Урок истории Земельная реформа 1861 года



Составитель: Егорова В.В., 3 группа
Дисциплина: формы организации процесса изучения истории









Урок истории в 8 классе
Тема урока: Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России.









2015

Тип урока: урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами лабораторной работы.
Технология: проблемного обучения.
Цель урока: Познакомить учащихся с процессом отмены крепостного права в России, оценить вклад Александра II, Я.И. Ростовцева, Н.А.Милютина в реформирование жизни общества, способствовать формированию УУД Задачи урока: 1. Выяснить основные положения крестьянской реформы 1861г, дать ей оценку. 2. Развивать умение работать с историческими источниками, картой, отбирать наиболее оптимальные пути для решения проблемы, анализировать результаты индивидуальной и групповой работы. 3. Способствовать воспитанию у учащихся уважения к историческим деятелям, внесшим большой вклад в процесс освобождения крепостных крестьян, к правам человека.
Понятийный аппарат: крепостное право; Юрьев день; барщина оброк; реформа; рескрипт; уставная грамота; мировые посредники; временнообязаннные крестьяне; отрезки, манифест.
Даты: 1497г; 1550; 1581г.; 1597г; 1797 г.; 1803 г.; 1816-1819гг; 30марта 1856 г., 19 февраля 1861 г.
Оборудование: видеопроектор, учебник «История России XIX век» для 8 класса, авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, карта «Отмена крепостного права в России в 1861 году», атлас по истории России XIXв., портреты Александра II, Я.И.Ростовцева, Н.А. Милютина, раздаточный материал - извлечения из документа «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» с проблемным заданием для 4 творческих групп.
Литература: 1. Е.В.Колганова, Н.В. Сумакова «Поурочные разработки по истории России», М., «ВАКО», 2010 г.-С. 134-145. 2. Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

ПЛАН УРОКА:
Подготовка крестьянской реформы.
Основные положения крестьянской реформы 1861г.
Значение отмены крепостного права.
Ход урока I. Орг. момент, сообщение цели урока (1мин.) Тема урока: Крестьянская реформа 1861г. Отмена крепостного права в России.
Цель нашего урока: познакомиться с подготовкой и основными положениями крестьянской реформы 1861г., работой учреждений занимающихся ее разработкой и людьми, которые внесли большой вклад в отмену крепостного права.
????Сегодня на уроке нам предстоит решить проблемный вопрос – Смог ли государственный проект освобождения крестьян удовлетворить требования помещиков чернозёмных и нечернозёмных губерний? В защиту своей точки зрения привести аргументы (доказательства)
II. Опрос, актуализация ранее полученных знаний (5мин.):
Работа с ист. терминами: КРЕПОСТНОЕ ПРАВО (форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею повинности - барщину и оброк и полностью зависят от помещика, являясь его собственностью); Юрьев день; барщина; оброк.
Определите, что объединяет перечисленный ряд: Судебник Ивана III; Судебник Ивана IV; Соборное уложение -? (это документы о закрепощении крестьян)
-Когда окончательно было узаконено крепостное право в России? (1649г.)
- В каком документе? (Соборном уложении 1649г.) При каком русском царе?
- В чьих это интересах было?
3. Повторение дат: 1497г.; 1550; 1581; 1597г; 1797; 1802;1816-1819;
С каким главным вопросом в России связаны все эти даты и события?
Работа с ист. документом. (дается нескольким уч-ся – работникам архива- архивариусам) Внимательно послушайте отрывок из ист. документа и определите, кому принадлежат слова : «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутимое и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным Даже помысел о ликвидации оного – преступное посягательство на общественное спокойствие и благо государства..»
Итак, кому принадлежат эти слова, сказанные о крепостном праве? Когда он правил? (1825-1855гг.)
- Почему Николай понимая, что крепостное право это зло не решился его отменить? Чьи интересы он боялся затронуть? Почему?
- Какое событие, ударило по застоявшимся умам и значительно расширило число сторонников отмены крепостного?
С чем Александр II и многие благомыслящие люди России связывали неудачи в Крымской войне?
- Почему император Александр II в отличие от своего покойного родителя Николая I стал активным сторонником отмены крепостного права?
- Какие еще причины, кроме поражения в Крымской войне побуждали императора к тому, чтобы решиться провести крестьянскую реформу, на отмену крепостного права? (бунты крестьян, невыгодность крепостного труда, безнравственность его, не желание быть самым отсталым государством в Европе, оно сдерживало развитие новых капиталистических отношений)
III Работа над новой темой (10мин.)
1. Подготовка крестьянской реформы.
Что такое реформа? (крутое, важное изменение в жизни общества и государства )
С чем у вас ассоциируется крестьянская реформа?
А)Слово учителя: Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II официально заявил в краткой речи, произнесённой им 30 марта 1856 года, перед представителями московского дворянства. При этом он, зная настроения большинства дворян, подчеркнул, что будет гораздо лучше, если отмена крепостного права произойдёт сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу. - Как вы понимаете слова Александра II , что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»?
Верно, Александр I хотел, чтобы крепостное право было отменено «свыше», т.е. с помощью реформы, а не с помощью революции.
Что такое реформа? (крутое, важное изменение, преобразование в жизни общества и государства )
С чем у вас ассоциируется крестьянская реформа?

