Конспект открытого урока Великие реформы Александра II (1986-е — 1870-е гг.)


ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия»
ООТ г. Ногинска
План
учебного занятия по дисциплине «История»
Автор:
Имангалиева Алия Мухаметжановна,
преподаватель истории и обществознания,
кандидат исторических наук
Ногинск, 2017 г.
Данный урок разработан в соответствии с принципами технологии проблемного обучения, что обусловлено требованиями ФГОС, ориентированными на проблемно-деятельностный подход как основополагающий принцип обучения, на развитие коммуникативных умений и навыков критического мышления. Проблемное обучение представляет собой систему методов и средств обучения, основанных на моделировании реального творческого процесса путем создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.
Цели проблемного обучения: активизация мыслительных процессов студентов путем постановки проблемных вопросов и проблемных задач; усвоение студентами знаний, полученных в ходе самостоятельного решения проблем.
Технология проблемного обучения способствует самостоятельному научному поиску студентов, личностной включенности студентов в процесс обучения, получению учащимися новой информации в ходе решения теоретических и практических проблем, развитию коммуникативных умений.
Тема урока: Великие реформы Александра II (1860-е – 1870-е гг.)
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II, проанализировать их итоги и последствия
Задачи урока:
образовательные:
охарактеризовать исторический портрет Александра II
определить причины проведения реформ в 1860-х-1870-х гг.
рассмотреть этапы подготовки реформы отмены крепостного права, охарактеризовать основные положения реформы 1861 года
изучить вопрос реорганизации системы земского и городского управления
охарактеризовать судебную реформу 1864 г., выявив её значение для дальнейшего развития судебной системы
изучить ход и значение военной реформы под руководством Д.А. Милютина
выявить итоги и значение реформ Александра II
закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий, знакомство с историческими персоналиями
воспитательные:
способствовать воспитанию чувства любви к Родине и гордости за историю своего народа, понимания неоднозначности оценки деятельности исторических личностей
развивающие
способствовать развитию у студентов умения обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;
способствовать умению проводить комплексный поиск исторической информации в источнике разного типа, систематизировать разнообразную историческую информацию, участвовать в групповой работе, представлять результаты индивидуальной работы.
Термины: уставная грамота, временнообязанные крестьяне, отрезки, выкупная операция, земства, курия, земские управы, городская дума, городская управа, мировой судья, суд присяжных заседателей, адвокатура (присяжные поверенные), всеобщая воинская повинность, классическая гимназия, реальная гимназия.
Оснащение урока:
Мультимедийный проектор с экраном
Презентация по теме
История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М., 2012
Портреты Николая I, Александры Федоровны, Александра II, Жуковского В.А., Мердера К.К., Арсеньева К.И., Сперанского М.М., Канкрина Е.Ф.
Сообщение «Император Александр II: исторический портрет»;
Раздаточный материал (индивидуальные тестовые задания, текстовые материалы, кластер, схема)
Ход занятия:
Этапы занятия Содержание этапа Время
Деятельность преподавателя
Организация деятельности студентов Организационный момент
Приветствие, проверка наличия студентов;
Формулировка темы. Цель: настроить студентов на работу.
Здравствуйте, уважаемые студенты.
Проверка наличия студентов.
Тема занятия «Великие реформы Александра II (1860-е – 1870-е гг.)». Слушают. 3 мин.
Актуализация ранее изученного материала
Фронтальный и индивидуальный опрос
(Приложение №1) Вспомним особенности социально-политического и экономического развития Российской империи в годы правления Николая I.
1. В чем заключалась суть династического кризиса декабря 1825 года?
2. Каковы были причины и итоги восстания декабристов? В чем значение этого события для последующего развития страны?
3. Перечислите основные направления внутренней политики в годы царствования Николая I?
4. В каких фактах внутриполитической жизни проявлялся процесс усиления и разрастания государственного аппарата?
5. Раскройте содержание такого направления во внутренней политике Николая I как борьба с революционным движением.
6. В чем состояла заслуга деятельности М.М. Сперанского в годы правления Николая I?
7. Охарактеризуйте основные мероприятия по крестьянскому вопросу, их результаты и значение.
8. Приведите примеры того, что Россия конца 1830-х-начала 1840 гг. переживала начало промышленного переворота.
9. Подведите итоги правления Николая I. Отвечают на поставленные вопросы устно.
Отдельная часть студентов работает самостоятельно, выполняя задания по индивидуальным карточкам. 7 мин.
1. Постановка цели и задач урока, проблемного вопроса.
