Методическая разработка урока по истории. Столыпинская аграрная реформа.

Методическая разработка
урока по истории
"Реформаторский курс П.А. Столыпина" (лекция-дискуссия)
Преподаватель Широкова Т.Б.
В условиях существующих организационных форм обучения применяется многообразный арсенал различных методических средств. От формы организации обучения во многом зависит выбор тех или иных источников, из которых учащиеся получают знания.
Поэтому одной из важнейших задач методики является разработка форм организации обучения в единстве с раскрытием их методических возможностей. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмет и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.
Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса. От качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество подготовки. Создание методического проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего преподаватель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.
Усвоение логически завершенной части содержания курса осуществляется в процессе взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента, направленной на их обучение, воспитание и развитие. Таким образом урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок - дело непростое даже для опытного учителя. Качественно дать урок – лекцию нисколько не легче.
Рекомендации для лекционного обучения

В настоящее время в средних профессиональных учебных заведениях широко применяют лекционно-семинарные формы ведения занятий. При этом многое зависит от лекторского мастерства преподавателя. Оно формируется не сразу и здесь полезны следующие советы.. Часть приводимых рекомендаций отобрана из литературных источников, часть сформирована на основании собственного опыта и опыта коллег.
Приведу их Вам с искренней доброжелательностью.
1. До того, как Вы начинаете занятие, задумайтесь над тем, что Вы становитесь преподавателем. Как это должно отразиться на внешнем облике, на строе ваших мыслей?
2. Вы работаете с людьми. Насколько Вы знакомы с логикой, психологией, с основами ораторского искусства? Подберите литературу, которую нужно прочитать, хотя бы для основы.
3. Каждый лектор обладает собственной индивидуальностью, особым стилем выступления, позволяющим ему наилучшим образом овладеть вниманием аудитории. Один увлекает силой своего бурного вдохновения, другой т последовательностью и ясностью мышления, третий великолепной образностью изложения и т. д. Попробуйте определить, в чём Вы сильны, что следует улучшить или добавить.
4. Идя на лекцию, мы часто настраиваемся на встречу с понимающей, готовой к восприятию аудиторией. К сожалению, она не всегда так хороша и монолитна. Чаше аудитория состоит из трёх, различающихся по степени заинтересованности, психологических типов слушателей: активная часть - люди заинтересованные, пришедшие на занятие для получения новой информации, те, на которых и рассчитывал лектор; пассивная часть - пришедшие лишь в силу дисциплинированности; негативная часть - отрицательно настроенные лица, уверенные либо в ненужности темы, либо в порочности метода занятий, либо в их бесцельности, а то и просто критиканы по характеру, вносящие всюду диссонанс. Необходимо при первых же контактах определить наличие и соотношение всех этих типов слушателей.
5. Учитывайте, что слушатели воспринимают материал избирательно. Одни будут искать в лекции то, что можно применить на практике, другие -то, что интересно рассказать своим знакомым, а третьи будут считать, сколько раз Вы употребили слова-паразиты» - «значит», «ну», «вот» и т. д. Чтобы изложение было интересно большинству слушателей, нужно по возможности точно определить уровень их знаний, интересов и жизненного опыта.
6. В социальной психологии и психолингвистике активно разрабатывается специальная область, называемая по-разному - «психология убеждающей речи», «теория убеждающей коммуникации», «экспериментальная риторика» и т. д., занимающаяся изучением способов привлечения и удержания внимания аудитории, способностей восприятия, понимания и запоминания информации. Дело в том, что информация, внимательно воспринятая может остаться чуждой, не вызвать внутреннего согласия. Умом, вроде, всё усвоил, но душа как-то не принимает, не согласна с этой информацией. Не бывает ли подобного с каждым из нас? Причины могут быть разные, но подумать о них стоит.
7. Одним из важных путей улучшения принятия информации является использование доказательств или к_делу,_к факту или к человеку. В первом случае лектор доказывает истинность положения комбинацией фактов, обращаясь к разуму студента. В другом случае лектор стремится доказать и показать, что то, что он говорит, в интересах слушателя. Полезно комбинировать оба пути доказательств,
8. Все занятия должны строиться таким образом, чтобы последующий материал всегда базировался на предыдущем, а материал предшествующий закреплялся последующим, будь то лекция, практическое занятие, семинар или деловая игра.
