Урок истории в 8 классе Крестьянская реформа 1861 года
Урок истории в 8 классе «Крестьянская реформа 1861 года».
Педагогические цели:
способствовать ознакомлению учащихся с реформой отмены крепостного права,
содействовать развитию умений анализировать причины отмены крепостного права
характеризовать личность АлександраII
создать условия для выявления основных положений, значения крестьянской реформы для развития страны;
путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты;
развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, выделять главное;
способствовать развитию информационной культуры учащихся;
познакомить их с возможностями применения ПК на уроках истории;
содействовать воспитанию уважения к истории;
Тип и вид урока: межпредметный интегрированный урок истории и математики/ урок-исследование
Планируемые результаты (предметные): Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества
Личностные результаты: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду.
Метапредметные результаты: владение умением работать с учебной литературой и дополнительной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять развернутый ответ, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях
Формы работы:
беседа по домашнему заданию;
изложение нового материала;
анализ исторических и литературных источников;
работа над историческими терминами;
решение задач на проценты.
Оборудование:
ПК, мультимедийный проектор;
раздаточный материал на столы (извлечения из текста «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»);
карточки с историческими понятиями;
Образовательные ресурсы:
Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов.─ Москва, 1954
Винокурова М.М., Чепелкин М.А. Эпоха реформ 1860-х годов в России: Пакет-комплект документального материала.─ Москва, 1993
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России.XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений.─М.:Просвещение, 2013
Колганова Е.В., Сумакова И.В. Поурочные разработки по истории России XIX век: 8 класс.─ Москва, 2007
Конец крепостничества в России. Документы, письма, мемуары, статьи.─М.,1994
Короткова М.В.Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.─ Москва, 2001
http://videouroki.net
http://infourok.ruНовый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, картой, таблицами, иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя.
Слайды:
Русская деревня в реформе 1861 года
эпиграф урока
портрет Александра II
подготовка крестьянской реформы
Я.И.Ростовцев
Карта «Отмена крепостного права в России»
отношение помещиков к реформе
таблица
крестьяне – помещики
чтение Манифеста 1861 года
Уставная грамота
задача «Выкупная операция»
историческое значение реформы
Основное содержание темы, понятия, даты:
19 февраля 1861 года – отмена крепостного права
«Манифест об освобождении помещичьих крестьян»
«Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
временнообязанные крестьяне
усадебная оседлость
мировой посредник
уставная грамота
выкупная операция
капитализация оброка
Структура урока:
Организационное начало
Актуализация знаний
Постановка учебной задачи
Усвоение новых знаний и способов действий.
Закрепление знаний и способов действий.
Рефлексия
Подведение итогов урока
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Быстрое включение в деловой ритм.
Постановка учебной задачи.
Слово учителя: (читает стихотворение, звучит музыкальное сопровождение)
Беден, нечесан КалинушкаНечем ему щеголять,Только расписана спинушка,Да за рубахой не знать.С лаптя до воротаШкура вся вспорота,Пухнет с мякины живот.Верченый, крученый,Сеченый, мученыйЕле Калина бредет…
Вопрос учащимся: Как выдумаете, о чём данное стихотворение?
Слово учителя: Попробуйте определить тему нашего урока сегодня?
Предполагаемый ответ: Крестьянская реформа 1861 года.
(Слайд №1) Учащиеся записывают тему урока в рабочую тетрадь.
Слово учителя: На прошедшем уроке мы приступили с вами к изучению нового раздела в истории Отечества XIX века – «Россия в эпоху реформ». Имя императора Александра II прочно вошло в сознание современников и потомков как крупного реформатора. Первым его шагом по пути модернизации страны была отмена крепостного права.
Обращение к эпиграфу урока. (Слайд №2)
«Положение освободившихся крестьян, их будущие земельные наделы сначала казались начальству не совсем такими, какими получились, в конце концов».
(Н.Я.Эйдельман)
Задача урока состоит в том, чтобы путем анализа основных положений реформы 1861 года, выявить ее прогрессивные и крепостнические черты. Иначе говоря, выяснить какой виделась реформа «начальству» и что получилось, в конечном счете.
Актуализация знаний.
Вопросы учащимся:
1. Каковы были причины отмены крепостного права?
Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде. Крепостное право препятствовало дальнейшему развитию сельского хозяйства.
Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности.
Рост числа крестьянских волнений создавало реальную угрозу новой «пугачевщины».
Крепостное право на практике ни чем не отличалось от рабства и осуждалось всеми слоями общества.
Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крепостническая Россия не выдержала соперничества с коалицией более развитых европейских держав. (Слайд3)
2. Какое событие явилось отправной точкой для обсуждения реформы отмены крепостного права?
Речь Александра II 30 марта 1856 года. (Слайд №4)
3. Какие учреждения занимались подготовкой реформы? Назовите цели и итоги работы каждого из них.