Правительство желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. Государь ожидал от помещиков инициативы в деле подготовки реформы, но те уклонялись, молчали.
3 января 1857г. - А.II образовал Секретный комитет «для обсуждения мер по улучшению быта помещичьих крестьян», подготовка крестьянской реформы началась.
В октябре 1857г. виленский генерал – губернатор Назимов привез императору адреса, т.е. обращения от дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний. Они были склонны освободить крестьян без наделения землей. В ответ Александр II издал рескрипт (письмо монарха к подданным) генерал губернатору В.И.Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права. В рескрипте указывались рамки освобождения крестьян: освобождение крестьян с землей за выкуп, до выплаты которого они должны нести повинности в полтзу помещика. , т.е. быть временнообязанными.
Вскоре текст рескрипта Назимову появился в печати. Таким образом подготовка крестьянской реформы стала гласной.
В 1858г. в 46 губерниях из 50 были учреждены губернские «комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян», а Секретный комитет в феврале 1858г. был переименован в Главный комитет, председателем которого стал великий князь Константин Николаевич.
Март 1859г. - в качестве рабочего органа при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии, которые рассматривали материалы, поступающие из губернских комитетов и составляли на их основе общий проект закона об отмене крепостного права. Председателем редакционных комиссий был назначен Я.И. Ростовцев.
Ростовцев привлек к работе в ред. /к. либеральных чиновников и помещиков: Н.А. Милютина, Ю.Ф. Самарина, В.А. Черкасского, Я.А. Соловьева, П.П. Семенова Тян – Шанского – они выступали за освобождение с землей за выкуп и превращение их мелких земельных собственников, при сохранении помещичьего землевладения. Подавляющее же число помещиков желало крестьян освободить без земли. Работа над проектом требовала много физических и душевных сил, что сказалось на здоровье Ростовцева и он умер. Его место занял консерватор министр юстиции граф Панин. Ему было прказано ничего не менять в проекте.
10 октября 1860г. р/к. были закрыты, проект был перадан в Главный комитет, а затем в Гос. совет, где сам А.II его защищал.
Предложения дворянства поступающие в редакционные комиссии можно разбить на две большие группы. Предложения от дворян: чернозёмных губерний и нечернозёмных.
Работа с ист. картой Черноземье обозначено на карте розовым цветом. Определите совр. территория Мордовии, находится в какой зоне. (Часть территории находящаяся в пойме реки Мокши- черноземье, например наш Ковылкинский р-н, относящийся к Пензенской губернии, Норовчатского уезда, а вот чамзинский р-н сплошной известняк) Какой крупный помещик жил на территории, которая теперь – г. Ковылкино)
         Так, помещики нечернозёмных губерний были готовы предоставить крестьянам относительно большой земельный надел, но настаивали на высоких выкупных платежах. Помещики Черноземья стремились сохранить за собой как можно больше земли; некоторые проекты, присланные из черноземных губерний, предполагали освободить крестьян и вовсе без надела.
-Ппочему именно такие требования выдвигались дворянством двух главных хозяйственных районов страны?
-Какая форма повинности преобладала в чернозёмной, а какая в нечернозёмной зоне? (В 1-ой - барщина, во 2-ой - оброк).
С чем это было связано? (В чернозёмной зоне главное богатство – земля, на которой заставляли крестьян трудиться помещики. В нечернозёмной зоне земля приносила сравнительно мало дохода, большие доходы получались от отходничества крестьян и платимого ими денежного оброка). Поэтому, естественно, что помещики чернозёмных губерний более всего дорожили землёй, нечернозёмных – личностью крестьянина.
- Итак, входе разработки крестьянской реформы, какие вопросы были главными?
(Освобождать крестьян с землей или без? Освобождать за выкуп или без?)
В чьих интересах их стремилось решить правительство?
2.Основные положения крестьянской реформы 1861г. уч-ся рассматривают самостоятельно по технологии проблемного обучения. (7мин.)
Несмотря на все сложности и попытки консерваторов не допустить проведение реформы 19 февраля 1861 года Александр II подписал два важных документа
Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»;
«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
Крепостное право отменялось навсегда в России.
Групповая работа по технологии проблемного обучения с извлечениями из документа «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» в 4-х творческих группах.