9. Каждое правило должно сопровождаться таким количеством примеров, которое достаточно ясно покажет, как разнообразны возможности его применения. Полезно услышать примеры слушателей.
10. Ничему нельзя учить, опираясь лишь на авторитет, всему следует учить при помощи доказательств.
11. Без сосредоточенного внимания невозможно усвоить новые знания. Как овладеть вниманием студентов? Можно использовать замечания: «вот это очень важно», «то, что мы сейчас рассматриваем, вы будете практически использовать» и др.
12. Опирайтесь на принцип систематичности и последовательности обучения.
13. Заранее проверьте готовность аудитории к занятиям. В чистой, подготовленной аудитории создаётся обстановка рабочего, ответственного отношения к воспринимаемому материалу.
14. Старайтесь быть подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внутренне. Если лектор выглядит небрежно, то слушатель ответит взаимностью - небрежностью в занятиях.
15. Мы запоминаем меньше, чем забываем. Запоминанию помогает конспект. Планируя лекцию, стройте её так, чтобы студенты могли вести конспект. Хороший конспект -основа систематичных и прочных знаний.
16. По конспекту хорошо читать лекции в первый раз. Уже при повторном чтении к нему придётся делать некоторые поправки и добавления. Целесообразно делать вставки на обычных библиографических карточках, где записаны отдельные фразы, примеры, термины и их определения, т.е. то, что желательно приводить дословно.
17. Хороший преподаватель должен готовить систему лекций, учитывая материал всего курса. Отдельные лекции труднее увязать.
18. Лекцию можно сравнить с театром одного актера - воздействие ведётся на чувства и на разум. Преподаватель больше обучает и меньше воспитывает, больше доказывает и меньше воодушевляет. Подумайте, какие стороны деятельности Вам надо развивать, чтобы улучшить пропорции между этими воздействиями.
19. Не допускайте чтения с листа. Мысль должна рождаться на глазах у слушателей, только в этом случае Вы можете сделать их соучастниками доказательств и обоснований, войти с ними в контакт. Разумеется, что запрет использовать записи во время чтения лекций нельзя понимать в категоричной форме.
20. Студенты значительно внимательнее относятся к изучению тех вопросов, по которым предусмотрен зачёт, контрольная работа или другие оценивающие работы. Тщательно продумывайте вопросы, которые выдаются для контрольных задании.
21. Давая дополнительные задания, помните о том, что реальное выполнение осуществимо именно за час-потора, а не за пять часов. Поставьте себя на место студента и попробуйте сами выполнить это задание.
22. Качество лекций не может быть одинаковым. Наряду с отличными у Вас будут и неудачные. Спокойно проанализируйте причины успеха и неудач и:
- смогли ли Вы показать важность темы?
- не показался ли материал слишком отвлечённым?
- не показался ли материал скучным и мало важным Вам самому?
- ввели ли Вы интересные, жизненные примеры?
- учли ли Вы уровень знаний слушателей?
- в какие моменты повышалась активность аудитории?
Преподавание является профессией, и тот, кто желает преуспеть в ней, должен не жалеть для этого ни времени, ни энергии. Не нужно отчаиваться, если что-то не ладится с преподаванием. Надо быть только самокритичным, проанализировать причины неудач и попытаться найти правильный путь. Если приложить серьезные усилия и быть достаточно терпеливым, как правило, всегда удается достичь положительных результатов, и в конце концов научиться учить. Если мои рекомендации и советы помогут Вам, то в добрый путь!
Перед современным преподавателем истории уже целое десятилетие стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения студентами опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные компетенции, способность к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в нашей непростой жизни.
При этом знания, приобретаемые в дискуссии, становятся для каждого студента лично значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.
Понятно, что такая трудная задача требует от студента мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных «взрослых» умений, компетенций. Развиваются способности студентов к восприятию, сопереживанию.
Современный преподаватель истории практически на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости - инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого студента на ту или иную историческую проблему.
На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом студенты овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.
Раньше такие занятия использовались только в вузах, но с некоторых пор в силу ряда причин они все шире практикуются в школах, лицеях, и средних профессиональных учебных заведениях. И это не случайно, а основано на учете особенностей нынешних студентов, стремящихся к самостоятельности, свободе, и опирается на педагогическую тенденцию изучать материал крупными блоками для создания у студентов целостного представления о нем. Несмотря на свою относительную молодость, и эти типы уроков можно считать уже для техникумов традиционными.