Изучение нового материала
Закрепление полученных знаний Цель этапа: Обеспечить усвоение нового материала.
1. Сообщение студентам цели и задач урока (слайд 2)
2. Проблемный вопрос: Реформы Александра II имели противоречивые результаты (слайд 3).
3. Опережающее задание: выступление студента с докладом на тему «Император Александр II: исторический портрет» с использованием презентации (слайды 4-8)
4. Рассказ преподавателя о причинах преобразований (слайды 9-10)
5. Работа по заполнению кластера (слайд 11).
Задача каждого студента по ходу занятия заполнять кластер указанного на слайде образца, в котором должны быть указаны и раскрыты реформы и их содержание.
Студентам предварительно розданы кластеры на листах А4, а также вопросы по группам.

Студенты по группам работают с материалом в учебнике по указанным вопросам.
1 группа – «Крестьянский вопрос»
1. Как шел процесс подготовки к реформе отмены крепостного права? (в кластер не вписывается)
2. Какие права получили бывшие крепостные крестьяне?
3. Чье право собственности на землю было признано?
4. Какие документы фиксировали конкретные условия освобождения крестьян?
5. Какой статус получали крестьяне до момента перехода на выкуп?
6. Как назывались излишки земли, которые помещики имели право отрезать от надела в случае превышения нормы?
7. В чем заключалась суть выкупной операции с участием государства?
2 группа – «Земская и городская реформы»
1. Какой характер носили земские и городские органы управления?
2. По какому принципу строилась избирательная система в земствах и городах?
3. На какие органы делились земская и городская система самоуправления?
4. Что входило в компетенцию земств и городских органов управления?
3 группа – «Судебная реформа»
1. Какие новые принципы были положены в основу суда?
2. Какие виды судов были установлены в ходе реализации реформы?
3.Какие новые элементы появились в системе суда?
4. Какой орган являлся высшей судебной инстанцией?
4 группа – «Военная реформа»
1. Кто подлежал призыву на военную службу?
2. Какие сроки службы были установлены для армии и флота?
3. Кто мог быть освобожден от службы?
4. Какой принцип был положен в основу комплектования армии?
5 группа – «Реформы в области образования»
1. На какие виды стали делиться гимназии?
2. В чём значение нового университетского устава?
3. Какие гимназий появились в 1858 г.?
4. Какие курсы с университетской программой были организованы в 60-70-е гг. XIX в.?
7.Работа с выдержками из учебников по итогам и значению реформ Александра II, заполнение схемы (приложение № 3)
8. Ответ на проблемный вопрос.
9. Итак, какие реформы были проведены в годы правления Александра II? Слушают
Слушают.
Задают вопросы докладчику.
Записывают.
Индивидуальная работа студентов с учебным материалом с последующим устным обсуждением по заданным вопросам.
Читают.
Отвечают на вопросы.
Читают, обсуждают.
Заполняют схему.
Студенты на основе кластера и схемы фронтально называют реформы, их содержание и итоги 33 мин
5 мин
5 мин
10 мин
8 мин
3 мин
Обобщение по уроку
Общий вывод формулирует преподаватель
Домашнее задание (письменно в тетрадях):
1. Работа с историческим источником (приложение 2):
Прочитайте приведённые ниже отрывки из сочинений историков, в которых представлены различные оценки императора Александра II и ответьте на вопросы:
1. какие черты характера отмечают исследователи у Александра II?
2. почему реформы 1860-70–х гг. получили наименование «великих», а сам император подобного звания не был удостоен?
Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Крымской войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Большую роль сыграли и свойства его характера — доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма…. Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.
Л.Г.Захарова
Он чувствовал необходимость новых дельцов и приемов, но, мнительно не уверенный в них, не решался порвать со старыми. Нерешительность верховного двигателя сообщала своеобразный ход реформе. Раз начатая и слабо направляемая, она шла сама собой, осложняясь и двигаясь в силу собственной необходимости, как ком горного снега, сорвавшись с вершины, скатывается вниз огромной лавиной. В минуты беспомощности Александра II выручал тот же недостаток характера, который так вредил всему ходу его преобразовательной деятельности: это его опасливая мнительность... Мнительность становилась источником решимости. Восстание «снизу» — его главное опасение.
В.О. Ключевский
2. Ответ на вопрос из учебника (§ 58, стр. 68, вопрос 3), устно:
Вскоре после отмены крепостного права в России произошла отмена рабства в США. Можно ли считать, что это события одного порядка? Свой ответ аргументируйте. Слушают 2 мин