №3.
Документ №1
На основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.
“Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу
______________________________________________________________________________
“Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы стали продавать Крестьянскому банку. Опора не в них, а в цареЕдиноличное хозяйство мелких земельных собственников – основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий”.
_____________________________________________________________________________
“Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении”.
_____________________________________________________________________________
Задание №4.
1 гр. – Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины( стр. 44-45);
Что вам известно о крестьянской общине? Почему она мешала развитию капитализма?
Когда аграрная реформа была утверждена правительством?
Каким образом планировалось разрушить общину?
Дайте определение понятиям “отруб” и “хутор” (учебник, стр. 69)
Как реформа решала вопрос с помещичьим землевладением?
2гр. – Переселенческая политика (стр. 46);
Какие проблемы призвано было решить переселение крестьян?
Какие льготы предоставлялись переселенцам?
Итоги.
Удалось ли выполнить цели?
3 гр. – Крестьянский вопрос: кооперация(47 стр.).
Почему крестьяне не торопились с выходом из общины?
Какую форму объединения предпочли крестьяне ?
Что такое артель и кооператив?
Итоги
Задание №5. Работа с терминами (задания ОГЭ части В):
Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Понятия
Определения
А) отруб
1) форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности, форма связей между предприятиями, занятыми производством определенной продукции
Б) хутор
2) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне
В) кооперация
3) крестьяне, переселенные из центральных губерний на свободные казенные земли за Урал
Г) переселенцы
4) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины, с переселением из деревни на свой участок
А
Б
В
Г
Задание №6
Сгруппируйте факты, свидетельствующие об успехе аграрной реформы или ее провале.
+
Итоги
_
За короткое время из общины выделилась 1/4 часть всех хозяев (2 млн. дворов).
Сельская буржуазия стала давать 50% рыночного хлеба.
Из Европейской России за Урал переселилось 3 млн. домохозяев.
70 – 90 % вышедших из общины сохранили с ней связь.
500 тыс. переселенцев вернулось обратно.
4 млн. десятин общинной земли было вовлечено в оборот.
Стоимость сельскохозяйственных орудий на двор выросла с 59 до 83 рублей.
Крестьяне скупили через банки 10 млн. десятин помещичьей земли.
На крестьянский двор приходилось 2-3 десятины пашни при норме 7-8.
52% хозяйств не имели плугов.
Начало создания фермерских хозяйств ( к 1915- 10% всех крестьянских хозяйств).
Рост производительности сельскохозяйственного труда, совершенствование агротехники
В 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин.
Увеличение в 2 раза количества применяемых минеральных удобрений.
Рост экспорта хлеба до 35 %.
Община не была разрушена.
Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы).
К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.
Освоено 30 миллионов десятин целинных земель.
Развивались кооперативные формы хозяйствования. К 1917 году насчитывалось 63 тыс. различных кооперативов.
Сельская кооперация обслуживала 94 млн. человек.
Проблема малоземелья не была решена.
Увеличение в среднем на 10% посевных площадей
В местах переселения возникли конфликты с местным населением.
Приток разорившихся крестьян в город увеличил рынок рабочей силы, возрос спрос на сельскохозяйственную продукцию. Это способствовало развитию промышленности и торговли.
Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось.
Ежегодные темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире (8,8 %).
В целом реформа способствовала развитию капитализма в России.
«Успокоения страны» добиться не удалось, крестьяне все еще требовали принудительного изъятия помещичьих земель.
Процесс создания социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян только начался и после смерти Столыпина замедлился.
Выводы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список методической литературы, используемой для подготовки урока
Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России ХХ – нач. ХХI века. 9 класс. М., “ВАКО”, 2005.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику “История России. ХХ век”.9 класс. Книга для учителя.4 изд. М.,Просвещение.2003.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Грант М.Ю. “История России ХХ-нач. ХХI века. Методические рекомендации”. 9 класс. Пособие для учителей.3 изд. М., Просвещение,2005.
Бирюкова Л.П. Урок истории «Аграрная реформа П.А. Столыпина»/ сайт Infourok.ru, дата обращения 29.09. 2015 г.
Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной “История государства и народов России”.9класс.М.,Дрофа,2004.
15