Именно, один из таких уроков я хотела бы представить.
Лекция-дискуссия «Реформаторский курс П.А. Столыпина».
Обязательно заострить внимание обучающихся на тех межпредметных связях, которые помогут им при освоении данного уроки и при проведении дискуссии и или беседы.
При этом будет необходимо:
рассмотреть основные направления реформаторского курса П.А.Столыпина;
выявить суть, значения и последствия его аграрной реформы;
дать оценку политической деятельности П.А. Столыпина;
дальнейшая реализация идей сотрудничества преподавателя и студентов.
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
Закрепление и контроль знаний по ранее пройденному материалу.
Обобщить знание понятий “аграрная реформа”, “крестьянский вопрос” на материалах презентаций.
Создать условия для выявления взаимосвязей между разными этапами развития России в н.20 века и 21 века.
Формировать общегуманитарные, общечеловеческие и информационные компетентности средствами урока истории.
Способствовать закреплению умения вычленять проблемы и систематизировать знания.
Развивающие:
Развивать умения лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Развивать познавательный интерес и стремление к самостоятельному поиску знаний.
Развитие навыков работы на ПК.
Воспитательные:
Воспитывать чувство сопричастности к исторической судьбе своей Родины.
Повышение интереса к предмету “История”, расширение кругозора и знаний о великих реформаторах России.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний .
Методы обучения: лекционно-дискуссионный метод проектов, словесно-наглядный.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, межпредметная творческая работа. Работа на ПК и интерактивной доске.
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.
Структура урока:
Организационный момент, психологический настрой.
Актуализация.
Целеполагание и мотивация.( Лекционный материал)
Систематизация знаний (презентация проектов и дискуссия).
Обобщение (обсуждение, выведение закономерностей).
Контроль знаний.( тестирование на ПК)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
На лекции рассматривались следующие вопросы:
План
Личность П.А. Столыпина.
Программа реформ.
Суть аграрной реформы
Переселенческая политика. Кооперация.
Итоги Столыпинской аграрной реформы.
Столыпинская аграрная реформа в Курской губернии.
Могла ли реализовываться Столыпинская реформа в Нижегородской губернии? Какие могли быть результаты. ( рассматривается по результатам проведенного исследовательского проекта студентами)
Урок начинается с лекции с элементами беседы. Ее цель - актуализировать знания студентов по итогам революции 1905-1907 гг. Итак, революция 1905-1907 годов завершилась.
Вопросы:
Каковы её итоги?
Как она решила аграрный вопрос?
Обобщая ответы, подчеркиваем, что после революции мы видим, что острота аграрного вопроса не изменилась, развитие капитализма, требовало преобразования в сельском хозяйстве.
Перед студентами ставятся вопросы:
Какие варианты развития капитализма в сельском хозяйстве были возможны в России?
Были ли в России конца 19 начала 20 века предложения реформирования страны?
Отвечая на них, студенты излагают и отстаивают свои взгляды на перспективы развития России в начале ХХ века.


Кроме того возможно создать ситуацию при которой студенты делятся на 2 команды и пытаются сами вступить в полемику. Основным центральным вопросом данной полемики становится вопрос о личности П.А. Столыпина и его роли в судьбе России.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Для более полной характеристики личности П.А.Столыпина рассказ преподавателя дополняется показам фрагмента из видеофильма С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли»
Второй вопрос – организую работу студентов с электронной презентацией, в которой представлены правительственная программа и программа законопроектов.
(Для подготовки электронных презентаций к лекциям, привлекаю студентов в качестве проектной работы по предмету.)
Охарактеризовав, программу реформ переходим к обсуждению вопросов:
Столыпину принадлежит следующее высказывание «Когда мы пишем закон для всей страны необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых»
Вы согласны со Столыпиным?
Представьте себе, что это сказано сегодня, какие последствия имела такая постановка вопроса?
Третий вопрос. С целью конкретизации вопроса использую слайды:
Слайд: Цели Столыпинской реформы
Слайд: Смысл и цели
Слайд: Аграрная реформа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Перед студентами ставлю проблемный вопрос:
Почему государство пошло на разрушение общины?
После его обсуждения, переходим к рассмотрению проблемы выхода из общины крестьян.
Слайд: Выход крестьян из общины
С целью выяснения взглядов студентов на вопрос, ставлю сложную задачу - доказать, аргументировать свою точку зрения.