Извлечения из документа «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
Извлечения из документа «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
Пункт 2 – Порядок личного освобождения.
Крестьяне:
лично свободны;
наделены общегражданскими и имущественными правами;
крестьяне могли переходить в другие сословия.
НО! сохранилось:
сословное деление;
подать от крестьян;
рекрутские наборы;
зависимость от общины.

Пункт 6 – Порядок наделения землей.
Сохранялось помещичье землевладение.
Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.
Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.
Если к моменту освобождения в крестьянском пользовании находилось земли больше установленной нормы, то помещик имеет право отрезать излишки (отрезки)
За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа
Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной, а не с каждым крестьянином. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина, а собственностью общины.

Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли, но не выкупившие ее назывались временнообязанными. Временнообязанное состояние могло продолжаться в течении 9 лет.
Размер надела, оброка (барщины) определялся Уставной грамотой – соглашением между помещиком и крестьянами. Срок ее подписания – 2 года.

Выкупная операция:
25% - 20 % стоимости земли крестьянин платит помещику;
75% -80% стоимости земли помещику возмещает государство.
На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.
Размер выкупа определять таким образом, чтобы размер процентов, начисленных на него (в течении года) равнялся размеру оброка, который прежде уплачивали ему крестьяне за аренду земли.
После этого оказаться от выкупной операции нельзя!

Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной.
Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной.
Контроль над этим лежал на мировых посредниках.

Карта – задание (для группы «Юристов», I- в.))
Задание : 1) Прочитать извлечения из документа «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», т.е. основные положения крестьянской реформы.
2) Из перечисленного отметьте ручкой права, приобретённые крестьянами по «Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года:
помещик не имел права распоряжаться крестьянами;
крестьяне получили право собственности на землю;
крестьянские общества могли создавать собственную полицию;
крестьяне могли переходить в другие сословия;
крестьяне могли вступать в брак без разрешения помещика;
крестьяне могли избирать земства;
крестьяне могли избираться в земства;
крестьяне получили право поступать в учебные заведения;
крестьяне получили право поступать на службу.
3)Вставить пропуски в предложениях:
Крестьяне, ранее принадлежащие помещикам по реформе 1861, объявлялись и наделялись и правами.
При освобождении они наделялись земельными наделами в размере от до десятин, но ее нужно было выкупить у помещика.
До выкупа своих наделов крестьяне назывались и должны были платить оброк и отбывать барщину в пользу помещиков.
Размеры крестьянских наделов, а также оброк и барщина временнообязанных определялись соглашением между помещиком и крестьянами -
.
Карта – задание (для группы «Архивариусов», II- в.)
Задание:1) Прочитать извлечения из документа «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», т.е. основные положения крестьянской реформы.

2) Дайте определение : «временнообязанные крестьяне», «отрезки», Уставная грамота, мировые посредники.

Временнообязанные крестьяне - .
Отрезки – это .
Уставная грамота – это
Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками –

Карта – задание (для группы Экономистов, III- в.)
Задание:1) Прочитать отрывок из документа «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», т.е. основные положения крестьянской реформы.
Задание 2: Как определялся размер выкупа крестьянина за землю у помещика? Могли ли быть финансовые потери у помещиков при отмене крепостного права?

Задание 3: Проанализировать статистические данные: Отрезка была проведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян. Прирезка – у 3-15% крестьян. Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского надела; в некоторых губерниях – 30-40% от крестьянского надела. – Подумайте, о чём свидетельствуют эти данные?
Смог ли государственный проект освобождения крестьян удовлетворить требования помещиков чернозёмных и нечернозёмных губерний?
Задание (для группы «Социологов» 4 - в.)

Задание 1. : прочитать последний пункт §20 и перечислить итоги крестьянской реформы 1861г.
Составить кластер:

Крестьянская реформа 1861г.