3 января 1857 года был образован Секретный комитет для обсуждения вопроса об отмене крепостного права. С конца 1857 года подготовка крестьянской реформы стала гласной. В течение 1858 года в 46 губерниях были учреждены «комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян». В феврале 1858 года Секретный комитет был переименован в Главный комитет. В марте 1859 года при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии под председательством Я.И.Ростовцева. Их члены занимались рассмотрением материалов, поступавших из губерний, и составлением на их основе общего проекта закона об освобождении крестьян. В октябре 1860 года Редакционные комиссии закончили свою работу. Окончательный текст документа был утвержден Государственным Советом. (Слайды №5 и №6)
4. В чем была главная трудность при составлении единого проекта закона Редакционными комиссиями?
Помещики черноземных губерний выступали за освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп. Помещики нечерноземных губерний были сторонниками освобождения с землей, однако выкуп предлагали назначить не только за землю, но и за личность крестьянина. (Слайд №7-№10)
Усвоение новых знаний и способов действий.
Слово учителя: Подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к 19 февраля – шестой годовщине восшествия на престол Александра II на престол.
На доске вывешиваются, а учащиеся записывают в тетрадь дату и название документов.
19 февраля 1861 года
«Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости»
«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
5 марта 1861 года Манифест был прочитан в церквях после обедни. А при разводе в Михайловском манеже Александр сам его причитал войскам. (Слайд №12)
Вот что отмечалось в письмах из провинции, переиллюстрированных на петербургском почтамте: «По сборе народа зажигали [в церкви] свечи, священники облачались в праздничные ризы, выходили с Манифестом в руках… выход священника встречен был народом с усердною мольбою иконам,… затем следовала мертвая тишина, и начиналось чтение Манифеста.
Далее учащимся предлагается, опираясь на литографию «Чтение Манифеста 1861 года» (Слайд №11) , предположить, как отнеслись крестьяне к услышанному. Выслушиваются ответы учащихся.
В письмах из провинции читаем: «Равнодушие народа… весьма понятно… он еще не знает, как устроится, станет ли ему легче в том положении, которое ему предоставляется...»
Положения 19 февраля 1861 года включало 17 законодательных актов, в которых была подробно расписана процедура освобождения.
Организуется работа над текстами исторических документов по вариантам. Первый вариант работает над извлечениями «Из общих Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», второй – над «Положениями о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий». На основе текста документа учащиеся первого варианта определяют, какие права получили крестьяне после освобождения. Второй вариант на основе текста документа выясняет условия выкупа крестьянами земли.
Предполагаемые ответы учащихся:
Первый вариант: крестьяне получили личную свободу, гражданские права, а именно:
производить сделки с движимым и недвижимым имуществом;
открывать торговые и промышленные предприятия;
выступать в суде от своего имени;
переходить в другие сословия;
не подвергаться телесным наказаниям иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей;
Второй вариант:
крестьяне освобождались с землей, размер, которого колебался в зависимости от региона России (черноземные, нечерноземные, степные губернии) от 3 до 12 десятин;
крестьяне должны были выкупать земли у помещика.
до совершения выкупной сделки крестьяне считались временнообязанными и должны были выполнять прежние обязанности – барщину и оброк;
размер выкупа за землю устанавливался в зависимости от величины денежного оброка крестьянина и приравнивался к капиталу, который в банке давал доход в 6% годовых.
Основные положения реформы 1861 года учащиеся записывают в тетрадь. (Слайд №12)
Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте. За соблюдением условий уставных грамот, урегулированием споров между крестьянами и помещиками следили мировые посредники, назначаемые Сенатом из числа потомственных дворян. Среди мировых посредников были такие известные люди, как Л.Н.Толстой, некоторые декабристы. (Слайд №13,№14)
На доску вывешиваются понятия «временнообязанные крестьяне», «уставная грамота», «выкупная операция», «мировые посредники».
Проблемное задание: Обладал ли крестьянин достаточными денежными средствами? Легко ли было выплачивать выкупные платежи крестьянам.
Далее следует математический блок урока. Решение задач на проценты. Задачи составлены на основе краеведческого материала. (Слайды №15-№19)
Слово учителя. Земля за выкуп предоставлялась не отдельному крестьянину, а общине. Община становилась собственником земли, которую крестьяне сообща распределяли между собой. Таким образом, отдельный крестьянин не мог продать свой надел, а сдать в аренду только членам своей общины. Если крестьянин уезжал жить в город, то свой надел он должен был оставить.
Итак, в чем заключается историческое значение реформы 1861 года? Правомерно ли называть реформу великой?
Запись в тетрадь.
Реформа создала необходимые условия для утверждения капитализма;
Способствовала росту темпов экономического развития;
Способствовала складыванию новых социальных слоев – пролетариата и промышленной буржуазии;
Привела к изменению самого крестьянства. (Слайд №21-№22)
Однако, несмотря на свое прогрессивное значение, реформа была крайне непоследовательной и противоречивой. А.Н.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отмечал:
Порвалась цепь великая,
Порвалась и ударила
Одним концом по барину
Другим по мужику.
Выслушиваются ответы учащихся на вопрос: «Как вы понимаете слова поэта?»