Давайте с вами попытаемся оказаться в позиции бедняка, середняка и зажиточного крестьянина. Приведите аргументы за и против выхода из общины?
Действительно вопрос вызвал массовую активность студентов. Иные точки зрения и аргументы поражали своей новизной и убедительностью.
Четвертый вопрос. Его изучение начали с обсуждения вопроса:
Как вы думаете, какие цели преследовала переселенческая политика правительства?
Затем студентам были показаны:
Слайды: Переселенческая политика.
Кооперация – показ CD, после чего, они должны были их прокомментировать.
Пятый вопрос - итоги Столыпинской реформы.
Студенты обсуждают вопросы:
Как вы думаете, достигла ли Столыпинская реформа своих целей?
Какие трудности возникли, при проведении реформы?
Чем они были вызваны?
Шестой вопрос - Столыпинская реформа в Курской губернии.
Выступление студентов (Они представили проектную работу по данному вопросу, выбрав черноземную губернию, где эта проблема стала более актуальной) , показ слайдов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Затем идет показ фрагмента видеофильма С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли» (убийство Столыпина).
Седьмой вопрос - Столыпинская реформа в Нижегородской губернии. Могла ли она здесь реализовываться ( приводятся примеры по результатам проведенного исследовательского проекта студентов.
Подведение итогов занятия проходит опять же в форме дискуссии, так как взгляды студентов входе обсуждения на уроке расходились. Обсуждение вопросов:
Почему так трагично сложилась судьба Столыпина?
В чем истоки его одиночества, как политика реформатора?
Что бы было с Россией, если бы она получила 20 лет покоя внутреннего и внешнего?
Чем вы объясните интерес Российской общественности к П. А.
Столыпину и его деятельности в конце 20 века?
Сравните аграрную политику Столыпина и аграрную политику современного правительства России?
( дается слово для краткого изложения материала, подготовленного студентом заранее на 3-5 мин и по нему строится дисскуссия.)
Данный урок в очередной раз показал, что работа студентов на лекции тем эффективнее, чем теснее деловой контакт с преподавателем; последний, видя реакцию студентов, может регулировать темп рассказа: усложнить или упростить изложение, сократить один раздел и усилить другой, что-то повторить, подчеркнуть, разъяснить. Студентов нужно готовить к предстоящей лекции, а для этого им надо разъяснить, как слушать и записывать, как работать с лекционным материалом. Важно объявить цели и задачи, сообщить структуру изложения и, конечно, определить цепь приемов формирование необходимых ключевых компетенций студентов.
Изложение преподавателем основных вопросов темы, а также продолжение формирования приемов рассуждения, сравнения, анализа, доказательства, аргументации собственного мнения и т. д., активное использование их в собственном лекционном монологе. Данная форма учебного занятия, на мой взгляд, является необходимой для студентов еще и потому, что она приучает их к самостоятельной работе с устным словом, к ведению грамотных и экономичных записей, к внутреннему диалогу с преподавателем, к соучастию в постижении прошлого и настоящего. Лекционная форма не ограничивает преподавателя истории в использовании самых разнообразных приемов и средств обучения: от традиционного объяснения и меловых записей на доске до современных аудио- и видеозаписей и проблемного изложения.
Современная лекция освобождается от прежних стереотипов и предубеждений, и все более приобретает черты диалогичности. Ей присущ динамичный, дискуссионный характер, поэтому, сегодня она несет не только информативную, но и нравственную нагрузку. С помощью разнообразных приемов и средств обучения преподаватель преодолевает пассивность аудитории, превращает ее в субъекта, соучастника учебного занятия.
При умелом использовании основной, дополнительной и вспомогательной форм обучения достигается высокая эффективность в изучении истории и других обществоведческих наук.

При проведении урока использовались следующие информационные материалы:
фрагменты из видеофильма С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли»;
Антонова Т.С., Харитонова А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России: ХХ век. Компьютерный (мультимедиа) учебник.- М.: Клио Софт,2000 диск 1.(1900-1918 г.г.)
Интернет сайты.
http://www.istmira.com/istoriya-rossii-20-vek/
http://www.history-at-russia.ru/
http://historylinks.ru/catalogue/russia
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/01/03/testy-po-istorii-rossii-xx-vek
http://ithistory.siteedit.su/
ЂЂgoogle_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Заголовок 115