Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для детей с ОВЗ
№ п/пДата Тема урока Основные виды учебной деятельности Планируемые предметные результаты освоения материала Универсальные учебные действия
Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные
1 четверть —9 занятий
1 7.09 Что такое текст? Тема текста. Главная мысль текста. Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста.
Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.
Составлять текст по заданной теме.
Повторят признаки текста. Научатся определять тему текста и главную мысль текста. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Различать предложение и группу предложений. Определять тему, главную мысль текста. Аргументировать свою позицию. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
2 14.09 Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Связь слов в предложении. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.
Научатся определять признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения. Научатся составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме. Составлять предложения, читать их, делать логическое ударение. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
3 21.09 Главные и второстепенныечлены предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения.
Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу.
Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.
Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.
Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах
Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения
Познакомятся с терминами «главные члены», «основа предложения»; «второстепенные члены предложения»; «распространённое» и «нераспространённое» предложение; научатся находить главные члены предложения и его основу, второстепенные члены предложения. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Находить основу и второстепенные члены предложения. Различать распространённые и нераспространённые предложения. Умение слушать и понимать речь других. Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
4 28.09 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.
Познакомятся с понятием « лексическое значение слова», «многозначные слова»; « прямое» и «переносное» значение слова; Осознание роли языка и речи в жизни человека. Определять лексическое значение слов. Различать однозначные и многозначные слова; различать прямое и переносное значение слов. Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала.
5 5.10 Синонимы и антонимы. Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы.
Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.
Познакомятся с термином «синонимы», «антонимы»; пополнят словарный запас слов. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Находить в тексте синонимы и антонимы. Употреблять их в речи. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
6 12.10 Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями.
Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.
Познакомятся с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов; видеть и образовывать родственные слова;
Познакомятся с понятиями «корень», «однокоренные слова»; научатся находить в словах корень, образовывать однокоренные Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.
Находить в словах корень образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи. Умение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
7 19.10 Слог как минимальная произносительная единица. Ударение. Правила переноса слова с одной строки на другую. Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов
Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.
Различать ударные и безударные слоги.
Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели.
Переносить слова по слогам.
Научатся делить слова на слоги. Научатся ставить ударение. Научатся правильно переносить слова. Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Делить слова на слоги. Находить в словах ударный слог. Переносить слова с одной строки на другую. Умение слушать и понимать речь других..Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
8 26.10 Звуки и буквы. Различать звуки и буквы.
Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. Обобщат знания о буквах и звуках; научатся различать звуки буквы. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов. Управление поведением партнера Прогнозирование результата.
9 16.11 Гласные звуки. Признаки гласного звука. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков.
Правильно произносить гласные звуки.
Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Научатся различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме. Нравственно-этическая ориентация. Видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами. Умение слушать и понимать речь других. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
2 четверть — 7 занятий
10 23.11 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова.
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка).
Научатся находить безударные гласные в корне и проверять безударные гласные в корне; Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. Постановка вопроса-инициативное сотрудничество Уметь точно отвечать на вопросы.
11 30.11 Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
Усвоение алгоритма проверки обозначения буквой безударного гласного звука. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формировать умения определять безударный гласный звук в слове. Планирование учебного сотрудничества Учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; развивать умение оценивать результаты своей деятельности
12 7.12 Согласные звуки.
Признаки согласного звука.
Находить в слове согласные звуки.
Правильно произносить согласные звуки.
Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.
Повторят изученный материал по теме «Согласные звуки». Знание отличительных признаков согласных звуков и букв. Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Различать гласные и согласные звуки. Умение работать в паре, группе. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
13 14.12 Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения .Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Повторят способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Обозначать мягкость согласных звуков на письме. Умение слушать и понимать речь других. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
14 21.12 Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме.
Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.
Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Повторят способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Обозначать мягкость согласных звуков на письме. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
15 28.12 Буквосо четания с шипящими звуками: чк, чн, чт, щн, нч.
Буквосочетания жи—ши, ча— ща, чу—щу.
Различать непарные мягкие шипящие звуки.
Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями
Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.).
Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.
Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.
ставленный текст.
Научатся правописанию слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление. Научатся правописанию слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; . Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
Применять правила правописания. Подбирать примеры с определённой орфограммой Планирование учебного сотрудничества Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
16 11.01 Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Систематизируют знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Характеризовать парные звонкие и глухие согласные Работать в парах, группах;
участвовать в обсуждении Анализировать, делать выводы, сравнивать.
3 четверть — 10 занятий
17 18.01 Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным
Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.
Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой
надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое слова.
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозныйИспользовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
Научатся орфографической зоркости парных согласных разными способами; Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слова Работать в парах, группах;
участвовать в обсуждении Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
18 25.01 Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Умение использовать звуковой анализ слов для различения звонких и глухих согласных звуков в словах, для соотнесения звука и буквы, которая обозначает этот звук в слове. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Выявить различие согласных звонких и глухих. Звуко-буквенный анализ слов. Умение слушать и понимать речь других. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
19 1.02 Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту».
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком и с безударным гласным в корне на основе алгоритма проверки его написания. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Совершенствовать умения находить в словах орфограммы на изученные правила письма. Работать в парах, группах;
участвовать в обсуждении Учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; развивать умение оценивать результаты своей деятельности
20 8.02 Разделительный мягкий знак.
Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.
Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах.
Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя)
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.
Знание правила употребления разделительного мягкого знака и правила правописания слов с разделительным мягким знаком; умение делать звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению. Наблюдать за словами с мягким знаком. Классифицировать слова. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств.
21 15.02 Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.
Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.
*Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль.
Умение различать предмет и слово как часть речи; умение соотносить вопросы КТО? и ЧТО? и слово – название предмета. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Распределять имена существительные в тематические группы предметов. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Анализировать, делать выводы, сравнивать.
22 22.02 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.
Слова с непроверяемым написанием: картина
(картинка). Научатся отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопросчто; находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Использовать специальную терминологию Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
23 Собственные и нарицательные имена существительные.
Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.
Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные.
Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).*Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия.
Составлять рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).
Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма
Научатся отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Использовать специальную терминологию Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
24 29.02 Единственное и множественное число имён существительных Определять число имён существительных (единственное и множественное).
Изменять имена существительные по числам (книга — книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни). Работать с орфоэпическим словарём
Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). *Слова с непроверяемым написанием: топор. Познакомятся с понятием об изменении имён существительных по числам; научатся определять число имён существительных Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Изменять имена существительные по числам. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
25 7.03 Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам.
Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.
Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.
Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.
Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.
Умение сопоставлять вопрос и значение слова; самостоятельно сделать вывод: слова, отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО ДЕЛАЕТ? обозначают действие предмета. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.
26 14.03 Единственное и множественное число глаголов. Изменение глагола по числам. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.
Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов (одеть и надеть) в речи. *Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин Формирование умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам, употреблять глаголы в определённом числе. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
4 четверть — 8 занятий
27 5.04 Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.
Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Формировать умения распознавать имя прилагательное среди других частей речи и в тексте по обобщённому лексическому значению и по вопросу, устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, к которому оно относится. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.
28 12.04 Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.
Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.
Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Дать представление о понятиях единственное и множественное число имён прилагательных; формировать умение определять число Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.
29 19.04
Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).
Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других
слов и в предложении.
Различать местоимения и имена существительные.
*Слова с непроверяемым написанием: платок. Формирование экологических представлений (природу надо беречь).
Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.
Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст.
Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.
Познакомить с местоимением как частью речи; формировать умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении; определять, каким членом предложения являются местоимения. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.
30 26.04 Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Узнавать предлоги в устной и письменной речи.
Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).
Раздельно писать предлоги со словами.
Правописание предлогов с именами существительными. *Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл.
Ознакомление с наиболее употребительнымипредлогами. Функция предлогов.
Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению
Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий Познакомить с предлогом как частью речи; формировать умения распознавать предлоги в устной и письменной речи; раздельно писать предлоги со словами. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.
31 3.05 Текст-повествование и роль в нём глаголов. Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании
Распознавать текст-повествование.
Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.
Уточнить представления о тексте-повествовании; развивать речь в ходе составления текста-повествования на предложенную тему. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
32 10.05 Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.
Распознавать текст-описание.
Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.
Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).
Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению Уточнить представление о тексте-описании и роли в нём имён прилагательных; формировать умение распознавать текст-описание; развивать речь в ходе составления текста описания загадки. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
33 17.05 Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.
Распознавать текст-рассуждение.
Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.
Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.
Распознавать текст-рассуждение.
Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.
Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Познакомить с текстом-рассуждением и его структурой; формировать умение распознавать текст-рассуждение; создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
34 23.05 Повторение и закрепление изученного материала
Повторение и закрепление изученного материала.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечание
Книгопечатная продукция
Горецкий В.Г. , Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы.
В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебники
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс.
В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебники включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности.
Рабочие тетради (Русский язык)
1. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс.
Пособия предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлены учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задания, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы.
Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В пособии даны разнообразные тестовые задания по всем разделам курса русского языка во 2 классе. Они предназначены для совершенствования, проверки и контроля осознанности первоначальных представлений об изучаемых языковых единицах и формирующихся у первоклассников УУД. Задания можно использовать как на уроках русского языка, так и для индивидуальной работы дома.
Методические пособия
Канакина В.П., Манасова Г.Н. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс.
Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс.
Пособия содержат рекомендации по проведению уроков, раскрывают особенности работы с учебниками и рабочими тетрадями, включают систему планирования уроков, контрольные вопросы и задания к каждой теме.
Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 класс.
В сборнике представлены обучающие тексты различных типов, контрольные диктанты, творческие работы по основным разделам начального курса русского языка. Материал может быть использован для совершенствования грамматико-орфографических навыков и умений, а также для контроля усвоения содержания курса.
Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1 – 4 классы. Пособие включает словарь слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, языковой материал для организации словарно-орфографической работы на уроках и во внеурочной деятельности, рекомендации по работе с трудными словами.
Требования к оснащению учебного процесса на уроках русского языка учитывают реальные условия работы школы и современные представления о культуре и безопасности труда обучающихся.
Для работы учащимся необходимы:Печатные пособия
Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке.
Таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса.
Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Аудиомагнитофон.
- CD/DVD-проигрыватель.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку.
Мультимедийные (цировые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Учебно-практическое оборудование
Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.
Материалы: бумага (писчая).
Модели
Модели звукового состава слова.
Лента букв.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.