Предполагаемый ответ:
Данный отрывок отражает сложность, двойственность и противоречивость реформы. С одной стороны, реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам. В ряде случаев их положение ухудшилось. С другой стороны, она ущемляла экономические интересы помещиков, лишив их рабочих рук и гарантированного дохода.
Закрепление знаний и способов действий.
Проводится на основе отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков,
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии
Уезда Терпигорева
Пустопорожней волости
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Горелова, Неелова,
Неурожайка то ж.
Вопросы к классу:
1. Предположите, когда могло происходить действие поэмы?
Действие происходит в период с 1861 по 1881 годы, то есть до издания закона, когда всех временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп.
2. Назовите губернию, уезд, деревни, из которых были мужики?
3. Поясните, почему автор дал именно такие названия?
Названия свидетельствуют о бедственном положении крестьянства после реформы 1861 года. Отмена крепостничества не только не улучшила положение крестьян, а в некоторых случаях ухудшила его.
Рефлексия:
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Информация о домашнем задании:
1) § 20
2) Включить в словарь исторических терминов новые понятия с объяснением (временнообязанные крестьяне, уставная грамота, мировой посредник, выкупная операция)
3) Творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.
Приложение1
Из «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
Раздел I
Глава первая: «О правах личных и по состоянию»
21.На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволение помещиков…
22. Крестьяне, как отдельно, так и целыми обществами, могут входить, на основании общих постановлений, во всякие, законом дозволенные, договоры, обязательства, подряды…
23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением установленных в общих законах и в сем Положении правил:
производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин;
открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения;
записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия, как в селениях, так и в городах;
вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды…
24, Крестьянам предоставляются следующие права по искам, жалобам, ходатайству и суду:
по делам гражданским: отыскивать свои права, вчинять иски и тяжбы и ответственность за себя…лично или через поверенных…
25.Крестьяне не могут быть подвергаемы никакому наказанию иначе, как по судебному приговору, или по законному распоряжению поставленных над ними правительственных и общественных властей.
Глава вторая: «О правах по имуществу»
31. …Все движимое имущество крестьян, как-то: домашний и рабочий скот, земледельческие орудия и пр. на основании существующих постановлений принадлежит вполне крестьянам…
32. Земли, дома и вообще недвижимые имущества, приобретенные крестьянами в прежнее время, на имя их помещиков, укрепляются за крестьянами или их наследниками окончательно…
33. Каждый крестьянин может приобретать в собственность недвижимые и движимые имущества, а также отчуждать оные, отдавать их в залог и вообще распоряжаться ими…
Приложение 2
\s
Приложение 3 (математический блок урока)
Тема: «Решение задач с помощью рациональных уравнений»
Цели урока:
- отработка навыка решения задач на составление дробных уравнений;
- повторение и обобщение теории решения уравнений с одной переменной;
- повторение понятия равносильности уравнений;
- повторение понятия процента от числа, правил нахождения процентного отношения;
- отработка практического применения понятия процента при решении практических задач;
- воспитание навыка самостоятельности и самоконтроля, умения проводить сравнительный анализ различных данных;
- развитие логического мышления и аналитических способностей учащихся;
- развитие приемов переключения внимания и применения математических знаний при решении практических задач в различных областях человеческой деятельности;
Фронтальный опрос:
-Что такое процент?
- Как найти процент от числа?
- Как найти, сколько процентов одно число составляет от другого?
- Как найти, на сколько одно число больше или меньше другого?
Устно:
Найти 20% от 150р.
15% от 60р.
80% от 120р.
Как легче найти 20%,25%,50% от числа?
Индивидуальные задания для сравнительного анализа размера настоящей и выкупной стоимости земли в Воронежской и губернии в 1861 году.
1.Цена 1 десятины земли в Воронежской губернии - 62,5 р. Крестьянину необходимо выкупить 4 десятины.20% от стоимости он должен заплатить сразу.80% от суммы - в рассрочку на 49 лет под 6% годовых. Сколько всего заплатит сверх установленной суммы крестьянин?
2.Настоящая цена 1 десятины земли – 38р. Сколько стоят 4 десятины? Сколько нужно платить сразу? Сколько составляла переплата в последующие 49 лет, если сразу оплачивалось 20% от суммы, а остальные 80% - с добавкой 6% от этой суммы в год?
Решение задачи на составление дробного уравнения.
Вопросы по теории уравнений.
-Что такое уравнение?
- Дайте определение корня уравнения.
- Что значит решить уравнение?
-Какие уравнения называют равносильными?
-Выполнение, каких преобразований приводит к равносильному уравнению?
- Какое уравнение называется дробным?
- При выполнении, какого преобразования мы не всегда получим уравнение, равносильное данному?
Задача.
Определить, какова реальная стоимость одной десятины земли, если известно, что рыночная цена превышала настоящую на 24,5 р. Крестьянину для содержания семьи необходимо было заплатить не менее 125р вместо реальных 76р. за одно и то же количество десятин.
Определить, на сколько процентов рыночная цена одной десятины земли была выше, чем реальная цена.