Для крестьян
___________

Для помещиков

________________

Для государства





IV. Проверка работы, оценивание результатов в баллах (5мин.)
«Юристы» перечислить права крестьян вышедших из состояния к./ зависимости, из данного списка в вашем задании. Кому с юр. точки зрения принадлежал надел крестьянина, вышедшего из крепостной зависимости?
«Архивариусы» Кто такие временнообязанные крестьяне? Моровые посредники? Что такое отрезки?, Уставная грамота?
«Экономисты» Как орпределялся размер выкупа на землю по реформе 1861г.?
Могли ли быть финансовые потери у помещиков осн. Хизяйственных районов Росси: черноземья и нечерноземья?
Где наделы крестьян были больше? Почему?
«Социологи» Какие основные итоги крестьянской реформы 1861г.?
V. Рефлексия (2мин.)
Прослушайте отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:
В каком году – рассчитывай, В каком земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.   и ответьте на вопросы: – Когда могло происходить действие поэмы? Когда была проведена крестьянская реформа? Кто такие временнообязанные ? – О чем говорят названия губернии, уезда и деревень, из которых были мужики?
Благодаря каким гос. деятелям герои поэмы Некрасова получили свободу?
Д/З п.20, подготовить сообщение о Я.И. Ростовцеве.

Самоанализ урока
1. Общие сведения: дата, школа, город, Ф.И.О. учителя, учебная программа, тема урока.
2. Использование средств обучения- карта и атлас по истории России XIXв. – это методическое и наглядное пособие, извлечения из документа «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», текст учебника, ИКТ – слайды презентации
3. Соблюдение ТБ и санитарно-гигиенических норм.
4. Наглядные пособия, раздаточный материал – карта, атлас, презентация с портретами ист. Деятелей, карточки с заданиями по работе к документу(т.н. карта – задание или информационная карта))
5. Структура урока (основные этапы, назначение и длительность –I. Вводно – мотивационный этап; II- организация учебной деятельности с целью решения проблемы – стадия осмысления; III – этап контроля коррекции).
6. Цели урока и способы их достижения - Цель урока: Познакомить учащихся с процессом отмены крепостного права в России, оценить вклад Александра II, Я.И. Ростовцева, Н.А.Милютина в реформирование жизни общества, способствовать формированию УУД Задачи урока: 1. Выяснить основные положения крестьянской реформы 1861г, дать ей оценку. 2. Развивать умение работать с историческими источниками, картой, отбирать наиболее оптимальные пути для решения проблемы, анализировать результаты индивидуальной и групповой работы. 3. Способствовать воспитанию у учащихся уважения к историческим деятелям, внесшим большой вклад в процесс освобождения крепостных крестьян, к правам человека.

7. Мотивация учебной деятельности – есть с помощью проблемных вопросов
8. Использование опорных знаний – есть на этапе стадии вызова (повторение терминов ключевых по теме: крепостное право, барщина, оброк)
9. Оценка содержания урока с точки зрения общедидактических принципов:
научность;
логичность;
связь с практикой;
доступность.
Используемые методы и приемы обучения :
методические приемы:
проблемное изложение; групповое исследование основных положений Крестьянской реформы по извлечениям из документа «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

11. Формы организации учебной деятельности – урок с элементами лабораторной работы (творческая лаборатория), фронтальные, групповые
12. Методы развития и закрепления интереса к предмету – постановка проблемных вопросов, применение ИКТ
13. Методы стимулирования мыслительной деятельности – работа с логическими рядами (дат, ист. документов)
14. Работа учащихся на уроке:
степень интереса к изучаемому материалу;
активность и самостоятельность;
сознательность усвоения;
организованность и дисциплинированность;
соблюдение правил ТБ;
степень усвоения учебного материала.
15. Домашнее задание.
16. Обратная связь, система контроля знаний.
17. Характеристика коммуникативных умений учителя.
18. Воспитательный эффект урока, приемы и методы воспитания,
19. Выводы. Урок достиг цели. – познакомились с процессом отмены крепостного права, основными положениями реформы 1861г. Структура урока соблюдалась. Развивались УУД – умение анализировать, сравнивать выделять главное в тексте как документов так и учебника. Материал излагается по технологии проблемного изучения. На уроке присутствовали все три главных специфические компонента для урока истории - работа с ист. картой, ист. документами, была персонификация личности. Послеживались межпредметные связи (география, ИКМК, литература)





IV. Проверка работы, оценивание результатов в баллах (5мин.)
V. Рефлексия (2мин.)
Прослушайте отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:
В каком году – рассчитывай, В каком земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.   и ответьте на вопросы: – Когда могло происходить действие поэмы? Когда была проведена крестьянская реформа? Кто такие временнообязанные ? – О чем говорят названия губернии, уезда и деревень, из которых были мужики?
Благодаря каким гос. деятелям герои поэмы Некрасова получили свободу?

Д/З п.20, подготовить сообщение о Я.И. Ростовцеве.




















Приложения
Карта Экономическое развитие Российской империи в первой половине 19 в.


Карта Экономическое развитие Российской империи во второй половине 19 в.











Автономная некоммерческая организация дополнительного образования
«Сибирский институт непрерывного дополнительного образования»


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Картинка 12 из 276315